ТЕМА ДНЯ
Предмет исследования — зеленая экономика как социально-экономическое явление. Цели работы — обоснование феномена «зеленая экономика» как нового образа жизни людей, подразумевающего их уважительное и бережное отношение к природе, и выработка предложений по переходу от понимания зеленой экономики от единичного знания, присущего отдельным индивидуумам, к массовому осознанию этого феномена. Продемонстрировано, что в научной литературе до настоящего времени преобладают мнения, согласно которым зеленая экономика является инструментом решения частных (отраслевых) вопросов, подтверждением чему служит синонимия ее названий: «низкоуглеродная», «циркулярная, «синяя (голубая)» экономика и др. Предложена гипотеза мировоззренческого подхода к зеленой экономике, в соответствии с которой понимание зеленой экономики должно сводиться к «озеленению» (пронизыванию) всех хозяйственных и производственно-технологических действий людей уважительным и бережным отношением к природе. Составной частью этого процесса должно стать «озеленение» нравственно-этических отношений между людьми в процессе их взаимодействия с природой. На основе мнений жителей об условиях проживания в населенных пунктах показано, что назрела необходимость в формировании концепции новой социально-архитектурной поселенческой цивилизации. Выдвинуто предложение о целесообразности перехода от состояния социального эксперимента в осуществлении зеленой экономики к ее превращению в полноценный новый образ жизни людей. Сделан вывод о том, что процесс движения к зеленой экономике как новому образу жизни охватит несколько поколений людей. Однако начинать следует в настоящее время.
Предметы исследования — проблемы и перспективы развития зеленого финансирования, обеспечивающего предоставление средств для достижения Целей устойчивого развития ООН. Цели работы — оценка уровня развития и структуры зеленого финансирования, а также выявление факторов, определяющих его развитие с учетом новейших тенденций в мировой экономике. В статье проанализированы состояние и тренды развития рынка зеленого финансирования, установлены препятствия на пути развития зеленых финансовых инструментов и предложены направления решения возникающих проблем, определены особенности развития устойчивого финансирования в России. В исследовании использовались концепция устойчивого развития и проблемно-ориентированный подход к зеленому финансированию. Аналитическая работа проводилась с применением методов анализа и синтеза, сравнения и группировки, экономического анализа и моделирования. Результаты исследования показали, что интерес к инструментам зеленого финансирования обусловлен потребностью общества в устойчивом развитии и сохранении окружающей среды, что требует ужесточения требований к подотчетности зеленых финансовых инструментов, более строгого контроля со стороны регулирующих органов и достоверного раскрытия информации, подкрепленного более точными данными. Сделаны выводы о необходимости стимулирования использования инструментов зеленого финансирования, развития правовой базы в области устойчивого развития, которое обеспечит гармонизацию политики и стандартов зеленого финансирования не только на национальном, но и на глобальном уровне.
Санкционные ограничения со стороны США и других недружественных стран, применяемые перманентно в отношении Российской Федерации, приобрели масштабный характер. Предназначение санкций — ослабление России посредством деструктивного воздействия на ее экономику неправомерными средствами. Предмет исследования — предпринимаемые Россией меры, направленные на адаптацию экономики к санкционным ограничениям, в частности включающие инструменты налогового регулирования. Цели работы — оценка результативности принимаемых антисанкционных мер в части налоговой политики и определение направлений их совершенствования. Установлено, что в результате ряда принятых в стрессовых условиях решений не в полной мере достигнут тот результат, на который они были нацелены. Выявлены дополнительные возможности поддержки налогоплательщиков в сложных экономических условиях посредством применения действующих инструментов в части, например, регулирования НДС при трансграничных операциях или использования дополнительных средств для минимизации потерь, вызванных санкциями, без повышения налоговой нагрузки на приоритетные производства. Определены меры налогового контроля за использованием налоговых послаблений для недопущения уклонения от уплаты налогов. Сделаны выводы о том, что, несмотря на косвенный характер влияния налоговых мер на предпринимательскую деятельность, они способны в совокупности с другими финансовыми инструментами не только поддерживать предпринимательскую деятельность, но и развивать ее.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена влиянием четвертого энергоперехода на объем доходов российской бюджетной системы, а также на величину доходов российских газо- и нефтедобытчиков, от деятельности которых напрямую зависит развитие ряда регионов России. Предмет исследования — процесс четвертого энергоперехода экономик ЕС. Цели работы — определение понятия «энергопереход», выявление предпосылок четвертого энергоперехода, рассмотрение основных барьеров, замедливших четвертый энергопереход на территории ЕС, и путей их преодоления. В результате исследования сформулировано компромиссное определение энергоперехода между подходами В. Смила и Ж-Б. Фрессо как чрезвычайно растянутый во времени процесс «ползучей» замены источников энергии. Выявлены причины разбалансировки энергетической системы ЕС как основного барьера на пути четвертого энергоперехода. Сделан акцент на роли принципов устойчивого развития в процессе чрезмерного ускорения четвертого энергоперехода экономик ЕС, а также на значении погодных факторов в определении ошибочности этого варианта решения. Установлена роль России в обеспечении ускоренного безболезненного перехода стран Европы на зеленые источники генерации энергии. Охарактеризован двухэтапный план ЕС по реализации четвертого энергоперехода в условиях санкционного давления на Россию. Сделаны выводы о том, что на фоне продолжающегося четвертого энергоперехода России следует увеличивать внутреннее потребление углеводородного сырья в результате развития национальной экономики, а также укреплять сотрудничество со странами Востока.
Предмет исследования — развитие рынка зеленых облигаций после начала специальной военной операции. Актуальность статьи обусловлена объективной необходимостью поиска возможностей для сглаживания негативных эффектов международных санкций на рынок зеленых облигаций, в том числе посредством применения специальных мер государственной поддержки и стимулирования рынка на период, как минимум, адаптации к новым условиям существования в период санкционных ограничений.
Цели работы — поиск и оценка возможностей для развития российского рынка зеленых облигаций в условиях экономической войны с коллективным Западом и частичной внешней изоляции экономики России. Для их достижения обоснованы меры по поддержке российского рынка зеленых облигаций на период структурной трансформации российской экономики и создания новой финансовой инфраструктуры для сотрудничества с внешними акторами.
В результате применения методов анализа и синтеза, систематизации, классификации и категоризации информации выявлено, что из 46 фондовых бирж разных стран мира, на которых обращаются зеленые облигации, только 12 бирж расположены на территории дружественных стран. После отсечения российского рынка от внешнего сектора у российских эмитентов исчезли возможности для использования услуг международных консалтинговыми компаний в области оценки, верификации, аудита и т.п., что в существенной степени затрудняет выход на любые внешние рынки капитала.
Сделаны выводы о том, что на переходный период адаптации к существованию в новых условиях необходимо принятие дополнительных мер государственной поддержки российского рынка зеленых облигаций. Требуются существенные усилия по восстановлению позитивного инвестиционного климата на российском финансовом рынке, центральную роль в создании которого принадлежит государству благодаря использованию резервов ФНБ и проведению соответствующей информационной кампании, что позволяет сглаживать остроту проблем переходного периода.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время одним из трендов развития выступает внедрение ESG-принципов в бизнес-модели корпораций как финансового так и нефинансового секторов экономики. Адаптация бизнеса к принципам экологической (E), социальной (S) и корпоративной (G) ответственности, т.е. ESG-трансформация, ориентирована на формирование ответственного отношения организаций к сохранению и защите окружающей среды; повышение социальной ответственности; качественное корпоративное управление. ESG-критерии выступают основой для составления различных рейтингов. Участие бизнеса в ESG-рейтингах только подтверждает его приверженность концепции устойчивого развития и является весьма важным фактором, поскольку повышает репутацию и имидж бизнеса. Предмет исследования — процесс ESG-трансформации российских компаний. Цель работы — исследование ESG-подхода к деятельности российских компаний. Источниками информации послужили публикации российских и зарубежных ученых в области ESG, аналитические материалы различных рейтинговых агентств. В рамках исследования рассмотрены основные направления ESG-трансформации мировой экономики и приоритетные отрасли для обеспечения устойчивого развития экономики России; раскрыто содержание ESG-факторов; проведен анализ позиций российских компаний в ESG-рейтингах. Сделан вывод о том, что в Российской Федерации внедрение компаниями ESG-принципов находится на начальной стадии.
Предмет исследования — состояние благосостояния населения России в условиях взаимодействия природы и общества. Цель работы — оценка размера истинных сбережений России посредством одного из альтернативных ВВП инструментов в виде размера истинных сбережений, которые составили за период 2000–2018 гг. 18,5% валового национального дохода Российской Федерации. Выявлено существенное расхождение полученных авторских оценок истинных сбережений с оценками Всемирного банка, установлены возможные причины несоответствий вышеуказанных оценок. Определено, что в исследуемом периоде уровень истинных сбережений России оставался положительной величиной, свидетельствуя о недостижении экономического (оптимального) предела роста и соответствии текущего экономического развития России требованиям устойчивости к климатическим воздействиям. Вместе с тем заслуживает внимания неоднородность истинных сбережений в разрезе территорий, поскольку ресурсоизбыточные регионы России являются лидерами по традиционным экономическим показателям, но аутсайдерами по индикаторам устойчивого развития и истинному благосостоянию населения. Сделаны выводы о том, что методика Всемирного банка оценки ущерба, наносимого человечеством природной среде, не обеспечивает корректности межстрановых сопоставлений по основным направлениям развития экономики, а также блокирует возможность масштабирования оценок на другие уровни управления.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В Российской Федерации сложилась «горизонтальная» система органов государственного (муниципального) финансового контроля (ГФК), характеризующаяся независимостью органов контроля федерального, регионального и муниципального уровней. Особое место среди органов ГФК занимает Федеральное казначейство, которое помимо контрольных функций осуществляет полномочия оператора системы казначейских платежей, обеспечивает казначейское обслуживание и казначейское сопровождение, а также реализует бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей. Предмет исследования — деятельность органов ГФК. Результаты мероприятий контроля, проводимых контрольными органами, свидетельствуют о значительном количестве нарушений, допускаемых объектами контроля. Однако реально оценивать результативность деятельности конкретного органа ГФК, а тем более давать сравнительную оценку результативности функционирования разных органов контроля, в настоящее время не представляется возможным по причине отсутствия единых подходов к решению данного вопроса. В связи с этим цель настоящего исследования — выработка подходов к оценке результативности деятельности органов ГФК. Для этого проведены анализ и систематизация используемых органами ГФК показателей результативности деятельности. Уточнено понятие «результативность ГФК». Особое внимание в статье уделяется практике контрольной деятельности ключевых органов контроля — Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства. Одним из результатов исследования стало выдвижение предложения по изменению целей ГФК. Кроме того, с учетом уточненных целей контроля в статье предлагается авторская система показателей оценки результативности деятельности ГФК в целом и конкретных органов и должностных лиц в отдельности, что даст возможность оценивать степень результативности органов ГФК в нашей стране. В статье также предложена авторская трактовка термина — «казначейский контроль», под которым понимаются инструментарий казначейского обслуживания и казначейского сопровождения, а также отдельные направления контроля в сфере закупок.
Актуальность исследования зеленой экономики в контексте стратегического планирования социально-экономического развития территорий обусловливается тем, что именно данная модель хозяйствования в наибольшей мере соответствует мировому тренду, состоящему в акцентировании устойчивого развития, а также в выполнении задач повышения качества жизни населения. Предмет исследования настоящей статьи — развитие зеленой экономики в рамках выполнения стратегии социально-экономического развития территории. Цель работы — концептуализация цифровой зеленой экономики как рекомендуемой парадигмы развития удаленных депрессивных территорий, имеющих богатый природно-ресурсный и достаточный социальный потенциал. Устанавливается, что модель хозяйствования в контексте выполнения глобальной повестки на устойчивое развитие, декарбонизацию и использование возобновляемых ресурсов должна быть не столько зеленой, т.е. учитывающей экологические ограничения, сколько экономичной, основанной на получении прибыли, обеспечении баланса различных ресурсов и удовлетворении потребностей экономических агентов. В качестве важнейшего драйвера развития зеленой экономики рассматривается опора на современные цифровые технологии, которые одновременно являются природосберегающими и обеспечивающими глубокий уровень технологического передела продукции. Доказывается, что без цифровой компоненты зеленая экономика не может нормально функционировать. Поэтому возможности цифровой экономики увязываются с эффектом, оказываемым ею на окружающую среду. Определяются условия и факторы, обусловливающие необходимость реализации в районе исследования модели зеленой экономики, в качестве ресурса развития которой рассматриваются удаленное географическое положение, а также элементы природно-ресурсного потенциала. Сделаны выводы о необходимости многопланового активного государственного участия в формировании цифровой зеленой экономики.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Предметы исследования — стратегические планы социально-экономического развития регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Цель работы — оценка амбициозности региональных стратегий по достижению целей и задач Повестки дня в области устойчивого развития согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 25 сентября 2015 г. (в части экологической компоненты). В статье рассмотрены стратегические планы социально-экономического развития регионов СЗФО в части экологической компоненты устойчивого развития. Проведен сопоставительный анализ позиций регионов в имеющихся рэнкингах с выделением роли экологической компоненты. Проанализированы цели и задачи, формулируемые в региональных стратегиях социально-экономического развития, и осуществлено их сравнение с задачами Целей устойчивого развития (ЦУР). Выявлена степень соответствия региональных целей и задач Целям устойчивого развития. Дана оценка финансирования экологических программ из региональных бюджетов. Делается вывод о невысоком уровне амбициозности региональных стратегий в сравнении с Повесткой дня в области устойчивого развития в части экологической компоненты. Экологические задачи в формулировке регионов лишь частично соответствуют сущности ЦУР. Существенно большая часть экологических задач ЦУР не находит своего отражения и раскрытия в региональных стратегиях, что, однако, не мешает отдельно выделять в региональных стратегиях задачи ЦУР, которые в большой степени соответствуют текущим проблемам развития регионов, требующих первоочередного финансирования.
Предмет исследования — создание в арктических регионах России многоотраслевой производственно-технологической системы предприятий, представляющее собой весьма сложный процесс, требующий максимального учета влияющих на предпринимательскую деятельность финансовых, экологических, технологических факторов ввиду того, что задержка в реализации только одного проекта, изменение его локации, производственной мощности или чего-нибудь другого, отличного от первоначального плана формирования всего комплекса предприятий, могут приводить не только к упущенной выгоде по данному проекту, но и к потенциальному ущербу, наносимому следующим в производственно-технологической цепочке предприятиям до получения конечного результата их деятельности — загрузки Северного морского пути. Цель работы — повышение эффективности риск-менеджмента на основе оценки риска наступления негативных событий, которые могут становиться причинами неполучения ожидаемых доходов по проектам, неразрывно связанным производственными связями. Новизна исследования заключается в создании шкалы оценки вероятности наступления негативных событий и возможной величины упущенной выгоды для построения матрицы рисков проектов, связанных производственными цепочками. Предложен вариант оценки важности проектов для достижения главного результата — обеспечение загрузки Северного морского пути. Сделан вывод о том, что выбранный в исследовании подход может быть адаптирован к любому количеству проектов связанных воедино поставленной целью. Приведенные расчеты дают возможность применять предлагаемую схему установления приоритетности наступления негативных событий для сокращения рисков реализации проектов в слабо освоенных регионах.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Предмет исследования — налоговая политика стран ЕС в отношении зеленой экономики.
Цель работы — определение способов борьбы до 2030 г. с глобальным потеплением и загрязнением окружающей среды посредством инструментов налоговой политики.
В статье определена структура экологических налогов и сборов на основании нормативных документов ЕС в области экологической политики. Рассмотрена стратегия экологической политики ЕС под названием «Европейский зеленый курс» как одно из направлений обеспечения устойчивости экономики стран Запада, предусматривающая формирование механизма налогообложения потребителей углеродного топлива для возмещения ущерба климату, вызванного выбросом углекислого газа в атмосферу. Проведен анализ динамики общего объема налоговых поступлений в ЕС за период 2002–2020 гг., в том числе от экологических и энергетических налогов для сокращения выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 г. и достижения европейскими странами к 2050 г. климатической нейтральности, т.е. баланса, когда выбросы парниковых газов, таких как двуокись углерода или метан, соответствуют объему их поглощения из атмосферы. Сделаны выводы о трендах развития зеленой экономики ЕС.
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Предмет исследования — зависимость юрисдикции расположения материнских компаний российских организаций от объема доначислений по налогу на прибыль организаций, удерживаемому у источника в России, при контроле фактического права на доход (ФПД) иностранной организации. Цель работы — выработка предложений по управлению налоговыми рисками при определении ФПД. В статье во взаимосвязи с анализом динамики прямых иностранных инвестиций из России проанализированы информация об изменениях сумм уплаченного налога на прибыль организаций при выплате пассивных доходов иностранным получателям, а также данные об объемах доначисленного налога при контроле статуса ФПД. В результате анализа судебных решений по признаку «географии» бенефициарных собственников доходов из российского источника установлена взаимосвязь юрисдикции регистрации материнских компаний налогоплательщиков и среднего объема доначислений налога на прибыль организаций вследствие несоответствия статусу ФПД. Сделан вывод о том, что в преобладающем большинстве налоговых споров о статусе ФПД иностранные компании — получатели доходов признавались судами кондуитными, созданными с целью использования преимуществ регистрации в низконалоговых юрисдикциях и злоупотребления положениями международных налоговых договоров. Выявлено, что на протяжении последних семи лет причиной оттока капитала из страны было стремление налогоплательщиков к снижению эффективной налоговой ставки путем вывода прибылей в низконалоговые юрисдикции.
Проблема сокращения выбросов углерода и механизмы ее решения находятся в фокусе внимания научной общественности, специалистов энергоемких отраслей производства и руководства профильных государственных структур. Предмет исследования — применение углеродного налога для минимизации выбросов диоксида углерода в атмосферу. Цель работы — определение перспектив применения углеродного налога для российского бизнеса и государства в целом в контексте современных трендов экологизации мировой экономики. В статье рассмотрены положения механизма трансграничной корректировки углеродных выбросов Евросоюза, обобщены мнения специалистов о потенциальном влиянии данного инструмента на экономику России. Проанализировано неоднозначное воздействие механизма трансграничной корректировки углеродных выбросов на перспективы развития стран с разным уровнем доходов. Выявлена степень влияния углеродного налога на бизнес стран — импортеров энергоемкой продукции. Определены перспективные направления сотрудничества России с зарубежными партнерами в области защиты прав национальных товаропроизводителей энергоемких отраслей. Сделан вывод о необходимости стимулирования использования новейших разработок в области экологичного планирования, проектирования и эксплуатации объектов энергоемких отраслей, сокращения углеродного следа производимой продукции.
Актуальное значение для отечественной практики взаимодействия организаций и налоговых органов на пути достижения целей устойчивого развития имеет анализ современного состояния баланса интересов государства и организаций в рамках ESG-стратегий в юрисдикциях экономически развитых стран. Особую важность представляет оценка негативных тенденций злоупотребления ESG-повесткой в агрессивном налоговом планировании. Предмет исследования — механизмы ESG-активности организаций во взаимосвязи с налоговой мотивацией получения налоговой выгоды. Цель работы — выдвижение предложений по повышению результативности выявления незаконной налоговой оптимизации. Делается вывод о взаимосвязи декларирования организациями ESG-целей и применяемых ими методов агрессивного налогового планирования для извлечения необоснованной налоговой выгоды с акцентом на ESG-аспекты.
Выводы, сделанные в исследовании, согласуются с результатами работ зарубежных ученых за последние пять лет. При этом отмечается реальная перспектива подтверждающих экономико-статистических исследований в рамках выдвинутой в исследовании гипотезы для отечественных организаций в части получаемых ими налоговых выгод от участия в ESG-активности.
ПРАВО
Предметы исследования — экономико-правовые возможности и риски зеленого майнинга криптовалюты. Цель работы — формирование модели правового регулирования майнинга в Российской Федерации с акцентом на экономико-правовые возможности его стимулирования, а также на использование криптовалюты в трансграничных операциях в условиях санкционного давления.
Делается вывод о необходимости правового регулирования майнинга криптовалюты с учетом положений проекта федерального закона о майнинге, а также того, что одними из перспективных направлений экономического развития России являются использование попутного нефтяного газа для генерации электричества для центров обработки данных, становление зеленого майнинга на территориях с льготными налоговыми и таможенными режимами. Предлагается учитывать особенности белого, серого и зеленого майнингов при выработке законодательных решений, а также налогового стимулирования соответствующей деятельности.
ISSN 2619-1474 (Online)