Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 17, № 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-16 27
Аннотация

Предмет исследования — влияние финансового сектора и релевантных параметров, характеризующих финансовую сферу экономики, на экономический рост России. Цели работы — выявление основных сложностей в оценке влияния финансов на рост экономики, а также установление степени оказываемого финансовыми инвестициями и богатством воздействия на динамику российской экономики на выбранном интервале времени. Результатом исследования стало подтверждение положения о том, что финансовые инвестиции в России тормозили экономический рост. Общий вывод настоящего исследования сводится к тому, что базовым императивом финансовых рынков должно стать согласованное развитие различных экономических секторов, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста. Финансовый сектор России в существенной степени сдерживал на определенном этапе экономический рост, а снижение процентной ставки приводило к многократному увеличению инвестиций в основной капитал реального сектора. Для достижения устойчивого роста относительно высокими темпами требуется решение задачи целенаправленного обеспечения финансами релевантных видов экономической деятельности исходя из планов структурной организации национального хозяйства и управления изменением этой структуры. Бюджетное планирование выступает лишь одним из видов планов и не может подменять как индикативное и общее стратегическое планирования, так и народнохозяйственные планы.. В современной теории поведенческих финансов и финансовой математики не предусмотрен учет ни эффектов паники, ни стохастики финансового рынка, ни требующихся способов его регулирования, что подвигает ученых к разработке новых моделей финансового сектора и теории финансов.

17-26 23
Аннотация

Цель исследования — установление динамической взаимосвязи финансового развития, измеряемого долей ликвидных обязательств к ВВП, и экономического роста Российской Федерации, измеряемого как ВВП на душу населения, за период 2000–2022 гг. на основе корреляционного анализа с применением метода вейвлет-анализа, позволяющего выявлять эмпирические закономерности в отношениях между переменными в разных временных масштабах, которые невозможно обнаруживать традиционными методами анализа временных рядов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что финансовое развитие в целом привело к экономическому росту России в 2000–2022 гг. и продемонстрировало положительное влияние финансового развития на экономический рост, которое наблюдается как в краткосрочной, так и среднесрочной и долгосрочной перспективах, перемеживаясь с негативным влиянием финансового развития на экономическую активность в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Этот негативный эффект влияния финансового развития на реальный сектор экономики страны характерен не только для России, но особенно актуален для стран с низким и ниже среднего уровнями дохода. Выявлено, что краткосрочные и среднесрочные негативные эффекты в дальнейшем переходят в положительные эффекты в долгосрочной перспективе, что согласуется, в частности, с эндогенной теорией роста. Сделаны выводы о том, что в практической реализации политики либерализации, направленной на финансовое развитие через финансовое углубление, необходимо и важно различать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные эффекты финансового развития на экономический рост, учитывая, что позитивные выгоды, получаемые за счет финансового углубления и либерализации, ожидаются только в случае, если экономика находится на определенном уровне своего развития, обусловленном, например, формированием зрелых институтов. 

27-39 17
Аннотация

Предмет исследования — финансовые инструменты экономической политики, содействующие обеспечению финансовой устойчивости развития страны и формированию основ новой экономики.

Цель работы — на основе результатов анализа существующих финансовых инструментов стимулирования развития экономики предложить основные направления их совершенствования при переходе к новой экономической политике, нацеленной на обеспечение финансовой устойчивости страны, создание благоприятных условий для развития промышленности и укрепления экономического потенциала страны.

Отмечены положительная динамика роста промышленного производства и ВВП в стране, расширение инвестиционной деятельности в основных сферах бизнеса. Основными рисками для национальной экономики названы сложная геополитическая ситуация в мире, инфляционные риски краткосрочного и долгосрочного характера, к которым относятся демографические проблемы, безработица, смягчение бюджетного правила, перегрев рынка кредитования и ослабление курса рубля. Акцентировано внимание на том, что основные меры финансового инструментария должны быть направлены на стимулирование инвестиций в основной капитал и поддержание малого и среднего предпринимательства, а также на финансирование импортозамещения, развитие лизинга, обеспечение эффективного функционирования финансового рынка и поддержку кредитования корпоративного сектора. Сделаны выводы о том, что необходимо дальнейшее совершенствования финансовых инструментов воздействия на экономику в условиях ее трансформации и действия санкций со стороны западных стран.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

40-50 22
Аннотация

Предмет исследования — распространение цифровых технологий в мировой экономике, в том числе в денежных и валютных системах и на финансовых рынках.

Цель работы — установление последствий внедрения цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) и их использования в мировой валютной системе (МВС) в условиях деглобализации, обострения цивилизационного противостояния и усугубления геополитических рисков для всех ее участников, в том числе России.

В процессе исследования рассмотрены платформенная модель цифровизации МВС, мотивы введения ЦВЦБ и условия, необходимые для их функционирования в международном обороте, существующие ограничения, а также возможности и риски участия России в этих процессах. Выявлены негативные последствия и риски, связанные с платформенной трансформацией МВС. В результате исследования сделан вывод о том, что платформенный формат цифровизации МВС в существующих геополитических условиях закладывает возможность ее фрагментации, поскольку как сами платформы, так и механизмы их взаимосвязи предполагают необходимость согласования правил и процедур функционирования, технических связей и стандартов на основе двусторонних и многосторонних договорных соглашений. Фрагментация мировой экономики и финансов на геополитические блоки ставит под сомнение возможность заключения таких соглашений и формирования единой глобальной цифровой финансовой инфраструктуры.

51-59 26
Аннотация

Предмет исследования — взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности при использовании финансовых услуг в условиях цифровой трансформации экономики. Цели работы — выявление тенденций развития на рынке финансовых услуг и влияния технологий на его формирование, установление особенностей цифровизации рынка финансовых услуг посредством применения системного, экономического и статистического методов анализа для адаптирования субъектов хозяйственной деятельности к изменяющимся условиям экономики и принятия обоснованных решений по применению услуг, которые будут отвечать потребностям клиентов. Определены сектора предоставляемых финансовых услуг и разработана их классификация по технологическим, организационным и потребительским признакам. Установлены тренды интернет-банкинга в России Спрогнозированы перспективы финансирования компаний в условиях цифровизации. Определены меры обеспечения информационной безопасности. Сформулировано понятие бизнес-экосистемы. Сделаны выводы о том, что при выборе многовариантных источников финансирования субъекты хозяйственной деятельности должны учитывать тенденции изменений каждого сегмента рынка на основе комплексного подхода к рациональному использованию современных финансовых услуг в условиях цифрового преобразования экономики.

60-70 19
Аннотация

Предмет исследования — взаимодействие социально-экономических институтов, механизмов финансирования и управления финансовыми ресурсами в реализации социальных гарантий государства.

Актуальность статьи обусловлена усилением влияния процессов трансформации мирохозяйственных связей, реглобализации, технологического прогресса на потенциал и долгосрочную устойчивость финансово-инвестиционных моделей социального обеспечения после финансовых кризисов в первые десятилетия XXI в.

Цели работы — определение понятия и особенностей финансово-инвестиционной модели социального обеспечения (ФИМСО) и выявление факторов, оказывающих на нее влияние в современных условиях. В результате применения методов анализа и синтеза, систематизации, классификации и категоризации научных публикаций, а также статистических данных международных и отечественных организаций установлено, что ФИМСО представляет собой особую форму организации финансовых отношений, связанных с управлением социальными рисками и выполнением других задач в области социального обеспечения населения посредством финансирования социальных обязательств и инвестирования временно свободных финансовых ресурсов, предназначенных для финансирования социальных обязательств.

В ходе анализа оказывающих влияние на эволюцию ФИМСО актуальных вызовов и факторов сделаны выводы о том, что с учетом долгосрочных социально-экономических трендов и страновых особенностей ФИМСО государству целесообразно развивать негосударственную систему социального обеспечения, поскольку она позволяет в долгосрочной перспективе обеспечивать полное покрытие населения гарантированным минимальным прожиточным минимумом и одновременно развивать инструменты и возможности для среднего и максимального социального обеспечения тех, кто в нем нуждается.

71-83 25
Аннотация

Предмет исследования — общественный запрос на трансформацию государственной социальной поддержки граждан Российской Федерации. Цели работы — выявление мотивов общественного запроса как реакции населения на негативные факторы воздействия окружающей среды и определение ее значения для совершенствования государственной социальной поддержки граждан. Основной причиной развертывания работы государственных органов по модернизации социальной поддержки населения послужила потребность в синхронизации ее целей со стратегическими задачами развития Российской Федерации на фоне усиливающегося действия внешних геополитических факторов в результате введения санкционных ограничений на экспорт и импорт товаров в Россию. Обосновывается необходимость исследования общественного запроса как мотиватора технологического прогресса — процесса непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования форм и методов организации труда. имеющих конечной целью улучшение экономического и социального положения граждан посредством изменения всех сфер внутренней жизни государства, а именно бизнеса, образования, здравоохранения, деятельности правоохранительных органов, финансов, использования природных ресурсов, социального обеспечения российских граждан для совершенствования государственной социальной поддержки населения. В статье приводятся основные результаты исследования общественного мнения, касающегося обеспечения государственной социальной поддержки мало­ имущих слоев населения, и делается вывод о наличии общественного запроса на ее изменение к лучшему. Одной из причин общественного запроса на улучшение социального положения граждан, выявленной в результате исследования, является неудовлетворение рядом категорий граждан своим материальным положением и действующей по отношению к ним государственной социальной поддержкой. В работе описаны положительные и отрицательные аспекты общественного запроса и делаются предложения по изменению действующей государственной социальной поддержки населения с учетом влияния внешних геополитических факторов.

84-94 21
Аннотация

Предметы исследования — особенности развития национального хозяйства и трансформация научных подходов к распределению ресурсного потенциала на экономическом пространстве России. Цель работы — установление факторов, влияющих на пространственное распределение экономических ресурсов. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска механизмов содействия экономическому росту в изменяющейся геополитической реальности, которая возрастает в условиях позиционирования России как инициатора и активного участника новых интеграционных объединений дружественных государств из разных регионов мира.

В статье проанализированы результаты поисковых исследований российских ученых по проблемам пространственного развития, сформулированы причины объективных трудностей, препятствующих устойчивому росту уровня социально-экономического обеспечения и сбалансированному функционированию хозяйства административно-территориальных образований России. Выполнен критический анализ государственной политики регионального развития и показаны результаты ее исполнения. Представлен динамизм изменений в теории стратегического планирования и охарактеризованы новации его инструментальной базы. Сделаны выводы о необходимости систематизации и повышении информативности накопленных теоретико-методологических знаний и практических достижений в области управления пространственным развитием самой большой по территории и ресурсному потенциалу стране мира. Сформулированы рекомендации о путях и средствах модернизации системы публичного управления в федеративном государстве, целесообразности применения инновационных подходов к формированию системы расселения и градостроительной политики.

95-105 9
Аннотация

Предмет исследования — освоение природных богатств арктических регионов страны.

Цель работы — оценка приоритетности направлений экономико-пространственного развития добычи и транспортировки углеводородных ресурсов, включая геологоразведку и научно-техническое обеспечение решения отраслевых задач, с целью повышения эффективности их финансирования. Особенностью построения иерархического дерева освоения богатств арктических регионов России как способа представления иерархической структуры в графическом виде по уровням «цель оценки — направления развития нефтегазовой отрасли — составляющие направлений развития» является блочная структура, поскольку составляющие направлений развития формируют блоки, которые относятся только к определенному направлению.

Результатом исследования стало предложение по составлению прогноза приоритетности направлений развития и их составляющих на основе экспертных оценок, который предложено проводить на цифровой основе с использованием иерархического дерева, включающего блочную структуру. Для воплощения на практике данного предложения разработан алгоритм, который апробирован при прогнозе на период до 2030 года. Проведенные расчеты для прошедших периодов показали, что рассчитанные оценки приоритетности учитывали проведенные в отрасли важнейшие работы по переориентации экспортных потоков углеводородного сырья в Азиатско-Тихоокеанский регион и другие страны Азии и Латинской Америки.

Сделаны выводы о том, разработанный подход соответствует поставленной в статье цели и полученные оценки приоритетности могут быть положены в основу создания целевой инвестиционной программы экономико-пространственного развития нефтегазовой отрасли как основы цифровой модели развития региона.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

106-115 23
Аннотация

Предмет исследования — переход на новый уровень решения управленческих задач посредством использования показателей программ цифровизации управления. Цели работы — построение модели оценки процессов управления в регионе на основе предложенной типологии показателей региональных программ, разработка подхода к оценке качества формулировок показателей на предмет их способности адекватно отражать процесс цифрового развития. Дифференцируются понятия цифровизации и цифровой трансформации. Дается оценка региональных стратегий и программ в рассматриваемой области. Подчеркивается важность роли показателя в реализации настаящего исследования как инструмента косвенного регулирования. Анализируются подходы к формированию показателей региональных программ «сверху» и «снизу». На основе анализа 17 программ цифровизации Центрального федерального округа выделены и соотнесены друг с другом восемь типов показателей, отражающих материально-технические условия цифровизации региона; уровень информационной безопасности; степень внедрения цифровых систем и сервисов; стимулирование развития цифровых технологий в регионе; кадровое обеспечение; востребованность государственных цифровых сервисов; удобство использования цифровых технологий для удовлетворения социальных потребностей людей; удовлетворенность различными аспектами цифровизации. Идентифицированы проблемы, решение которых позволит совершенствовать оценку эффективности цифровизации на региональном уровне, избегая формализма и ориентируя управленцев на достижение социально значимых результатов.

116-122 9
Аннотация

Актуальность работы обусловлена необходимостью переосмысления методологии управления пространственными ресурсами России в связи с появлением новых проблем, вызванных неблагоприятными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка.

Предмет исследования — теория и методология использования пространственных ресурсов России.

Цель работы — уточнение условий разработки организационно-экономических решений по использованию пространственных ресурсов России в условиях цифровизации. Установлено, что методология управления пространственными ресурсами требует переосмысления вследствие усиления влияния ранее действовавших факторов и возникновения новых возможностей, связанных с цифровизацией государственного управления, экономики, социальной сферы. В работе определено, что для решения задач пространственного развития социо-эколого-экономической системы региона должна осуществляться оценка качества экономического пространства с учетом того, что в эпоху цифровизации цифровые технологии изменили условия использования экономического пространства, выразившиеся в появлении новых видов деятельности, способов осуществления торговли и занятости и т.п. Обосновано, что важное значение при использовании пространственных ресурсов имеет эффективное участие в нем общественности в сочетании с применением новых инструментов инновационного взаимодействия — сетевых институций, бенчмаркинга территорий, брендинга территорий.

Сделан вывод о том, что эффективная система пространственного планирования должна обладать не только структурной целостностью, но и функциональной непрерывностью и аддитивностью. Причем при формировании и реализации стратегий социально-экономического развития на макроэкономическом, региональном и муниципальном уровнях должны учитываться интернальные и экстернальные (позитивные и негативные) эффекты использования пространственных ресурсов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

123-135 21
Аннотация

Предмет исследования инструменты обеспечения развития туриндустрии в России для достижения целей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в условиях цифровой трансформации экономики.

Цель работы выявление новых векторов развития туризма и индустрии гостеприимства через отраслевой фискальный платеж — курортный сбор.

Структура работы предопределена целью и задачами исследования и включает анализ бюджетной поддержки выполнения национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», оценку уплаченных сумм курортного сбора за весь период его взимания, авторские предложения по совершенствованию этого фискального инструмента в условиях цифровой трансформации экономики.

Научная значимость работы заключается в формировании направлений совершенствования сбора курортного сбора в условиях цифровой трансформации экономики, включая определение его размера и способа взимания, с учетом наличия серой зоны уплаты налогов и сборов в местах коллективного размещения туристов. В результате исследования выявлено, что на текущий момент взимание курортного сбора положительно влияет на наполнение бюджетов соответствующих регионов, хотя недостаточная эффективность его администрирования не позволяет реализовывать полностью заложенный в нем финансовый потенциал. Сделан вывод о том, курортный сбор должен быть кодифицирован посредством включения в Налоговый кодекс Российской Федерации, чтобы на годы вперед муниципалитеты могли благодаря ему планировать благоустройство курортов и поддержание уже созданной инфраструктуры.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

136-144 10
Аннотация

Актуальность статьи состоит в выявлении подходов к эмиссии и обращению коллективной денежной единицы в рамках группы стран регионального блока ЕАЭС для преодоления санкционных барьеров благодаря обезличенности валюты.

Предмет исследования — коллективная денежная еденица, позволяющая адаптировать систему кредитно-денежного обращения стран — членов ЕАЭС к внутрирегиональным расчетам.

Цель работы — установление особенностей и природы коллективной денежной единицы, риски использования которой могут возникать вследствие ее использования в странах ЕАЭС. На основе закона причинно-следственной связи получены выводы, имеющие существенное народнохозяйственное значение для стран — членов ЕАЭС с точки зрения их социально-экономического развития и вовлеченности в турбулентную мировую валютно-финансовую систему. Уточнены роль и функции коллективной денежной единицы с учетом адаптации российской финансовой системы к последствиям, вызванным действующими западными санкциями.

Сделан вывод о том, что в настоящее время происходит переосмысление задач, которые могут возлагаться на коллективные валюты с позиций цифровизации системы денежного обращения и кредита и утрачивания деньгами своих национальных признаков.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

145-154 22
Аннотация

Предмет исследования — налогообложение операций с цифровой валютой. Цели работы — установление ключевых особенностей налогообложения операций с цифровой валютой в Российской Федерации, определение подходов к внесению изменений в нормативные правовые документы. Актуальность работы обусловлена ускоряющимся развитием цифровых технологий, при котором законодатель не успевает разрабатывать и принимать соответствующие законодательные акты. На основе анализа законодательства Российской Федерации, законопроектов, писем Минфина и ФНС России, программных документов Банка международных расчетов, научных публикаций российских и иностранных исследователей уточнены понятия криптовалюты, цифровой валюты, цифровых финансовых активов, майнинга криптовалют для целей налогообложения. Выделены отличия в трактованиях понятий различных видов цифровых активов по способу создания и целям их использования. Описаны особенности налогообложения операций с цифровыми активами в части налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения. Сделаны выводы о том, что в целях исчисления НДС цифровая валюта может быть квалифицирована в качестве имущества; криптовалюту следует определять как цифровую валюту; при майнинге криптовалюты с использованием майнингового оборудования, которое фактически размещено на территории Российской Федерации, услуга по организации выпуска цифровой валюты должна считаться оказываемой на территории Российской Федерации. Предложено исключить из законодательства противоречия в определении правоприменения новых цифровых технологий в экономике страны, что позволит субъектам внешнеэкономической деятельности пользоваться цифровыми технологиями в правовом поле, не ожидая возможных негативных правовых последствий.

155-165 23
Аннотация

Современная российская практика оценочной деятельности испытывает сложности с учетом налоговых факторов, что обусловлено отсутствием научных разработок в этой сфере. Более того, согласно федеральным стандартам процесс оценочной деятельности не включает финансовую, юридическую, налоговую проверки и (или) экологический, технический и иные виды аудита.Предмет исследования—влияние налоговых факторов на стоимость бизнеса, которые могут увеличивать или уменьшать инвестиционную стоимость объекта оценки. Цель работы — установление основных налоговых факторов, способных воздействовать на конечную инвестиционную стоимость бизнеса. При этом налоговые факторы, включенные в процесс анализа, классифицированы на группы, зависящие от оценщиков; стейкхолдеров; внешней среды.Сделаны выводы об особой важности в профессиональной оценочной деятельности уровня компетенции специалистов-оценщиков, навыков и умений в корпоративном управлении, знания федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении их профессиональной деятельности. Выявлено, что в зависимости от опыта специалистов-оценщиков инвестиционная стоимость бизнеса, указанная в итоговом отчете, может быть скорректирована на величину отложенных налоговых обязательств без учета отложенных налоговых активов и налоговых рисков, способных влиять на бизнес в будущем. К налоговым факторам, определяемым стейкхолдерами компании, отнесены особенности учетной политики и формирования отчетности в сфере налогообложения.

ПРАВО

166-174 24
Аннотация

Предмет исследования — формирование социально-психологического профиля потребителей. Цель работы установление роли правового регулирования в создании социально-психологического профиля потребителей в условиях санкций. В исследовании использованы методы моделирования, сравнения, формальной логики, экстраполяции, позволившие провести обстоятельный анализ научных и правовых источников литературы о предмете исследования, выявить особенности формирования профиля потребителя в условиях санкций. В статье рассмотрена сущность понятия «социально-психологический профиль личности», выделены факторы, которые оказывают наиболее сильное влияние на поведение потребителей. Определено, что в отечественной науке вопросам формирования социально-психологического профиля личности потребителя не уделяется должного внимания. Приводятся основные параметры, необходимые для формирования социально-психологического профиля потребителей. Обоснована разница в понимании терминов «социально-психологический профиль» и «социально-психологический портрет». Детально рассмотрен процесс формирования социально-психологического профиля личности потребителей. Установлено, что наибольшую роль в определении потребительского поведения играют такие факторы, как качество, стоимость, доступность товаров/услуг, финансовые возможности потребителей, их ожидания и предпочтения. Проанализированы меры, предпринимаемые государством в целях поддержки потребителей и бизнеса в условиях санкций, рассмотрен иностранный опыт противостояния санкциям.

По итогам исследования сделан вывод о необходимости соблюдения конфиденциальности персональных данных при формировании социально-психологического профиля российских потребителей.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)