ТЕМА НОМЕРА
Предмет исследования — динамика уровня жизни российского населения. Цель работы — определение основных трендов в решении задач достижения достойного уровня жизни населения и уменьшения социального неравенства в обществе. Рассмотрено влияние экономической динамики на положение домохозяйств/семей с разным уровнем доходов; выявлены усиление дифференциации по доходам, а также увеличение доли расходов на питание у семей с самыми низкими доходами, а также сельского населения по сравнению с горожанами. Особое внимание уделено динамике уровня жизни пенсионеров и отставанию индексации пенсий от роста цен. Подчеркнуто, что, несмотря на рост валового дохода на душу населения в последние десятилетие, в число самых бедных регионов страны входят одни и те же субъекты Российской Федерации, что свидетельствует о недостатках региональной политики федерального центра. Благодаря выявлению несовершенства учета в индикаторах Росстата признаков недоедания, вызванного недостаточным или неадекватным питанием, и анализу содержания социальной политики России сделаны выводы о необходимости усиления эгалитарности социальной политики и увеличения точности измерения уровня бедности, как минимум, до сотого (0,00%) или даже тысячного знака в показателе недоедания Росстата, свидетельствующем о минимальном количестве пищевых продуктов, необходимом для поддержания жизни человеческого организма.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Предмет исследования — импакт-инвестирование как инструмент достижения баланса между экономическим развитием, сохранением окружающей среды и социальной справедливостью. Цели работы — системное осмысление ряда ключевых понятий, относящихся к теории и практике реализации концепции устойчивого развития ООН, для понижения категориальной неопределенности, которая затрудняет проведение эмпирических экономико-социологических исследований; разработка механизма импакт-инвестирования, учитывающего многообразие социальных ролей, выполняемых различными субъектами экономических отношений в инвестиционных процессах. Статья представляет результаты системной категоризации многочисленных понятий, описывающих двусторонние встречные потоки денежных средств в рамках ответственного устойчивого инвестирования. Особое внимание уделено роли инвесторов (розничных и институциональных) и бизнеса, которые играют ключевую роль в этом процессе. Предложена авторская модель механизма импакт-инвестирования, описан процесс его институализации. Сделаны выводы о том, что инвестирование для обеспечения устойчивого развития представляет собой инвестиционную систему, включающую две взаимодействующие подсистемы, функционирующие на основе двух базовых методологий ответственного устойчивого инвестирования: в сфере реальных (IFSI) и финансовых (SRI) инвестиций; социально-ответственное инвестирование — это основанная на этических ценностях и принципах ответственного инвестирования инвестиционная модель поведения, которая позволяет инвесторам своими инвестиционно-финансовыми действиями стимулировать развитие обеих импакт-стратегий в реальном бизнесе, внося свой посильный вклад в реализацию концепции устойчивого развития ООН.
В настоящее время на рынке труда наблюдается ситуация, при которой показатели уровня безработицы преодолели нижние пределы ее естественного уровня в условиях острого дефицита кадров, когда количество открытых вакансий превышает число соискателей. На повестку дня в области устойчивого развития российской экономики становится поиск резервов восполнения дефицита работников посредством вовлечения большего числа пенсионеров в трудовую деятельность и сохранения рабочих мест за людьми, выходящими на пенсию в ближайшее время.
Предмет исследования — пути преодоления кадрового дефицита в экономике благодаря вовлечению пенсионеров в социальную и профессиональную жизнь.
Цели работы — анализ национальных проектов и стратегий с точки зрения интеграции старшего поколения в трудовую деятельность, выявление причин кадрового дефицита, приводящего к перегрузке работников и негативным последствиям для их здоровья, снижению продуктивности труда и ухудшению морального климата в трудовых коллективах. В статье систематизирована информация о национальных проектах и стратегиях, направленных на поддержание уровня жизни старшего поколения. Сделаны выводы о том, что люди далеко не первой молодости представляют собой в Российской Федерации дополнительный человеческий капитал, который может быть интегрирован в экономику страны с максимальным эффектом как для данной категории граждан, так и для государства. Предложен ряд мер, которые могли бы создать дополнительные стимулы для вовлечения пенсионеров в трудовую деятельность.
Предмет исследования — демографическая политика России, направленная на стимулирование рождаемости. Цель работы — анализ эффективности государственной финансовой политики в области стимулирования рождаемости. Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления негативных демографических тенденций в России в условиях негативного внешнего фона и высокой неопределенности, что требует адаптации финансовых инструментов государственной поддержки семей с детьми к современным вызовам. В статье проведен анализ основных мер финансового стимулирования рождаемости в России на основе открытых данных Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), касающихся материнского (семейного) капитала, налоговых льгот и социальных пособий. Рассмотрены тенденции и проблемы реализации демографической политики, а также влияние увеличения стоимости воспроизводства человеческого капитала на рождаемость. Проведены моделирование и расчет примерного размера денежной компенсации семьям с детьми на основе альтернативных издержек семьи по содержанию, образованию и воспитанию детей до трудоспособного возраста. На основе открытых данных Росстата и ЕГИССО сделан вывод о недостаточной результативности текущих мер финансового стимулирования рождаемости. Предлагается использовать комплексный подход к решению демографической проблемы, включающий изменение подходов к перераспределению финансовых ресурсов в обществе, предоставление дополнительных налоговых льгот для средне- и высокодоходных групп граждан с учетом статуса многодетности, а также более гибкую индексацию социальных выплат, применение регионально-ориентированных финансовых стратегий стимулирования рождаемости, повышение общей налоговой нагрузки на экономику для финансового обеспечения предлагаемых мер поощрения рождаемости.
Предмет исследования — сберегательное поведение населения на рынке сбережений в странах мира и России. Цель работы — выявление на рынке сбережений домохозяйств закономерностей сберегательного поведения населения, относимого к разным группам и регионам проживания, для разработки эффективной стратегии государства по стимулированию сбережений. Установлена макроэкономическая роль сбережений в экономике. Определено, что корректная денежно-кредитная политика стимулирует население к сбережению денежных средств, а экономическая стабильность обеспечивает их защиту от инфляции.
Показано, что пандемия коронавируса подтолкнула домохозяйства США и ЕС к росту сбережений, а после ее окончания американское население стало больше тратить, а европейское — больше копить деньги. Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения обусловливает необходимость роста пенсионных выплат и госрасходов на содержание пожилых людей и, как следствие, разработки мотивационной стратегии государства, направленной на стимулирование граждан к сбережениям на старость на основе изучения сберегательного поведения различных по составу групп домохозяйств. Для России свойственно постепенное уменьшение размера домохозяйств в сельской местности до одного или двух человек, а в городах — до одного человека трудоспособного возраста. Отмечен рост количества одиноких домохозяйств, не склонных к сбережению, состоящих как из мужчин, так и женщин, а в последние годы — домохозяйств, возглавляемых мужчинами, которые более склонны к сберегательному поведению, чем женщины.
Сделаны выводы о необходимости учета разных по составу групп домохозяйств и их региональной неоднородности в России по сберегательному поведению для разработки государственных программ стимулирования населения к сбережениям
Актуальность статьи обусловлена малоизученностью проблемы ценового дисбаланса на первичном и вторичном рынках жилой недвижимости и потребностью осмысления влияния затянувшихся антикризисных мер в ипотечном сегменте рынка недвижимости на обеспечение доступности жилья, риски банковской системы и регуляторную практику Центрального банка. Предмет исследования — поведение российских банков на рынке ипотечного кредитования в 2020–2024 гг. Цели работы — выявление причин возникновения ценового дисбаланса на первичном и вторичном рынках недвижимости, а также осуществление оценки эффективности макропруденциальных и денежно-кредитных мер регулирования в период действия широкомасштабной программы безадресной льготной ипотеки. На основе проведенного анализа сделаны выводы о том, что, во-первых, программы льготной ипотеки увеличили только на короткий срок доступность жилья для населения, тогда как с ростом спроса на новостройки и цен на них бенефициарами продления программы государственной поддержки стали застройщики и кредитующие банки; во-вторых, кредитный бум и несбалансированный рост цен на строящееся и готовое жилье привели к появлению признаков пузыря на рынке жилой недвижимости; в-третьих, риски в банковских кредитных портфелях начали накапливаться из-за снижения банками первоначального взноса на жилье по ипотеке, вовлечения в ипотечное кредитование высокорискованных групп заемщиков, значительного удлинения сроков кредитования и переоцененных залогов, в-четвертых, одновременное предоставление ипотечным заемщикам дополнительных кредитов другими банками увеличило системный риск; наконец, в-пятых, в условиях уверенного роста темпа инфляции в сочетании с перегревом кредитного рынка высокая доля кредитов с субсидируемой процентной ставкой в банковских портфелях значительно ослабила импульсы монетарного регулирования, и в результате рестриктивные макропруденциальные меры оказались более эффективными, чем повышение ключевой ставки Центральным банком.
Предмет исследования — влияние цифровой трансформации общества на качество и уровень жизни населения. Цель работы — определение степени влияния цифровой трансформации общества на уровень и качество жизни людей. В статье рассмотрены изменения социального положения и уровня жизни населения России за последние годы по таким макроэкономическим показателям, как уровни занятости и безработицы. Установлено положительное воздействие цифровой трансформации экономики на качество жизни населения, выразившееся в увеличении доли пользователей цифровой инфраструктурой, росте цифровой грамотности людей, появлении новых видов цифровых услуг, возникновении новых бизнес-процессов и форм занятости на фоне изменений в цифровом пространстве страны, произошедших в результате крупномасштабной трансформации экономики. Выделены основные проблемы в сфере внедрения передовых технологий, влияющие на качество и уровень жизни населения. Теоретической основой научной работы стало использование общенаучных методов познания исследуемых процессов и явлений. Научно-методическую основу исследования составили данные статистики и труды российских и зарубежных ученых. Исходя из анализа имеющейся информации и статистических данных и полученных в ходе исследования результатов сделан вывод о необходимости внесения правки в государственную политику и повышения ее влияния на деятельность граждан в цифровом пространстве.
Предмет исследования — деятельность некоммерческой организации «Круг добра», созданной для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями. Цели работы — установление сущности этого фонда и выяснение того, является ли он новым видом государственного внебюджетного фонда или представляет собой принципиально новый для Российской Федерации механизм финансового обеспечения выполнения социальных обязательств государства. Научная новизна статьи заключается в выявлении основных сходств и отличий фонда «Круг добра» от существующих структур. Рассмотрена действующая классификация государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Установлены основные признаки, позволяющие относить ту или иную организацию к категории государственных внебюджетных фондов. Отражен опыт создания и работы фонда «Круг Добра», определены источники его финансирования, направления расходования средств, организационно-правовые особенности. Проведено сравнение важнейших характеристик фонда «Круг добра» с особенностями отдельных квази-внебюджетных фондов. Выделены основные отличия фонда «Круг добра» от фонда «Защитники Отечества». Сделан вывод о том, что фонд «Круг добра» является по сути новым государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, несмотря на его финансирование посредством грантов из федерального бюджета.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В период модернизации системы высшего образования актуализировалась проблема повышения уровня оплаты труда преподавателей в соответствии с задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», с учетом новых социально-экономических вызовов.
Предмет исследования — уровень оплаты труда преподавателей российских вузов. Цели работы — оценка динамики оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов и установление основных факторов, определяющих дифференциацию заработной платы преподавателей разных категорий. Эмпирическую базу исследования составили данные официальной статистики и результаты социологических опросов, касающихся оплаты труда в высшей школе, которые проведены в рамках проекта «Мониторинг экономики образования».
В ходе исследования выделены результаты решения задач, поставленных в нормативно-правовых документах по обеспечению повышения средней заработной платы преподавателей вузов до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе, продемонстрирована динамика уровня оплаты труда, в том числе зависимость уровня заработной платы в экономике от ведомственной принадлежности вузов. В то же время установлено, что значительная часть преподавателей не подтверждает существенных позитивных изменений в размере заработной платы, а заключаемые в вузах эффективные контракты обусловливают необоснованный рост дифференциации в оплате труда работников различных категорий. Сделан вывод о необходимости разработки и реализации управленческих механизмов, позволяющих, с одной стороны, устанавливать на федеральном уровне единые нормы соотношения между основной и стимулирующей частями зарплаты, а с другой стороны, давать возможность вузам самостоятельно выбирать оптимальную модель оплаты труда с учетом реальных возможностей и имеющихся ресурсов.
Актуальность настоящей статьи обусловливается необходимостью сверки концептуального понимания феномена «умного города» с его интерпретацией в управленческой и образовательной практиках. До недавнего времени действовал ведомственный проект Минстроя России «Умный город», в рамках которого был создан одноименный портал. Предмет исследования — развитие парадигмы «умного города» в условиях всеобъемлющего и необратимого процесса цифровизации, охватившего все сферы жизнедеятельности общества. Цель работы — уточнение концептуальных рамок и смыслового поля понятий «умный город» и «умная территория» в контексте цифровизации городского хозяйства с учетом дуализма социально-экономического и пространственного развития регионов и муниципальных образований. Обращение к этимологии слова smart позволило уточнить смысловое поле «умного города» — это город, в котором использование высоких технологий ориентировано прежде всего на внешний эффект. Аргументируется, что понятие «умный город» следует использовать в узком смысле, включая в него только объекты интернета вещей и системы, относящиеся к городской среде и городскому хозяйству. Широкие же трактовки понятия «умный город» являются не соответствующими нынешним ситуациям удовлетворения потребностей общества, в рамках которых благодаря цифровым платформам реализован принцип экстерриториальности. В данном случае более уместно понятие «умные территории», однако и оно утрачивает какое-либо особенное значение, если реалии интерпретируются через призму понятия цифровизации. Сделан вывод о необходимости смещения фокуса внимания с формальных характеристик «умного города», т. е. внешней привлекательности, на его содержательную сторону.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Концепция устойчивого развития в настоящее время обрела «второе дыхание» в условиях обновленной национальной повестки социально-экономического развития страны, определенной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на ближайшие пять–десять лет. Человеческий капитал и социальная ответственность бизнеса становятся мощными драйверами реализации национальных целей, в основу которых заложены принципы человекоцентричности, где главным приоритетом общества являются человек, его потребности, интересы и права. Предмет исследования — инструменты оценки ответственного ведения бизнеса и стимулирования вклада организаций в достижение национальных целей развития России. Цели работы — определение современных инструментов мониторинга, оценки и раскрытия в отчетности показателей ответственного ведения бизнеса, отвечающих интересам государства, и выработка инициатив, стимулирующих бизнес к проактивному вовлечению в деятельность по достижению национальных целей развития страны. В статье рассматриваются принципы человекоцентричности и лучшие отечественные практики оценки соответствующего индекса. Дан анализ положений проектов стандарта общественного капитала бизнеса и стандарта отчетности об устойчивом развитии, продемонстрирована их взаимосвязь. Предложен набор универсальных и индивидуальных существенных тем для раскрытия в отчетности об устойчивом развитии в части человеческого капитала, что обусловлено необходимостью обеспечения сопоставимости показателей отчетности разных компаний между собой, с одной стороны, и кастомизации данных под интересы ключевых стейкхолдеров, с другой стороны. Обоснована обязательность имплементации конкретных индикаторов в финансовую отчетность. Сделан вывод о важности формирования показателей, комплексно отражающих вклад компании в достижение национальных целей России, определенных на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
На финансовом рынке Российской Федерации сформировалась устойчивая тенденция к развитию в цифровом формате бесшовного клиентского пути, при котором одинаково удобно взаимодействие различных организаций на сайтах, в приложениях или при рассылках для беспрепятственного обмена информацией и создания здоровой конкурентной среды.
Предмет исследования — этапы и особенности внедрения Открытых банковских интерфейсов (OpenAPI). Цель работы — определение мер по преодолению организационно-правовых ограничений внедрения инновационной технологии Открытых API в международной и российской практике на основе опыта стран БРИКС, европейских государств, Японии и США. Научная новизна исследования заключается в установлении основных различий в этапах внедрения Открытых API на международном и российском финансовом рынках; особенностей регуляторных воздействий в процессе внедрения инновационной технологии в парадигме Открытого банкинга — Открытых финансов — Открытых данных (Open Banking — Open Finance — Open Data) в международной и российской практике по результатам сравнительного анализа существующих регуляторных рамок и практик, направленных на стимулирование использования технологий Открытых API в банковском секторе. В качестве основных методов исследования использовались формальная логика, методы сравнительного анализа, систематизации, группировки, а также контент-анализ, приемы графической интерпретации и др. Систематизация успешных кейсов, взятых из зарубежной практики, позволила предложить способы преодоления выявленных в российской практике ограничений. Сделан вывод о важности интеграции международного опыта в российскую практику для формирования эффективной экосистемы открытого банкинга.
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Предмет исследования — задачи, принципы, меры и инструменты, механизм и факторы реализации налоговой политики государства на среднесрочный период 2025–2027 гг. в новых геополитических и внутринациональных экономических условиях. Актуальность работы предопределена вступлением в силу с начала 2025 г. многих из принятых Правительством РФ решений в отношении системы налогообложения организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, основная цель которых — адаптировать налоговую систему к новым условиям для выполнения поставленных Президентом РФ задач по обеспечению бюджетной устойчивости государства при реализации принципа справедливости в подоходном налогообложении. В связи с тем, что многие вопросы достаточности намеченных мер в контексте достижения целевых показателей по национальным проектам, а также глубины донастройки налоговой системы в условиях заявленной налоговой реформы остаются дискуссионными, задача исследования состояла в определении и оценке уровня еe готовности к реформированию. Особое внимание в работе уделено проблемам соблюдения современных принципов функционирования и организации налоговых отношений, а также новым подходам к обеспечению взаимодействия их участников. Установлено, что вклад налоговой политики в экономическое развитие России должен быть более весомым в связи с ее обусловленностью процессом структурной трансформации экономики как результат достижения национальных целей развития страны. По результатам исследования сделан вывод о том, что формирующийся сегодня комплекс мер по усилению стимулирования налогообложения и повышению эффективности налогового администрирования в перспективе потребует не только его корректировки, но и определенной донастройки.
Предмет исследования — подходы к обеспечению налоговой справедливости. Цель работы — определение роли стейкхолдеров в соблюдении принципа справедливости налогообложения. Научная новизна исследования состоит в установлении иерархии заинтересованных сторон в обеспечении справедливости налогообложения. Информационной базой исследования послужили научные публикации зарубежных и российских авторов, материалы официальных источников. Вследствие того, что налоговая система, будучи основным инструментом перераспределения доходов в экономике, должна быть понятной и справедливой для всех налогоплательщиков, в статье рассмотрены подходы к обеспечению налоговой справедливости в историческом контексте. Обобщен отечественный и зарубежный опыт, выделены основные принципы справедливости: вертикальной, горизонтальной и обменной. Установлено, что стейкхолдерами обеспечения справедливости налогообложения выступают субъекты хозяйственной деятельности, прямо или косвенно вовлеченные в процесс налогообложения и имеющие в нем определенную заинтересованность: международные организации; государственные органы; общественность; налогоплательщики и др. Сделаны выводы о влиянии стейкхолдеров на обеспечение справедливости налогообложения в зависимости от уровней микро-, мезо-, макро- и мирового воздействия.
ПРАВО
Предмет исследования — права людей на достойный уровень жизни и свободное развитие. Цель работы — определение места прав человека на достойную жизнь и свободное развитие в современном правовом регулировании и обеспечении социально-экономического развития страны. В статье достойная жизнь и свободное развитие человека трактуются как научные категории, конституционные ценности, базовые права человека. Установлены материальные и нематериальные аспекты рассматриваемых понятий, материально-правовые и процедурные условия, связанные с государством и самой личностью, международными и национальными стандартами. На основе анализа законодательных и научных источников обоснована возможность обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Доказан тезис о том, что права людей на достойный уровень жизни и свободное развитие могут быть включены в систему охраняемых законом ценностей, обеспечиваемых в том числе посредством государственного контроля и надзора в экономической сфере. Сделан вывод о том, что права человека на достойную жизнь и свободное развитие неразрывно связаны друг с другом, закреплены на конституционном уровне, выступают категориями одновременно правовой, экономической и социальной природы и могут рассматриваться в качестве обязательного условия, цели и вектора подобного развития в определенных исторических условиях.
Предмет исследования — управление сферой физической культуры и спорта, учитывающее социальную значимость данной сферы деятельности и необходимость решения задач обеспечения общественного блага. Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что эффективное функционирование данной сферы требует государственного вмешательства, направленного на учет интересов широкого круга стейкхолдеров и использование наиболее результативных инструментов государственного регулирования. Цели работы — анализ существующих моделей управления физической культурой и спортом, выявление их преимуществ и недостатков, установление ключевых принципов эффективного регулирования и разработка подходов к принятию социально ориентированных решений. В исследовании рассмотрены четыре основные модели управления физической культурой и спортом: социальная, миссионерская, бюрократическая и предпринимательская, которые различаются по степени государственного участия в нем начиная от полной централизации и заканчивая абсолютной децентрализацией, а также имеют разные временные горизонты планирования. Основные результаты исследования свидетельствуют о том, что эффективная система управления должна предусматривать целостность подходов, наличие контроля, социальную направленность, открытость и ориентацию на достижение общественно значимых целей. В работе обоснована необходимость алгоритмизации процесса принятия решений, связанного с применением тех или иных инструментов регулирования, посредством идентификации существующих социальных проблем, выбора наиболее эффективного инструмента регулирования. Практическая значимость исследования заключается в предложении методического подхода, направленного на повышение социальной эффективности управления физической культурой и спортом, что способствует созданию устойчивой системы регулирования, ориентированной на интересы различных групп стейкхолдеров.
ISSN 2619-1474 (Online)