ТЕМА ДНЯ
Предмет исследования — основополагающие проблемы развития высшего образования в России, обусловленные необходимостью нейтрализации действия разрушительных реформ 1990-е гг. и обеспечения возврата к базовым принципам фундаментального, а не компетентностного подхода к подготовке высококвалифицированных специалистов. Цель работы — выявление потребностей в обратном переходе от компетентностного к фундаментальному подходу к образованию с развертыванием кадрового планирования на макроэкономическом уровне управления российским государством. Методологию исследования составляют сравнительный институциональный анализ, концептуальные подходы к оценке влияния высшего образования на экономическое развитие. Сделан вывод о том, что применение Болонской системы образования стало причиной подрыва конкурентоспособности российских вузов, снижения эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов. Возник эффект выхолащивания процедур подготовки кадров высшей квалификации, увеличилась дисфункция в деятельности высшей школы России, обусловленная отсутствием на федеральном уровне планирования подготовки кадров для национального хозяйства. Результат анализа состояния высшей школы сводится к тому, что в отношении России следует реализовывать доктрину социализации высшего образования в полном соответствии с Конституцией как базовым источником российской правовой системы, где Россия именуется социальным государством. Это означает равный и бесплатный доступ к высшему образованию, обеспечивающему воспроизводство национальных кадров (а не оказание услуг), вне привязки к уровню личного дохода. Тем самым в стратегическом измерении требуются укрепление государственного высшего образования, предусматривающего элиминирование частных форм организации этой деятельности, показавших свою неэффективность, и установление общего вектора на деэлитизацию высшего образования. Сделан вывод о том, что основной акцент в обучении кадров должен быть сделан на повышение наукоемкости и исследовательской составляющей высшего образования по различным специальностям. Требуется подготовка значительного числа специалистов в каждой области экономики с усилением их общей фундаментальной подготовки. Полезно воссоздание системы трудоустройства специалистов в государственном и частном секторах экономики.
Актуальность работы обусловлена усложнением сформированной в российском высшем образовании модели квазиконкуренции, остротой и ресурсоемкостью поставленных государством перед вузами задач не только привлекать ресурсы и компетенции ключевых групп стейкхолдеров, но и выбирать стратегию развития конкурентоспособности, релевантную выбранной экономической модели, вырабатывать научно обоснованный подход к формированию параметров экономической модели вуза.
В России последовательно реализуется ряд проектов государственной поддержки образования, включая программу «Приоритет-2030», при разработке которой учтены уроки и трудности ее предшественниц. Однако при наличии достаточного количества исследований, сфокусированных на разных аспектах развития высшей школы, остаются недостаточно проработанными вопросы согласованного выбора вузами стратегии развития и экономической модели. Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и корректировки экономической модели вуза, согласованной с его стратегическими целями и задачами. Цель работы — установление особенностей экономических моделей университетов — участников программы «Приоритет-2030» и претендентов на участие в ней для выявления ее эмпирических закономерностей. В статье приводится типология экономических моделей вузов. Показана высокая устойчивость исследовательских вузов с высокооплачиваемым персоналом, выявлены группы стратегического риска. Сформулированы предложения по выбору экономической модели вуза в соответствии с его направленностью и структурированностью процесса стратегического планирования.
Предмет исследования — обеспечение конкурентоспособности высших учебных заведений в сфере обучения предпринимательству.
Цель работы — выявление взаимосвязи феноменов качества и конкурентоспособности вузов в процессе создания и реализации образовательных программ по предпринимательству.
Актуальность и значимость рассмотрения соотношения качества и конкурентоспособности в сфере предпринимательского образования обусловлены объективным запросом заинтересованных сторон на повышение его качества, в частности рядовых граждан — возможных будущих или начинающих предпринимателей, их окружения, органов государственного управления, осознающих необходимость профессионального решения предпринимательских за- дач в различных сферах экономики для комплексного развития страны.
В статье представлен анализ взаимосвязи качества образования и конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования. На основании использования методов дедукции, индукции, синтеза и кейс-метода раскрыты факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности вузов, участвующих в процессе обучения предпринимательству.
Выявляются и классифицируются группы образовательных ресурсов как факторы конкурентоспособности вузов в сфере обучения предпринимательству. Особое внимание уделяется качеству академических ресурсов обучения предпринимательству. Делается вывод о важности формирования конкурентоспособных образовательных результатов в сфере обучения предпринимательству благодаря повышению качества образовательных программ, содержанию методик и технологий обучения предпринимательству.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг российские вузы активно внедряют различные системы ключевых индикаторов образовательной и научной деятельности в стремлении занять высокие позиции в различных международных и национальных рейтингах. Однако оно негативным образом сказывается как на качестве подготовки специалистов, так и на духовно-нравственной роли системы высшего образования в развитии российского общества. Предмет исследования — рейтингование как инструмент стратегического управления организацией и управления персоналом, а также оценки эффективности деятельности высших учебных заведений. Цель работы — разработка предложений по снижению использования количественных подходов к процессу оценки результативности деятельности организаций высшего образования России, а также системы управления персоналом. Методология исследования основана на общих и специальных методах научного познания. Проанализированы методы рейтингования деятельности научно-педагогического персонала, а также основные показатели эффективности деятельности образовательных организаций, которые относятся к дискриминантным методам, включающим способы классификации многомерных наблюдений по принципу максимального сходства при наличии обучающих признаков в виде рейтингов и рангов. В частности, систематизирована информация о наиболее известных рейтингах оценки деятельности современных отечественных и зарубежных вузов, рассмотрены основные направления их использования в практике российских и зарубежных университетов. Представлен современный тренд инновационно-ориентированных организаций и учреждений, состоящий в отказе от рейтингования и переходе к проведению бесед руководителей с исполнителями по поиску источников роста на их рабочих местах. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости включения в оценочные системы качественных индикаторов и проведения рейтингов вузов, на основе открытых данных.
Предмет исследования — регулирование подготовки должностных лиц, занимающихся контрольно-надзорной деятельностью на транспорте в условиях введения санкций против России со стороны недружественных государств. Цель работы — выявление проблем, мешающих организации эффективного контроля (надзора) на транспорте по обеспечению безопасности функционирования транспортного комплекса на основе критического анализа организационно-правовых основ действующего порядка подготовки государственных гражданских служащих Ространснадзора. В работе отмечено, что изменения законодательства предопределены необходимостью подготовки квалифицированных кадров, предполагающей гарантированное обеспечение транспортной системы квалифицированным персоналом для обеспечения ее устойчивой, безопасной и бесперебойной работы в условиях переориентации транспортно-логистический цепочек; импортозамещения критически значимой продукции и комплектующих частей; изменения полномочий надзорных и контрольных органов и др. По результатам исследования указанных проблем сделаны выводы о том, что подготовка квалифицированных кадров должна рассматриваться в качестве важнейшей составляющей системы обеспечения безопасности транспортного комплекса и непременного условия эффективного и устойчивого функционирования транспортной системы. Выполнению задач, поставленных перед транспортной системой России по оказанию транспортных услуг, поможет использование инструментария лингво-семиотического, формально-догматического и системно-правового подходов к решению возникающих проблем.
Предмет исследования — инструменты повышения конкурентоспособности программ российского высшего образования с учетом геополитической обстановки и развития конкуренции со стороны иностранных государств на рынке образовательных услуг.
Цели работы — определение на основе статистических показателей Минобрнауки России за 2019–2022 гг. потенциала международной конкурентоспособности программ высшего образования по уровням бакалавриата, специалитета и магистратуры и оценка их устойчивости к внешним шокам.
Установлено, что тема интернационализации образования вызывает большой исследовательский интерес у российских и зарубежных ученых. В основе интернационализации российского образования лежат стратегии повышения конкурентоспособности, предусмотренные Проектом «5–100» и программой «Приоритет 2030». Одним из приоритетных направлений научно-технического развития России является масштабирование экспорта российского образования.
В статье особое внимание уделяется исследованию показателей ведущих государств по численности студентов, принятых на обучение, и доле студентов, принятых по договорам об оказании платных образовательных услуг в их численности в Российской Федерации за период 2019–2022 гг. в разрезе уровней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Выделены конкурентные преимущества и недостатки российского образования для иностранных абитуриентов.
Сделаны выводы о перспективах экспорта образовательных услуг в крупнейшие государства Евразии и Ближнего Востока, а также о значительном потенциале продвижения программ магистратуры в Индии благодаря конкурентным преимуществам российского образования.
Для обеспечения конкурентоспособности российского высшего образования необходимо, чтобы в выпускниках учреждений среднего образования закладывались основы всестороннего, гармоничного развития личности, ее высоконравственной гражданской позиции, чтобы они имели высочайшее базовое образование и семьям не требовалось нести большие расходы на дополнительное частное образование в 10-х и 11-х классах (репетиторы и дополни- тельные курсы по подготовке к ЕГЭ) для успешной сдачи итоговых экзаменов. Предмет исследования — состояние финансирования российских школ. Цель работы — выявление возможностей участия физических и юридических лиц в финансировании общеобразовательных школ. В статье установлено, что для улучшения качества среднего образования необходимо массовое и точечное финансирование целевых школьных проектов, что требует поиска источников финансирования инициативных бюджетов общеобразовательных школ. Выявлен главный недостаток существующего в Российской Федерации порядка финансирования инициативных бюджетов, при котором итого- вый отбор проектов для реализации и принятие окончательного решения о сумме выделяемого финансирования происходят не на уровне совета школы (как должно быть в соответствии с основополагающими принципами инициативного бюджетирования), а на более высоком уровне — как правило, комиссией, составленной из представителей исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором находится школа. Рассмотрен опыт Германии в части организации адресной передачи школам среднего образования финансовых средств, получаемых в виде налогов конкретных физических и юридических лиц на основании выбора налогоплательщиков. Предложено обеспечивать школьные инициативные бюджеты собственными источниками финансирования, не зависящими от решений органов исполнительной власти, на основе передачи родителями учащихся общеобразовательных школ части собранных с них сумм подоходного налога в доходную часть инициативных бюджетов школ, в которых учатся их дети, благодаря модификации существующего налогового вычета на образование.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В период модернизации системы высшего образования актуализируется проблема повышения конкурентоспособности преподавателей вузов, в рамках которой особое место занимает освоение цифровых навыков каждым преподавателем, заинтересованным в формировании своей успешной профессиональной стратегии.
Предмет исследования — конкурентные стратегии преподавателей российских вузов, реализуемые в условиях цифровизации образования. Цели работы — оценка влияния цифровизации на профессиональную деятельность преподавателей вузов и выделение основных конкурентных стратегий преподавателей по повышению своей цифровой компетентности. Эмпирическую базу исследования составляют данные социологических опросов преподавателей вузов по проблемам цифровизации образовательного процесса, проведенных в рамках проекта ВШЭ «Мониторинг экономики образования».
В ходе исследования выявлено, что запущенный в период пандемии коронавируса механизм ускоренной цифровизации высшего образования активно реализуется в различных форматах, и одним из главных факторов успешной цифровизации вузов является обеспечение профессиональной компетентности преподавателей. В зависимости от уровня и качества сформированных цифровых компетенций, а также от степени вовлеченности преподавателей в процесс цифровизации выделены три основные конкурентные стратегии: базовая, продвинутая и специализированная. Показано, что главным препятствием на пути к успешной реализации конкурентных стратегий в сфере цифровизации является отсутствие в вузах эффективных механизмов организации и стимулирования деятельности преподавателей по освоению цифровых технологий. Сделан вывод о необходимости разработки и реализации управленческих механизмов для обеспечения высокого уровня цифровой конкурентоспособности преподавателей и повышения их вовлеченности в процесс изменений, происходящих в высшей школе на современном этапе.
Предмет исследования — механизмы применения методов предметной аналитики в системе высшего образования России в условиях цифровизации экономики. Мировой опыт продемонстрировал, что информационные технологии способствуют прогрессу в различных областях хозяйственной деятельности, включая предметный анализ экономических процессов. Использование инструментов цифровых инноваций — важный фактор совершенствования образовательного процесса, формирования компетенций профессорско-преподавательского состава и обеспечения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования с учетом Послания В. В. Путина Федеральному собранию от 29 февраля 2024 г. Цель работы — выявление основных направлений и методов предметной аналитики как драйвера формирования аналитического подхода к принятию решений, способствующих успешной работе выпускников вузов в сфере реализации промышленной политики; расширению воспроизводственных процессов; развитию сферы слуг, торговли и других направлений профессиональной деятельности в цифровой среде воспроизводственных процессов. Дано определение предметной аналитики. Рассмотрены методы систематизации информации. Сделан вывод о том, что ключевые методы предметной аналитики имеют универсальный характер и предусматривают определение цели получения необходимых данных; их сбор; визуализацию и количественный анализ. Расширение практической работы студентов в цифровой среде и приобретение ими компетенций предметной аналитики в рамках образовательных программ высшего образования России — важные направления учебной работы, непосредственно связанные с умением корректного использования информации, аналитических инструментов и методов в целях решения важных задач экономического развития Российской Федерации.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Предмет исследования — российский рынок труда в сфере информационных технологий. Цель работы — комплексный анализ динамики, особенностей и перспектив развития рынка труда в ИТ-сфере применительно, в частности, к системе высшего и специального образования. В ходе исследования выявлено значительное увеличение спроса на высококвалифицированных ИТ-специалистов, что приводит к росту дефицита рабочей силы. Установлены факторы, влияющие на динамику рынка труда, обусловливая увеличение вакансий на российском рынке труда в сфере ИТ-технологий и серьезный дефицит рабочей силы в ИТ-секторе, который останется в ближайшем будущем одним из самых перспективных и динамичных сегментов экономики. Зафиксировано устойчивое увеличение интереса к онлайн-образованию в ИТ-сфере, что может способствовать увеличению числа специалистов в этой области. Проанализировано географическое распределение кадров и специальностей в различных регионах России, что позволяет определять особенности и требования рынка труда в разных частях страны. Сделаны выводы о том, что до 2029 г. спрос на ИТ-специалистов с высоким уровнем компетенции и навыков, сформированных в системе высшего и среднего специального образования, будет увеличиваться.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Развитие российской промышленности, ориентированной на экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, обусловливает необходимость поиска новых и совершенствования уже имеющихся таможенных инструментов защиты отечественной промышленности.
Предмет исследования — таможенный инструментарий, используемый в качестве защитного механизма отраслей промышленности России и способа стимулирования промышленного производства продукции.
Цели работы — определение содержания понятия таможенного инструментария, поиск возможных направлений защиты отечественной промышленности с использованием таможенных инструментов. Установлено, что принятые меры по импортозамещению иностранной продукции носят преимущественно общий вертикальный характер и не учитывают горизонтальной диверсификации промышленного производства. Сформулированы предложения по уточнению понятия таможенных инструментов защиты технологичного суверенитета в формировании благоприятной и конкурентоспособной среды как для российских экспортеров, так и для импортеров. Сделан вывод о целесообразности трансформации государственной политики в части применения таможенно-тарифного регулирования с целью поощрения инновационной составляющей деятельности хозяйствующих субъектов.
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение является одним из государственных инструментов стимулирования спроса на платные образовательные услуги. Увеличение объема его предоставления соответствует стоящим на повестке дня задачам повышения справедливости подоходного налогообложения и сглаживания социального неравенства граждан. Актуальность исследования возможностей совершенствования вычета на обучение обусловлена тем, что уровень образования граждан, различные возможности доступа россиян к образованию, низкая межпоколенческая мобильность являются одними из факторов высокой социальной дифференциации. Предмет исследования — налоговый вычет на обучение по НДФЛ. Цель работы — обоснование потенциала налогового вычета по НДФЛ на обучение в обеспечении сглаживания социального неравенства граждан благодаря повышению его востребованности налогоплательщиками и предоставлению в проактивном режиме. По результатам социологического опроса выявлено снижение востребованности вычета на обучение с ростом доходов налогоплательщиков, в отличие от других налоговых вычетов по НДФЛ. По результатам корреляционно-регрессионного анализа установлена высокая обратная связь уровня социального неравенства граждан и объема социального налогового вычета на обучение, что свидетельствует о наличии существенного потенциала вычета на обучение в сглаживании социального неравенства граждан. Сделаны выводы о высокой востребованности социального налогового вычета на обучение на фоне замедления роста объемов его предоставления по сравнению с другими налоговыми вычетами. Перспективными направлениями совершенствования предоставления социального налогового вычета на обучение являются дифференциация категорий его получателей, индексация лимитов и упрощение порядка их получения.
Предмет исследования — фискальные инструменты преференциальной экономики, предусматривающей установление особого льготного режима налогообложения бизнеса при проведении научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и инновационной деятельности в странах ОЭСР, ЕС и экономиках-партнерах. Цели работы — определение инструментов стимулирования коммерциализации НИОКР и выделение общих тенденций развития данных инструментов и налоговой политики развитых стран в секторе НИОКР. Продемонстрировано наличие практически во всех исследованных странах инструментов налоговой поддержки коммерциализации НИОКР и их применение наряду с предоставлением налоговых льгот по расходам на НИОКР для стимулирования инноваций на разных этапах жизненного цикла объектов интеллектуальной собственности. Установлено, что объемы такой поддержки неуклонно растут. Режимы налогообложения доходов от НИОКР за рубежом соответствуют минимальному стандарту BEPS Action 5, направленному на более эффективное противодействие вредным налоговым практикам, которые могут наносить ущерб другим юрисдикциям. Выделены характеристики налоговых льгот в отношении НИОКР на основе дохода. Сделан вывод о необходимости внедрения в России минимального стандарта BEPS Action 5 при стимулировании ИТ-отрасли и существенного расширения налоговых стимулов по доходам для коммерциализации прорывных технологий и инноваций.
ПРАВО
Предмет исследования — правовое регулирование инноваций в деятельности университетов. Цель работы — установление теоретико-правовых основ осуществляемых в университетах инноваций. В статье выделены признаки инноваций как правовой категории. Определены этапы, формы и уровни правового регулирования инноваций в России. На основе анализа научной литературы и законодательства установлено место университетов в инновационных процессах. Выделены посредством использования методов системного анализа, синтеза, классификации, сравнительно-правового и формально-юридического методов несколько подходов к обоснованию роли университетов в инновационном развитии, среди которых концепция предпринимательских экосистем и модель «тройной спирали». На основе анализа правового регулирования инноваций и инновационной деятельности университетов установлена комплексность правового института инноваций, включающего частноправовые и публично-правовые механизмы. Обращено внимание на специфику правового регулирования инновационной деятельности в России, а также на особенности инновационной деятельности российских вузов. Сформулированы предложения по решению проблем в развитии инновационного потенциала российских университетов с учетом существующих в настоящее время показателей программы «Приориотет-2030». Сделан вывод о необходимости развития инновационной активности российских университетов и повышения их роли в формировании инновационного потенциала территорий, в том числе посредством оптимизации комплексного правового регулирования инновационной деятельности.
Предмет исследования — общественные отношения, связанные с обеспечением государственной политики в сфере укрепления технологического суверенитета Российской Федерации для достижения национальных целей экономического развития России. Цели работы — развитие теоретических представлений о статусе, функциях и роли технопарков, создаваемых при вузах и получивших их практическое воплощение в законодательстве Российской Федерации. Благодаря анализу теоретических подходов к определению понятию «технопарк» с правовой точки зрения установлено, что в настоящее время имеется насущная необходимость в уточнении содержательного контента понятия «технопарк» с учетом национальных интересов России в условиях глобального противостояния с западными странами. Анализ российского и зарубежного опыта создания при вузах подобного рода технических и технологических организаций позволил выявить их пробелы и коллизии, на основании которых был сделан вывод о необходимости внесения изменений в регулирование статуса технопарков в Российской Федерации для быстрейшего достижения технологического прорыва, основанного на интеграции науки, системы образования и современных технологий.
ISSN 2619-1474 (Online)