Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск

Влияние рейтингов на эффективность управления деятельностью вузов и подготовки высококвалифицированных кадров

https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-4-42-52

Аннотация

В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг российские вузы активно внедряют различные системы ключевых индикаторов образовательной и научной деятельности в стремлении занять высокие позиции в различных международных и национальных рейтингах. Однако оно негативным образом сказывается как на качестве подготовки специалистов, так и на духовно-нравственной роли системы высшего образования в развитии российского общества. Предмет исследования — рейтингование как инструмент стратегического управления организацией и управления персоналом, а также оценки эффективности деятельности высших учебных заведений. Цель работы — разработка предложений по снижению использования количественных подходов к процессу оценки результативности деятельности организаций высшего образования России, а также системы управления персоналом. Методология исследования основана на общих и специальных методах научного познания. Проанализированы методы рейтингования деятельности научно-педагогического персонала, а также основные показатели эффективности деятельности образовательных организаций, которые относятся к дискриминантным методам, включающим способы классификации многомерных наблюдений по принципу максимального сходства при наличии обучающих признаков в виде рейтингов и рангов. В частности, систематизирована информация о наиболее известных рейтингах оценки деятельности современных отечественных и зарубежных вузов, рассмотрены основные направления их использования в практике российских и зарубежных университетов. Представлен современный тренд инновационно-ориентированных организаций и учреждений, состоящий в отказе от рейтингования и переходе к проведению бесед руководителей с исполнителями по поиску источников роста на их рабочих местах. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости включения в оценочные системы качественных индикаторов и проведения рейтингов вузов, на основе открытых данных.

Об авторах

М. В. Полевая
Финансовый университет
Россия

Марина Владимировна Полевая — доктор экономических наук, кандидат психологических наук, заведующий кафедры психологии и развития человеческого капитала

Москва



А. А. Чуб
Финансовый университет
Россия

Анна Александровна Чуб — доктор экономических наук, профессор кафедры психологии и развития человеческого капитала

Москва



Л. А. Жигун
Финансовый университет; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия

Леонид Александрович Жигун — доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшей школы, профессор кафедры психологии и развития человеческого капитала; профессор кафедры государственного и муниципального управления

Москва



И. Н. Белогруд
Финансовый университет
Россия

Игорь Николаевич Белогруд — доктор философских наук, профессор кафедры психологии и развития человеческого капитала

Москва



Г. Г. Руденко
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия

Галина Георгиевна Руденко — доктор экономических наук, профессор, профессор базовой кафедры торгово-промышленной палаты «Развитие человеческого капитала»

Москва



А. А. Федченко
Финансовый университет
Россия

Анна Александровна Федченко — доктор экономических наук, профессор кафедры психологии и развития человеческого капитала

Москва



Ю. С. Колесникова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Юлия Сергеевна Колесникова — доктор экономических наук, профессор

Казань



Список литературы

1. Жигун Л. А. Актуальные проблемы рейтингования и ранжирования персонала. В сборнике: Рейтингование российских вузов: цели и результаты. Сб. статей X Международной научно-практической конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития». М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова; 2019: 84–90.

2. Жигун Л. А. Методологические основы построения системы ключевых показателей эффективности для стимулирования участников проектной деятельности в органах исполнительной власти. Актуальные проблемы экономики и права. 2018;12(4):775–788.

3. Куприянова Л. М. Глобальный рейтинг зарубежных университетов. Экономика. Бизнес. Банки. 2015;13(4):115–123.

4. Балацкий Е. В. Российская практика оценки эффективности университетских программ. Общество и экономика. 2012;(11):68–84.

5. Болотов В. А., Мотова Г. Н., Наводнов В. Г., Рыжакова О. Е. Как сконструировать национальный агрегированный рейтинг? Высшее образование в России. 2020;29(1):9–24.

6. Никитин А. П. Макдональдизация высшего образования. Идеи и идеалы. 2018;3(2):221–232. DOI: 10.17212/2075–0862–2018–3.2–221–232

7. Тамбовцев В. Л. Измерение институтов: что бы это значило? Журнал экономической теории. 2021;18(2):197–211. DOI: 10.31063/2073–6517/2021.18–2.3

8. Камолов С. Г., Лапшина П. В. Развитие методологии определения показателей эффективности и результативности сферы высшего образования. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(5):68–77. DOI: 10.26794/1999–849X 2023–16–5–68–77

9. Макаров А. В. Оценка качества высшего образования в России: мнения экспертов и абитуриентов. Экономика образования. 2023;(4):55–67.

10. Мюллер Д. Тирания показателей. М: Альпина Диджитал; 2018:100.

11. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс; 1990:808.

12. Ритцер Дж. Макдональдизация общества. М.: Праксис; 2011:592.

13. Донских О. А. Деградация: размышления об образовании и его месте в нашей культуре. М.; 2013: 244.

14. Бондаренко Н. В., Варламова Т. А., Гохберг Л. М. Индикаторы образования 2024: статистический сборник. М.: ВШЭ; 2024:416.

15. Буянова А. В. Современные тренды миграционной политики по привлечению молодежи некоторых зарубежных стран (США, Германии) и Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2023;(3):23–27. DOI: 10.24412/2414–3995–2023–3–23–27

16. Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И. Вызовы образовательной миграции на современном этапе. Университетское управление: практика и анализ. 2022. 2 (26):105–113. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.016

17. Сагитова В. Р. Феномен образовательной миграции. Наука. Общество. Оборона. 2024.38(12.1):5–10.

18. Ульмясбаева А. О., Забнева Э. И. Механизмы зарубежных практик управления образовательной миграцией молодежи. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020;11(2):21.

19. Арефьев. А. Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 8. Министерство науки и высшего образования РФ. М.: ЦСПиМ; 2018. 536 с.

20. Гришанков Д. Э. Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета»: предпосылки создания, особенности реализации и ключевые выводы. Монография «Три миссии университета: образование, наука, общество». Садовничий В. А., ред. М., 2019:99–110.


Рецензия

Для цитирования:


Полевая М.В., Чуб А.А., Жигун Л.А., Белогруд И.Н., Руденко Г.Г., Федченко А.А., Колесникова Ю.С. Влияние рейтингов на эффективность управления деятельностью вузов и подготовки высококвалифицированных кадров. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(4):42-52. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-4-42-52

For citation:


Polevaya M.V., Chub A.A., Zhigun L.A., Belogrud I.N., Rudenko G.G., Fedchenko A.A., Kolesnikova Y.S. The impact of ratings on the effectiveness of university management and training of highly qualified personnel. Economics, taxes & law. 2024;17(4):42-52. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-4-42-52

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)