Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск

Формирование конкурентных стратегий преподавателей российских вузов в условиях цифровизации образования

https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-4-92-101

Аннотация

В период модернизации системы высшего образования актуализируется проблема повышения конкурентоспособности преподавателей вузов, в рамках которой особое место занимает освоение цифровых навыков каждым преподавателем, заинтересованным в формировании своей успешной профессиональной стратегии.

Предмет исследования — конкурентные стратегии преподавателей российских вузов, реализуемые в условиях цифровизации образования. Цели работы — оценка влияния цифровизации на профессиональную деятельность преподавателей вузов и выделение основных конкурентных стратегий преподавателей по повышению своей цифровой компетентности. Эмпирическую базу исследования составляют данные социологических опросов преподавателей вузов по проблемам цифровизации образовательного процесса, проведенных в рамках проекта ВШЭ «Мониторинг экономики образования».

В ходе исследования выявлено, что запущенный в период пандемии коронавируса механизм ускоренной цифровизации высшего образования активно реализуется в различных форматах, и одним из главных факторов успешной цифровизации вузов является обеспечение профессиональной компетентности преподавателей. В зависимости от уровня и качества сформированных цифровых компетенций, а также от степени вовлеченности преподавателей в процесс цифровизации выделены три основные конкурентные стратегии: базовая, продвинутая и специализированная. Показано, что главным препятствием на пути к успешной реализации конкурентных стратегий в сфере цифровизации является отсутствие в вузах эффективных механизмов организации и стимулирования деятельности преподавателей по освоению цифровых технологий. Сделан вывод о необходимости разработки и реализации управленческих механизмов для обеспечения высокого уровня цифровой конкурентоспособности преподавателей и повышения их вовлеченности в процесс изменений, происходящих в высшей школе на современном этапе.

Об авторе

И. Ю. Ильина
Финансовый университет
Россия

Ирина Юрьевна Ильина — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление»

Москва



Список литературы

1. Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Захарова У. С., Терентьев Е. А. Преподаватели российских вузов в условиях пандемийной цифровизации: между автономией и контролем. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021;163(3):134–154. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46454220_33853738.pdf.

2. Токтарова В. И., Ребко О. В., Семенова Д. А. Сравнительно-сопоставительный анализ моделей цифровых компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации образования. Science for Education Today. 2023:13(5):79–104. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54808511_68831460.pdf.

3. Шугаль Н. Б., Бондаренко Н. В., Варламова Т. А. и др. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; 2023. 164 с. URL: https://memo.hse.ru/de_level_2022.

4. Большедворская М. В., Блинникова А. В. К вопросу о прекаризации в системе высшего образования (на примере организаций высшего образования Иркутской области). Управление устойчивым развитием. 2020;30(5):49–56. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44630025_81863992.pdf.

5. Воробьева И. В. Социально-трудовое положение преподавателей вуза: элитные специалисты или потенциальные прекарии? Высшее образование в России. 2022;31(10):69–86. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49748305_57648751.pdf.

6. Ильина И. Ю. Занятость и статусные характеристики преподавателей российских вузов. Социальная политика и социология. 2017:16:124(5):34–41. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32336561_72965066.pdf.

7. Волкова Г. Л., Пермякова В. А., Н. Шматко Н. А. Организация цифровой коммуникации между подразделениями, преподавателями и студентами. Информационный бюллетень. 2021;(11):36. URL: https://memo.hse.ru/news/547020480.html.

8. Рассадина Т. А. Некоторые дисфункциональные аспекты социальной конкуренции в вузах. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021;21(2):150–155. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46452724_35163857.pdf.

9. Гармонова А. В. Щеглова Д. В. Оценки преподавателями изменений в высшем образовании России: трансформация или стагнация? Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020;13(4):476–494. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44544833_92229592.pdf.

10. Самсонова Е. А. Профессиональное выгорание преподавателей вузов как следствие деструктивного управления образовательной деятельностью. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;93(1):63–69. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47871507_65373513.pdf.

11. Самсонова Е. А. Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов. Вестник Института социологии. 2022;13(3):179–192. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49497398_61638162.pdf.

12. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования. Высшее образование в России. 2021;30(8–9):9–19. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46580396_55874459.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Ильина И.Ю. Формирование конкурентных стратегий преподавателей российских вузов в условиях цифровизации образования. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(4):92-101. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-4-92-101

For citation:


Ilyina I.Yu. Formation of competitive strategies for teachers of Russian universities in the context of digitalization of education. Economics, taxes & law. 2024;17(4):92-101. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-4-92-101

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)