Развитие высшего образования в России: парадигма фундаментальности
https://doi.org/10.26794/1999-849x-2024-17-4-6-16
Аннотация
Предмет исследования — основополагающие проблемы развития высшего образования в России, обусловленные необходимостью нейтрализации действия разрушительных реформ 1990-е гг. и обеспечения возврата к базовым принципам фундаментального, а не компетентностного подхода к подготовке высококвалифицированных специалистов. Цель работы — выявление потребностей в обратном переходе от компетентностного к фундаментальному подходу к образованию с развертыванием кадрового планирования на макроэкономическом уровне управления российским государством. Методологию исследования составляют сравнительный институциональный анализ, концептуальные подходы к оценке влияния высшего образования на экономическое развитие. Сделан вывод о том, что применение Болонской системы образования стало причиной подрыва конкурентоспособности российских вузов, снижения эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов. Возник эффект выхолащивания процедур подготовки кадров высшей квалификации, увеличилась дисфункция в деятельности высшей школы России, обусловленная отсутствием на федеральном уровне планирования подготовки кадров для национального хозяйства. Результат анализа состояния высшей школы сводится к тому, что в отношении России следует реализовывать доктрину социализации высшего образования в полном соответствии с Конституцией как базовым источником российской правовой системы, где Россия именуется социальным государством. Это означает равный и бесплатный доступ к высшему образованию, обеспечивающему воспроизводство национальных кадров (а не оказание услуг), вне привязки к уровню личного дохода. Тем самым в стратегическом измерении требуются укрепление государственного высшего образования, предусматривающего элиминирование частных форм организации этой деятельности, показавших свою неэффективность, и установление общего вектора на деэлитизацию высшего образования. Сделан вывод о том, что основной акцент в обучении кадров должен быть сделан на повышение наукоемкости и исследовательской составляющей высшего образования по различным специальностям. Требуется подготовка значительного числа специалистов в каждой области экономики с усилением их общей фундаментальной подготовки. Полезно воссоздание системы трудоустройства специалистов в государственном и частном секторах экономики.
Об авторе
О. С. СухаревРоссия
Олег Сергеевич Сухарев — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Глазьев С. Ю. Рывок в будущее. Россия в новом технологическом и мирохозяйственном укладе. М.: Книжный мир; 2018. 768 с.
2. Янжул И. И. Миллионы и что с ними делать. М.: Общество купцов и промышленников России; 2006. 368 с.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала»; 1997. 180 с.
4. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука; 2004. 240 с.
5. Сухарев О. С. Институциональные коррекции в управлении: теоретико-методологический подход. Управленец. 2022;13(1):37–48.
6. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс; 1981. 380 с.
7. Варга Е. С. Экономика и политика 1928–1934 гг. Между VI и VII конгрессами Коминтерна. Экономика и политика 1928–1934 гг. М.: Либроком: 2014 192 с.
8. Артамонова Ю. Д., Демчук А. Л., Камынина Н. Р., Котлобовский И. Б. Российское высшее образование в Болонском процессе (по материалам Национального доклада РФ). Высшее образование в России. 2015;(8/9):46–53.
9. Сухарев О. С., Спасенников В. В. Трансформация высшего образования: преодоление конфликта компетенций и фундаментальности. Эргодизайн. 2020;9(3):107–119.
10. Спасенников, В.В., Богомолов С. А. Проблема оценки компетенций будущих дизайнеров в процессе освоения программы профессионального. Эргодизайн. 2018;2(02):33–40.
11. Сухарев, О. С. Образование и наука России: уничтожающий формализм реформ и спекуляции на инновациях. Бюллетень в защиту науки под редакцией акад. Э. П. Круглякова. 2009.(6):99–104.
Рецензия
Для цитирования:
Сухарев О.С. Развитие высшего образования в России: парадигма фундаментальности. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(4):6-16. https://doi.org/10.26794/1999-849x-2024-17-4-6-16
For citation:
Sukharev O.S. Development of Higher Education in russia: the fundamental Paradigm. Economics, taxes & law. 2024;17(4):6-16. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849x-2024-17-4-6-16