Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 15, № 6 (2022)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-19 18
Аннотация

Предмет исследования — особенности формирования человеческого капитала. Цели работы — развитие теоретических представлений о человеческом капитале и выявление условий его формирования и использования в российской экономике. Благодаря анализу подходов к измерению человеческого капитала установлено, что политика формирования человеческого капитала определяется исходным уровнем жизни общества, состоянием образования, науки, медицины страны. В то же время высокий уровень развития человеческого капитала, так же как крупные инвестиции в него, не гарантируют экономического роста, представляя собой только условия для его обеспечения. Определено, что стандартные приемы оценки человеческого капитала посредством применения индекса человеческого развития либо размера инвестиций в человека являются весьма усеченными способами его измерения, унаследованными от западной экономической традиции, в отличие от доктрины человеческого потенциала, предполагающей не только анализ дохода, получаемого от вложений в человека, как в случае с применением доктрины человеческого капитала, но и учет потенциальных возможностей человека в изменяющихся условиях, накопленного опыта и знаний, суммарно слагающих системное качество людей. В связи с этим концепция человеческого капитала выглядит как часть системной доктрины человеческого потенциала. Однако выявлено, что оценка индекса развития человеческого потенциала (продолжительность жизни, среднедушевой доход и уровень образования) не дает возможности вскрытия полного набора преимуществ указанной системной доктрины. Сделан вывод о том, что для российской экономики формирование человеческого капитала нельзя рассматривать вне выполнения задачи создания нового основного капитала и видов деятельности, предполагающих владение передовыми знаниями.

20-32 17
Аннотация

Предметы исследования — ретроспектива и современный подход к определению человеческого капитала. Цель работы — доказывание необходимости включения большего числа показателей человеческого капитала в систему национальных счетов, а также характеристик человеческого капитала, не связанных напрямую с его ролью в экономическом производстве. Благодаря анализу различных подходов международных организаций к определению человеческого капитала установлено, что, несмотря на многочисленные трудности оценки человеческого капитала как нематериального актива, в будущем произойдет расширение позиций, по которым человеческий капитал будет включаться в центральную структуру Системы национальных счетов. Отмечено, что в отечественных исследованиях мало внимания уделяется роли домашних хозяйств как ячеек общества, в которых начинается производство человеческого капитала и социализируются новые поколения человечества. Обращено внимание на необходимость более широкого использования понятия «запасы человеческого капитала», которое позволяет более корректно сравнивать как характеристики человеческого капитала различных регионов, так и учитывать влияние миграции на человеческий капитал. В этой связи подвергнут аргументированной критике подход ряда исследователей к оценке человеческого капитала на основе его амортизации. В современных условиях качество человеческого капитала в стране определяется также политикой, проводимой по выявлению талантов, в которой особое место занимают STEM-таланты. Сделан вывод о том, что для российского общества и экономики формирование человеческого капитала и повышение его качества должны становиться долговременными целями, достижение которых помогает уменьшать различия в уровне развития территорий.

33-44 16
Аннотация

Предметы исследования — трансформация глобальной социально-экономической парадигмы и ее влияние на систему высшего образования и государственного управления. Цель работы — выявление факторов трансформации глобальной социально-экономической парадигмы, воздействующих на формирование мировоззренческих установок студентов вузов и проводимую государственную экономическую политику. В статье рассмотрены особенности процесса смены социально-экономических парадигм в экономической теории и экономической политике, исследуются сущность понятия социально-экономической парадигмы и причины ее трансформации с точки зрения философии и методологии науки. Проведен анализ причин, факторов и движущих сил трансформации социально-экономических парадигм в ХIХ в. Показаны особенности перехода от кейнсианской к неолиберальной экономической парадигме. В рамках поиска альтернативы неолиберальной социально-экономической парадигмы исследуются принципы Пекинского консенсуса. Выдвигаются предположения о том, какие должны быть созданы экономические и политические условия после глобального финансово-экономического кризиса, чтобы открывались возможности для перехода от неолиберализма к новой социально-экономической парадигме, несмотря на то, что неолиберальный консенсус будет еще оставаться долгое время актуальным в общественном дискурсе и политике большинства развитых стран Делается вывод о том, что важнейшим фактором формирования социально-экономических парадигм является экономическое образование. После глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. стало очевидным, что ортодоксальные экономические идеи и политика больше не могут способствовать решению основных проблем, стоящих перед западными экономиками и нет гарантий того, что в ближайшие годы не будет смен парадигмы в экономической мысли и политике.  

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

45-54 16
Аннотация

Предмет исследования — компетенции человеческого капитала. Цель работы — определение зависимости успешного управления проектами от уровня человеческого капитала организации. Установлено, что успешная работа организации зависит не только от вложенного в нее капитала, но и от выбранной стратегии развития, одними из условий успешной реализации которой являются проектное управление и наличие работников, обладающих соответствующими компетенциями. В статье рассмотрены результаты исследования, проведенного Национальной ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ» по выделению наиболее важных ключевых показателей руководителей проектов, касающихся компетенции «Люди». Установлено, что руководитель должен демонстрировать открытость и ответственность во взаимодействии с людьми, от которых зависит величина человеческого потенциала организации. По результатам опроса руководителей и сотрудников организаций малого и среднего бизнеса на предмет определения уровня открытости коммуникаций в организациях и качества, и комфортности взаимодействия их сотрудников выявлена связь между ними и человеческим капиталом организации. Установлен тренд, который показывает корреляцию обратной зависимости слабого уровня ответственности и открытости от развития человеческого капитала организации. Прослежена зависимость открытости и ответственности в вопросах взаимодействия с людьми от уровня и качества развития человеческого капитала организации. Сделаны выводы о коррелирующей прямой зависимости роста уровня ответственности и открытости работников организации от увеличения уровня развития ее человеческого капитала, а также необходимости и возможности повышения качества управления проектами благодаря росту и развитию человеческого капитала организации.

55-65 18
Аннотация

Предмет исследования — основные подходы к созданию системы мотивации молодежи к повышению качества жизни как фактору формирования человеческого капитала через внедрение принципов соблюдения здорового образа жизни (ЗОЖ) в условиях влияния глобальных трендов: экономической нестабильности, цифровизации, пандемии COVID‑19 и внешних вызовов и угроз. Цель работы — установление основных способов формирования системы мотивации молодежи в условиях влияния глобальных трендов современности на основании анкетного онлайн-опроса мнений населения о своем здоровье и мотивации к самосохранительному поведению. Актуальность исследования обусловлена тем, что повышение качества жизни населения играет ключевую роль в создании эффективного механизма управления социально-экономическим развитием человеческого капитала Российской Федерации в целом и ее субъектов в отдельности. Поэтому на государственном и корпоративном уровнях должны реализовываться программы поддержания соблюдения принципов ЗОЖ в повседневной жизни населения для улучшения его здоровья и повышения продолжительности жизни в современных условиях для развития человеческого капитала как набора знаний, опыта, умений, навыков.
В статье раскрываются подходы к формированию системы мотивации населения, в том числе молодежи как основы человеческого капитала России; исследуется отношение молодежи к повышению качества своей жизни с учетом ее активного участия в общественной жизни России (модели восприятия и интерпретации политической и социально-экономической действительности).
Сделаны выводы о том, что формирование системы мотивации молодежи к повышению качества жизни зависит от ее потребительского поведения, что в конечном счете влияет на развитие человеческого капитала. 

66-74 12
Аннотация

Предмет исследования — особенности оценки человеческого капитала организации как системы ограничений, используемых при выборе методов количественного измерения и экспертизы человеческого капитала.
Цель работы — формирование алгоритма построения методологии стоимостной оценки человеческого капитала.
В статье установлен базовый критерий принятия стратегического инвестиционного решения об использовании прибыли организации для обеспечения дохода собственников. Сформирован перечень основных свойств процесса оценки стоимости человеческого капитала, который охватывает не только субъект и объект оценки, но и цель, результат и методологию ее реализации. Показано, что они позволяют определять итоговые особенности процесса оценки стоимости человеческого капитала.
На основании установления свойств процесса оценки человеческого капитала в организации определены его основные особенности, к которым, в частности, относятся стоимостная оценка; ограничение по времени; учет синергетического эффекта и эмерджентности усилий в коллективе; проверяемость; цепная зависимость. В процессе рассмотрения свойств человеческого капитала выявлено, что его носителями являются не только работники по отдельности, но и коллектив в целом.
На основании результатов анализа человеческого капитала разработан алгоритм выбора количественных и качественных методов его оценки. Показано, что в процессе оценки требуются проверка удовлетворительности результатов и их сравнение с различными ориентирами, например рыночными или историческими. Сделан вывод о том, что человеческий капитал является отражением не только индивидуальных способностей работников, но и результатом их самореализации, заинтересованности и вовлеченности в процесс хозяйственной деятельности. 

75-83 15
Аннотация

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и управления человеческим капиталом промышленных предприятий в условиях цифровой экономики. Цель работы — установление механизмов развития человеческого капитала в цифровой образовательной и профессиональной среде.
В исследовании выявлены сложности получения цифровых компетенций работниками производственной сферы, подчеркнута необходимость в развитии актуальных цифровых навыков на основе изменения подходов к традиционным механизмам управления и моделирования ожидаемых работодателем результатов. Рассмотрены ограничения, возникающие при формировании и управлении человеческим капиталом промышленных предприятий в цифровой экономике в условиях постоянной трансформации образовательного процесса и наличия факторов риска.
Методы исследования — системный, структурно-функциональный, ситуационного анализа, сравнительный.
Разработан подход к управлению развитием человеческого капитала на основе модели, учитывающей трансферт значимых результатов образования и науки в реальный сектор экономики.
Сделаны выводы о том, что одним из наиболее значимых ресурсов реального сектора экономики является человеческий капитал, который при грамотном развитии и обоснованном инвестировании в него достаточных средств способен сделать предприятие конкурентоспособным и повысить эффективность функциональных направлений его деятельности. 

84-94 13
Аннотация

Предмет исследования — роль человеческого фактора в сфере АПК на примере экосистемы «Свое» АО «Россельхозбанк». Цели работы — оценка сущности и функций человеческого фактора в российской сельскохозяйственной отрасли посредством использования экономико-статистических методов; выявления основных критериев эффективности, применяемых при привлечении людских ресурсов; установления проблем, препятствующих формированию человеческого капитала; выработки предложений по популяризации экосистемы «Свое». Определено, что за последние семь лет среднегодовая численность занятых работников в аграрной сфере стабильно понижалась и тенденция к уменьшению количества предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не изменилась при увеличении количества крупных агрохолдингов, которые обеспечивают непрерывный рост экономических показателей по отрасли. В результате проводимых государственных реформ в сфере АПК объем производимой сельскохозяйственной продукции увеличился с 2010 г. более чем в два раза.
Научная ценность статьи заключается в построении целостно-логического видения решения проблем человеческого фактора в сельском хозяйстве. Выявлены факторы, которые ограничивают перспективы развития сферы, связанной с формированием человеческого капитала, а также возможности ресурса «Свое» для использования предприятиями отрасли: сложившийся непривлекательный имидж отрасли среди населения; невысокая инновационная деятельность и применение потерявших актуальность технологий; недостаток информирования предприятий о продуктах АО «Россельхозбанк». Сделаны выводы о необходимости институциональных преобразований и реформ, направленных на изменение отраслевой структуры за счет реформирования системы образования. 

95-103 9
Аннотация

Непредсказуемые резкие изменения внешней среды экосистемы образования обусловили необходимость внедрения в практику дистанционных и смешанных форматов обучения и трансформации форм взаимодействия студентов и преподавателей. Высокое качество подготовки студентов в вузах стало обеспечиваться в последнее время благодаря осуществлению онлайн-курсов и организации на их основе смешанных форм обучения, которые предполагают дистанционную работу по ознакомлению студентов с теоретическим материалом посредством выполнения высокоориентированных заданий в удаленном режиме, очного проведения семинаров и итогового контроля освоения учебных дисциплины. Предмет исследования статьи — методический подход к организации процессов обучения с учетом вызовов внешней среды и внутренней перестройки на основе интеграции современных педагогических методов обучения и технологических решений. Цель работы — обоснование построения интегрированного проектно-проблемного подхода в условиях смешанного обучения с использованием платформы LMS Canvas как инструмента повышения качества подготовки нового поколения человеческого капитала. Рассмотрены концептуальные основы проектирования реализации научно-исследовательской работы студентов в смешанном формате обучения как элемента профессиональной подготовки человеческого капитала. Сделаны выводы о том, что активное включение студентов в современный процесс экономики знаний выводит их на высокий уровень ответственности и четкое соблюдение дедлайнов по отдельным этапам работы.

104-111 13
Аннотация

Обучение персонала позволяет улучшать качества человеческого капитала компании как источника устойчивого конкурентного преимущества в получении более высокого дохода в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Формирование и развитие человеческого капитала в период ускоренной трансформации экономики повышают значимость профессионального обучения работников, осуществляемого посредством использования новейших цифровых методов и технологий в парадигме непрерывного профессионального образования специалистов. Предмет исследования — особенности дистанционного обучения персонала. Цели работы — выявление проблем дистанционного обучения персонала, установление его преимуществ и недостатков. Особенностью дистанционного обучения является его обязательное опосредование через использование интерактивных электронных средств и работы с информацией. В результате анализа научной литературы по проблеме исследования выявлено, что отличие дистанционного обучения от традиционного очного образования заключается в формах подачи материала и взаимодействии субъектов обучения. Установлены преимущества и недостатки дистанционной формы обучения. В результате проведенного исследования сделаны выводы о том, что компании, которые больше заботятся о своем персонале, прилагают больше усилий в организации его обучения; дистанционное обучение персонала имеет свои преимущества и недостатки; дистанционное обучение персонала зависит от многих личностных качеств работника: интереса, мотивации к учебе; наиболее оптимальные результаты профессионального обучения персонала достигаются при применении смешанного образования, сочетающего онлайн- и офлайн-режимы обучения.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

112-121 8
Аннотация

Предмет исследования — источники финансирования высшего образования в регионах России и за рубежом. Цель работы — рассмотрение специфики развития и финансирования региональной системы образования в Российской Федерации. В результате исследования установлено недостаточное финансирование системы высшего образования по сравнению с ведущими странами мира и выявлены тенденции к снижению расходов на высшее образование из государственного бюджета и недостаточное стимулирование развития эндаумент-фондов в России, которые в зарубежных странах, особенно в США, служат источниками финансирования вузов. На основе исследования подходов к оценке эффективности инвестирования в высшее образование определены основные особенности развития региональной системы образования в России: конкуренция вузов за государственное финансирование; создание в регионах одного или двух ведущих университетов, приводящее к монополизации региональных рынков высшего образования; некорректный учет отраслевых и региональных потребностей в подготовке кадров при распределении контрольных цифр приема в вузы.
Сделаны выводы о необходимости повышения эффективности финансовых вложений в региональные системы образования для достижения Национальных целей развития посредством внесения ряда корректировок в показатели, определяющие качество образования, которые будут использоваться для аккредитации вузов по образовательным программам высшего образования, а также введения нового показателя эффективности систем регионального образования «Доля выпускников, трудоустроенных в сфере малого, среднего, индивидуального предпринимательства, включая самозанятых, в общей численности трудоустроенных выпускников». 

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

122-133 8
Аннотация

Предмет исследования — малое и среднее предпринимательство, обеспечивающее решение проблемы занятости населения, создания конкурентной среды, внедрения инноваций в производство благодаря применению совокупности налоговых инструментов стимулирования развития малого и среднего бизнеса, а также предпринимательской инициативы. Цель работы — установление возможностей применения специальных налоговых режимов для решения комплекса задач, поставленных в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Определено, что малое предпринимательство нуждается в комплексной поддержке со стороны государства. На основе ретроспективного анализа специальных налоговых режимов выявлено многообразие налогового инструментария для решения установленных задач. Определено, что динамизм экономической жизни, применение новых информационных технологий в области налогового администрирования требуют расширения возможностей специальных налоговых режимов. Выдвинута инициатива о расширении применения нулевой ставки налога для вновь зарегистрированных предпринимателей в рамках действия упрощенной и патентной систем налогообложения благодаря включению сферы благоустройства городской среды, научно-технологической сферы и экологии. Предложена авторская классификация налоговых инструментов по пяти критериям. Сделан вывод о том, что для повышения результативности налогового стимулирования важную роль играет введение налоговых преференций для участников экосистемы малого предпринимательства, которые позволят не только снижать стоимость их услуг, но и расширять линейку предлагаемых услуг, дифференцировать условия предоставления грантов, кредитов, страховых продуктов. 

ПРАВО

134-140 12
Аннотация

Предметы исследования — состояние правового регулирования защиты прав частных инвесторов на финансовых рынках, построение правовых механизмов защиты розничных инвесторов, договорная и судебная практика в области розничных инвестиций, влияние качества правовой защиты на формирование человеческого капитала. Цели работы — выявление и установление наиболее недобросовестных практик в договорном закреплении отношений между профессиональными финансовыми посредниками и розничными инвесторами на финансовых рынках, определение оптимальных способов защиты частных инвесторов. В ходе исследования выявлены такие наиболее опасные положения для инвесторов, включаемые в договорную документацию профессиональных финансовых посредников, как возложение на розничного инвестора рисков; освобождение финансового посредника от любой ответственности (включая ограничение размера ответственности). Установлены наиболее недобросовестные практики, связанные с ограничением ответственности финансовых посредников. Делается вывод о том, что оптимальным способом частноправовой защиты розничных инвесторов является применение доктрины фидуциарных обязанностей финансового посредника, в том числе путем установления определенных презумпций, стимулирующих его соблюдать «доверительные» обязанности, а также посредством изменения процессуальных подходов к рассмотрению судебных споров с участием розничных инвесторов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)