Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 17, № 6 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-16 19
Аннотация

Предмет исследования — фискальная интеграция как механизм обеспечения формирования посредством применения бюджетно-налоговых инструментов единого экономического пространства интегрирующихся государств. Цель работы — выявление тенденций ускорения темпов фискальной интеграции в экономических союзах. Методология исследования базируется на современных теоретических подходах к применению фискального федерализма в интеграционной среде, а также на сравнительном анализе международного права в области фискальной интеграции, бюджетно-налоговой статистики ЕС и ЕАЭС. В статье исследуется феномен фискальной интеграции как направление обеспечения устойчивости национальных экономик при объединении финансовых ресурсов в рамках функционирования различных форм интеграционных образований. Определен основной постулат налоговой политики ЕАЭС — соблюдение принципа недискриминации при осуществлении взаимной торговли, который обеспечивает юридическим и физическим лицам равные условия в налогообложении на территории другого государства. Установлено, что синергетический эффект общего рынка усиливается консолидацией финансовых потоков, используемых для предотвращения внешних, внутренних экономических и социальных угроз, что приводит к активному применению механизмов фискального регулирования в экономических союзах. Рассмотрена сущность финансовой интеграции. Выявлены тренды сближения бюджетных и налоговых механизмов, фискального регулирования доходов и расходов на цели развития. Сделаны выводы об ускорении процессов фискальной интеграции для обеспечения бюджетно-налоговыми методами устойчивости и стабильности рынка государств, которые объединяются в экономические союзы. 

17-24 17
Аннотация

Предмет исследования — основные резервные валюты как универсальные средства платежа, используемые для упрощения международной торговли. Цели работы — выявление роли и оценка влияния мировых резервных валют на мировую финансовую архитектуру вследствие остроты финансовых и денежно-кредитных проблем в современном деглобализирующемся мире. На основе рассмотрения результатов ряда кризисных ситуаций, имевших место в мировом развитии, установлены общность и различия валютно-финансовых систем и финансовой архитектуры в общемировом контексте. Выполнен критический анализ современных проблем мировых резервных валют, тенденций их развития в соотношении с внешнеполитической деятельностью и происходящими в глобальной экономике процессами. Определены возможные направления исследований мировой финансовой архитектуры в увязке с проблематикой развития мировых резервных валют в глобальном экономическом пространстве. Сделаны выводы о влиянии мировых резервных валют на систему глобального управления и повышении их роли в поддержании устойчивости мировой валютно-финансовой системы.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

25-33 8
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью осуществления внешнеэкономической деятельности и международных расчетов в условиях изоляции Российской Федерации от глобальной долларовой валютно-финансовой системы, включая платежную инфраструктуру. Предмет исследования — цифровые технологии международных расчетов. Цель работы — выявление преимуществ и недостатков альтернативных способов осуществления российскими резидентами трансграничных платежей на основе цифровых технологий в условиях санкционных ограничений. В ходе исследования на основе применения контент-анализа, ретроспективного анализа, методов логического и сравнительного анализа были выявлены преимущества и ограничения международных расчетов с использованием криптовалют в формате peer-to-peer и участием банков, установлены возможности стейблкоинов, включая перспективы токена БРИКС (BRICS Food Token — BFT), а также создания расчетно-платежной системы цифровых валют центральных банков стран БРИКС с разным форматом межстранового взаимодействия. Результатом исследования стал вывод о целесообразности формирования одновременно нескольких векторов развития цифровых финансовых механизмов международных расчетов с участием Российской Федерации, включающих использование криптовалют, стейблкоинов, цифровых валют центральных банков и их комбинирование с системами быстрых платежей дружественных стран в рамках БРИКС и ЕАЭС.

34-46 14
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена обострением международных отношений, регулирование которых невозможно без преодоления мирового финансового кризиса инструментами и механизмами финансовой политики. Предмет исследования — финансовые аспекты национального и международного управления, приводящие к дисфункциональности мировой валютно-финансовой системы. Цели работы — выявление составляющих международной валютнофинансовой системы, лежащих в основе регулирования мировых финансов и механизмов, порождающих кризисные явления в мире, и установление роли отдельных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Банка России в части достижения экономического роста. В результате исследования выделены ключевые составляющие новой валютно-финансовой системы, предопределяющие трансформацию глобальной социально-экономической парадигмы. Раскрыт финансово-правовой механизм, лежащий в основе однополярного доминирования, и предложены пути его перехода к многополярному миру и экономике роста посредством финансово-правовых инструментов на основе применения диалектического подхода, способов сравнения, группировки, статистических, графических методов, а также дескриптивного анализа. В результате исследования сделаны выводы о том, что ключ к решению проблемы укрепления национальных суверенитетов и партнерских отношений между государствами на равноправной взаимовыгодной основе лежит в области финансовой политики и правовых основ, а также в системе международного валютного регулирования.

47-55 8
Аннотация

Предмет исследования — современные цифровые технологии как факторы развития международных расчетов. Цель работы — установление особенностей международных расчетов в цифровых валютах в условиях санкционного давления на Россию. В статье рассматриваются новые цифровые технологии, которые могут использоваться для проведения международных платежей без применения «токсичных» мировых резервных валют. Оцениваются перспективы использования цифровых финансовых активов для международных расчетов на примере различных форм централизованных и децентрализованных цифровых валют, таких как криптовалюты, стейблкоины, национальные цифровые валюты. Отмечается, что наиболее перспективной формой международных взаиморасчетов являются национальные цифровые валюты, стоимость которых, в отличие от децентрализованных криптовалют, устанавливается и гарантируется государством посредством центрального банка. Делается вывод о том, что оптимальной формой международных расчетов для России в будущем может стать реализация проекта цифрового рубля, использование которого в качестве инструмента международных платежей возможно благодаря совместным усилиям заинтересованных стран по созданию соответствующих технических предпосылок для финансового сотрудничества в этой сфере.

56-67 12
Аннотация

Предмет исследования — влияние жесткой денежно-кредитной политики (ДКП) на механизмы привлечения финансовых ресурсов. Цели работы — анализ и систематизация механизмов финансирования инвестиционных проектов в секторе высоких технологий с учетом специфики данного сектора и внешних финансово-экономических условий его функционирования в России, установление направлений совершенствования системы механизмов финансирования для достижения задач научно-технологического развития российской экономики. В работе проведен анализ реализуемой в России ДКП, а также подходов к определению высокотехнологичных компаний, отражены особенности инвестиционных проектов, относящихся к высокотехнологичному сектору экономки. Рассмотрены особенности существующих способов финансирования инвестиционных проектов и действующих мер государственной поддержки и стимулирования. Сформулированы предложения по совершенствованию системы механизмов привлечения финансирования в инвестиционные проекты с учетом специфики сектора высоких технологий. Особое внимание уделено возможностям внедрения в практику инструментов, связанных с ожидаемым началом применения цифровой валюты и расширением использования цифровых финансовых активов. Сделан вывод о необходимости системного подхода к внедрению новых механизмов финансирования инвестиционных проектов, а также их государственной поддержки.

68-77 8
Аннотация

Предмет исследования — трансграничное движение капитала, регулируемое международными организациями и заключенными ими соглашениями. Цель работы — выявление роли международных соглашений с учетом особенностей их регулирования в историческом и современном контекстах. Актуальность статьи обусловливается спецификой международной валютной системы в новой экономической реальности. Методология исследования включает применение способов экспертных оценок, анализа и синтеза, конкретизации, систематизации. В статье рассмотрена роль МВФ, ОЭСР, ВТО, ЮНКТАД в регулировании трансграничных потоков капитала. Выявлены подходы международных организаций к их регулированию на разных этапах процесса трансформации мировой финансовой архитектуры. Определены особенности роли ВТО в контексте действия Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС) и Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Проведена оценка результатов переговоров, направленных на разработку многостороннего соглашения о содействии инвестициям. Раскрыты особые условия регулирования трансграничного движения капитала соглашениями о свободной торговле и международными инвестиционными соглашениями. Сделан вывод о том, что применяемые в различных форматах меры регулирования трансграничного движения капитала не противоречат друг другу, хотя содержание основных положений базовых документов иногда существенно различается.

78-88 8
Аннотация

Предмет исследования — взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности на финансовом рынке в условиях функционирования новых экономических сетей. Цель работы — установление перспектив интеграции новых экономических сетей в инфраструктуру финансового рынка Российской Федерации. В процессе исследования рассмотрены особенности функционирования устоявшихся (привычных) и формирующихся (новых) экономических сетей, предпосылки их появления и условия, необходимые для их дальнейшего развития. Определены основные участники новых финансовых сетей. Введено понятие среды, в рамках которой осуществляется взаимодействие участников экономической сети. Проанализированы такие возможные преимущества новых сетей, как повышение прозрачности, скорости операций и снижение трансакционных издержек. Для оценки эффективности экономических сетей предлагается использовать две группы критериев — «результативность» и «ресурсоемкость». Отмечено, что регуляторная неопределенность новых сетей может негативно влиять на их дальнейшее развитие и эффективное функционирование. Оценен потенциал новых сетей для трансформации финансового рынка и дальнейшей интеграции в существующую финансовую систему. Сделаны выводы о том, что финансовый рынок фактически представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических сетей, каждая из которых выполняет свою специфическую функцию по распределению и перераспределению капитала. В то же время формирование новой сети не является гарантией того, что она будет лучше существующих сетей, а для их эффективного функционирования необходимо соблюдение обязательных характеристик эффективности.

89-100 7
Аннотация

Актуальность работы заключается в необходимости в условиях роста нестабильности и политической напряженности оперативно принимать управленческие решения в сфере общественных финансов с ориентацией на прогнозные модели, корректирующиеся в режиме реального времени. Предмет исследования — взаимосвязи российских экономических показателей и их использования для прогнозирования доходов федерального бюджета. Цель работы — прогнозирование доходов федерального бюджета посредством применения MIDAS-моделей. Основными методами исследования явились анализ взаимосвязей экономических показателей, сравнение полученных результатов по MIDAS-моделям. Результатом работы стал выбор модели прогнозирования доходов федерального бюджета, в основу которой заложены разночастотные данные, позволяющие проводить оценку с высокой степенью достоверности в режиме реального времени с учетом деловой активности бизнеса и внешней экономической ситуации. Использование результатов настоящего исследования позволит повысить точность прогнозирования доходов федерального бюджета. Сделан вывод, что MIDAS-модель в дальнейшем представит возможность осуществлять ежеквартальные корректировки с учетом изменения ситуации на рынке.

116-123 9
Аннотация

Рост финансовой грамотности, расширение охвата и улучшение качества финансового образования и информированности населения, подразумевающие получение достаточных знаний и навыков в области финансов, которые позволяют правильно оценивать финансовую ситуацию на фондовом рынке и принимать разумные решения, способствуют повышению инвестиционной активности молодежи, что обуславливает предмет исследования настоящей статьи —  инвестиционные стратегии молодежи. Цель работы —  выявление особенностей инвестиционного поведения молодых людей на фондовом рынке.

В результате проведенного исследования выявлено, что у молодежи повышается заинтересованность к операциям с ценными бумагами, чему способствуют относительно мягкая кредитно-денежная политика Центрального банка, повышение финансовой осведомленности граждан, а также меры, принимаемые государством по обеспечению прозрачности и доступности финансовых инструментов. Тем не менее активность на фондовом рынке со стороны молодежи сопряжена с рядом рисков, среди которых можно выделить отсутствие необходимых знаний о возможностях фондового рынка и текущая социально-экономическая нестабильность в стране и мире. Особенно эти проблемы могут быть ощутимы для молодежи в силу недостаточности опыта, а в некоторых случаях —  знаний, которые могут спровоцировать проблемы с ментальным здоровьем молодых людей в силу их психологических и психических особенностей, присущих данному возрасту.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

101-107 9
Аннотация

Предмет исследования — государственное управление социально-экономическим развитием страны. Цель работы — установление перспективных направлений совершенствования государственного менеджмента на основе комплексной методологии, сочетающей нормативный и позитивный анализы, институциональный и системный подходы. Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, нормативно-правовые акты, материалы органов власти. Осуществлена серия глубинных интервью с государственными служащими. Выявлены основные дисфункции государственного управления: недостаточная гибкость и адаптивность, слабая межведомственная координация, дефицит квалифицированных кадров, низкий уровень внедрения инноваций. Обоснованы приоритетные меры по решению данных проблем посредством перехода к матричным структурам управления, внедрения agile-подходов, формирования системы непрерывного образования госслужащих, создания цифровых платформ взаимодействия государства, бизнеса и граждан. Полученные результаты исследования позволяют адаптировать теорию государственного управления к российским реалиям. Предложенные рекомендации могут быть использованы при разработке административных реформ, стратегий и программ. Сделан вывод о том, что необходимо продолжить поиск оптимальных управленческих моделей в условиях вызовов нестабильности.

108-117 12
Аннотация

Предмет исследования — обеспечение информационной открытости властных структур. Цель работы — обоснование направлений совершенствования способов репрезентации открытых государственных данных. На концептуальном уровне определено соотношение, в котором находятся открытые данные, с информацией о деятельности органа власти; официальной и ведомственной статистикой; данными, которыми оперируют государственные информационные системы. На методическом уровне на основе анализа веб-ресурсов и обобщения лучших практик сформулирован набор требований к региональному порталу открытых данных. В статье установлены цели публикации открытых данных: научно-методическое обеспечение управления, развитие общественного контроля, предоставление материалов для разработки проектов по созданию полезных сервисов. Представлены результаты анализа информационного наполнения региональных порталов открытых данных, позволяющие не только понять текущую ситуацию на местах, но и сформировать систему критериев качества их информационного наполнения. Определено, что дальнейшее развитие практики размещения открытых государственных данных зависит от решения таких методологических задач, как соотнесение понятий «открытые данные» и «данные государственной статистики», сопоставление статистических и ведомственных данных, отнесение размещаемой официальной информации к категории «открытые данные», упорядочение подходов к централизации/регионализации открытых данных. Выявлено на основе анализа определений открытых данных, что в них высвечиваются лишь свойства, а не содержательные характеристики данных. Делается вывод о необходимости упорядочения структуры и содержания региональных порталов открытых данных, а также встраивания соответствующей информации в отраслевые интернет-ресурсы.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

118-129 10
Аннотация

Предмет исследования — взаимоотношения российских регионов и федерального центра по вопросам экологической политики и природоохранной деятельности. Цель работы — установление целесообразности расширения рамок правового поля субъектов Российской Федерации для решения экологических проблем с учетом специфики регионов и возможностей их социально-экономического развития. Рассмотрено влияние существующих и разрабатываемых национальных проектов, направленных на решение экологических проблем, обоснована целесообразность расширения возможностей регионов/субъектов с учетом региональных особенностей экологической политики для достижения целей устойчивого развития 2030 г. и национальных целей развития 2036 г. Показано, что муниципалитеты играют незаменимую роль в осуществлении прав коренных народов и местных общин, проживающих в условиях хрупких водных экосистем и исконной среды обитания. Приоритетной задачей предложено считать ускорение перехода России и других основных эмитентов выбросов СО2  на соблюдение сроков, установленных документами ООН. Отмечено, что хорошая экологическая обстановка является не только глобальным общественным, но и национально-территориальным благом, меры по защите которого необходимо предусматривать при разработке новых национальных проектов «Экологическое благополучие» и «Инфраструктура для жизни». Сделан вывод о том, что в российской статистике целесообразно расширить систему отчетности о выполнении Целей устойчивого развития ООН, касающихся защиты окружающей среды. Сотрудничество в противодействии угрозам экологического равновесия предлагается считать основным направлением приграничного сотрудничества российских регионов и территорий соседних стран.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

130-139 7
Аннотация

Предмет исследования — изменение стратегии низкоуглеродного развития в Европейском Союзе (ЕС) после принятия «Зеленого курса» в условиях трансформации мировой финансовой системы и роста объема «зеленых» инвестиций. Амбициозной политике Евросоюза по достижению углеродной нейтральности к 2050 г. препятствуют геополитический и энергетический кризисы, торговые и санкционные ограничения, разрушение энергетической инфраструктуры, которые заставляют правительства вносить коррективы в принятые ранее стратегические решения. В кризисных условиях ЕС не отказался от поставленных ранее целей в сфере климата, сделав их еще более амбициозными. Цель работы — установление перспектив продолжения «Зеленого курса» ЕС в новых условиях для сохранения и повышения конкурентоспособности своих экономик путем усиления климатического регулирования и его распространения на другие страны. Для этого ЕС прибегает к принятию мер нерыночного характера и мобилизует различные механизмы: политические, экономические, правовые, финансовые, санкционные, научно-технологические и институциональные. В статье проанализированы наиболее важные инициативы, предпринимаемые как внутри ЕС, так и на международном уровне для продвижения своих интересов, обеспечения доступа к критически важному сырью и поддержания конкурентоспособности европейской экономики. Сделаны выводы о том, что многообразие мер, принятых в последнее время, свидетельствует о том, что политика ЕС в отношении «зеленого» развития становится комплексной и согласованной для обеспечения лидирующих позиций в области низкоуглеродного целеполагания и выработки правовых норм и стандартов

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

140-151 13
Аннотация

Предмет исследования — задачи и технологии налогового администрирования в условиях мобилизационной экономики. Цель работы — установление потенциала налогового администрирования, позволяющего решать фискальные задачи по обеспечению стабильности налоговой нагрузки на бизнес в условиях расширения информационной базы и совершенствования технологий обработки получаемых из разных источников данных. Объектом исследования выступает характер взаимодействия участников налоговых отношений. Методология исследования основывается на теории экономического развития, месте и роли налогового администрирования в достижении стабильности бюджетных доходов. Делается вывод о том, что основными направлениями деятельности налоговых органов в решении поставленных в рамках реализации задач мобилизационной экономики посредством применения инструментов налогового администрирования являются выявление новых объектов налогообложения, развитие адаптивных форм взаимодействия с налогоплательщиками, расширение применения налогового мониторинга, углубление целевого подхода к проведению налогового контроля. Функционирование специальных административных районов способствует увеличению налоговых поступлений от иностранных инвестиций из зарубежных офшоров.

152-160 6
Аннотация

В условиях обновления налоговой системы в Российской Федерации с 2025 г. особую актуальность получает тема оценки влияния изменения порядка налогообложения на благосостояние различных групп населения и общества в целом. В статье рассматривается международный опыт анализа эффектов от налоговой политики на основе OLG-моделей (моделей перекрывающихся поколений) с учетом уровня производительности труда физических лиц, их образования, достатка и продолжительности жизни. Показано, что переход к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц обусловливает необходимость выбора между снижением социального неравенства и экономическим ростом. Прогрессивное налогообложение уменьшает стимулы к труду для высокооплачиваемых работников. Рост налогов на капитал не способствует инвестированию и ускорению экономического роста, но может снижать социальное неравенство в случае направления сумм, получаемых от дополнительных налоговых сборов, на социальные нужды. Приводятся значения оптимальных предельных налоговых ставок на доходы в зависимости от конкретных параметров выбранной модели налогообложения. С учетом реалий последних лет делается вывод о том, что нагрузка на бюджет возрастает, вынуждая руководство стран повышать налоги. Однако эффективность претворения в жизнь этой меры во многом зависит от структуры перераспределения дополнительных налоговых поступлений, о чем свидетельствует большинство исследований: если в краткосрочной перспективе влияние на экономический рост от перехода к прогрессивной системе налогообложения слабо негативное, эффект от изменения порядка налогообложения в долгосрочной перспективе зависит от действенности перераспределения дополнительных бюджетных доходов.

ПРАВО

161-171 10
Аннотация

Предмет исследования — неформальная занятость населения с учетом сформировавшейся положительной судебной практики, влекущая возникновение налоговых рисков и, как следствие, потерю доходов бюджета, утрату возможности использования гарантированной государственной социальной защиты работниками, осуществляющими трудовые отношения без договорных отношений. Цель работы — выявление способов легализации доходов, полученных гражданами трудоспособного возраста без оформления трудовых договоров. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных экономических условиях не изжита практика взаимоотношений работодателей и работников, осуществляющих трудовую деятельность по найму без официального оформления договорных отношений и получающих вознаграждение за работу «в конвертах» и соответственно лишенных прав на государственные гарантии охраны здоровья за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и пенсионного обеспечения. В ходе исследования проведен анализ последствий использования неофициальных схем выплаты заработной платы посредством применения аналитического и логического подходов, сравнения, обобщения и др. Сделан вывод о том, что необходим постоянный мониторинг взаимоотношений работодателей и работников, направленный на выявление возникновения предпосылок проявления рисков выплаты доходов работникам «в конвертах» за выполнение трудовых обязанностей и минимизацию последствий от них для граждан, государства и работодателей. Предложено наделить комиссии по легализации доходов и налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам правом привлечения работодателей к ответственности за использование «конвертных» схем выплаты работникам за проделанный труд.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)