Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 15, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-22 19
Аннотация

Предмет исследования — основные задачи, принципы и проблемы единой государственной денежно-кредитной политики на среднесрочный период 2022–2024 гг.

Цель работы — на основе экспертизы сформулированных Банком России Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 г. и период 2023 и 2024 гг. выявить достоинства и недостатки единой государственной денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе для обеспечения реального экономического роста России. Определены результаты вклада денежно-кредитной политики в экономическое развитие России и обеспечение не только ее финансовой, но и социальной стабильности. Особое внимание обращено на взаимосвязь денежно-кредитной и валютной политики; денежно-кредитной и макропруденциальной политики; необходимость обоснованного принятия решений в области инструментов денежно-кредитной политики, а также на макроэкономические эффекты трансмиссионного механизма   денежно-кредитной   политики.

Сделаны   выводы   о   том, что   несмотря на выявленные недостатки эксперты Финансового университета положительно оценивают   представленный проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики   на   2022   г. и   период 2023 и 2024 гг. , но полагают, что они могут быть дополнены и в большей степени конкретизированы с учетом сделанных замечаний, выдвинутых предложений и новых явлений, которые могут появиться в первой половине 2022 г.

23-34 54
Аннотация

Предмет исследования — проблемы налоговой политики на среднесрочный период 2022–2024 гг.

Цель работы — на основе положений, сформулированных Минфином России в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. , оценить планируемую государственную налоговую политику на ближайшую перспективу в рамках перехода России к опережающему развитию и выполнения национальных проектов, предполагающих достижение четко обозначенных конечных результатов и требующих значительных финансовых ресурсов. В статье проанализированы результаты практической реализации мер налоговой политики, предусмотренные в аналогичном документе на период до 2021 г. , и на их основе определена степень эффективности инструментов налогового регулирования и технологий налогового администрирования в условиях возрастающих рисков государства по обеспечению устойчивости бюджетной системы страны.

Сделан вывод о том, что разработанные Минфином России Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. заслуживают в целом положительной оценки, за исключением ряда положений, по которым дается авторское мнение.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

35-44 14
Аннотация

Предметы исследования — текущее состояние мирового рынка природного газа, региональные аспекты его производства и потребления.

Цель работы — оценка перспектив России в газовой сфере. Представлены прогнозы долгосрочного развития глобального рынка с акцентом на страны Восточной и Южной Азии, где согласно долгосрочным прогнозам спрос на газ к 2050 г. вырастет в два раза до 1092,6 млн т нефтяного эквивалента. Установлено, что преимуществом природного газа на мировом рынке является его цена вследствие провозглашенного экономически развитыми странами политического курса на декарбонизацию, волатильности цен и эскалации конфликтов в газовой сфере. Ожидается, что к 2050 г. Китай увеличит потребление газа почти на 350 млрд м3 до 661 млрд м3, что превосходит в настоящее время объемы газа, потребляемого странами Европейского союза и Ближнего Востока. Показано, что в период экономического замедления, вызванного в том числе пандемией коронавируса, дисбаланс спроса и предложения на мировом углеводородном рынке ведет его к дестабилизации. В статье делается попытка спрогнозировать эволюцию энергетических рынков и определить объемы спроса на газ в обозримом будущем.

Делаются выводы о том, что потребление природного газа в ключевых регионах мира будет только увеличиваться, что открывает для российского рынка природного газа значительные перспективы расширения экспорта.

45-55 14
Аннотация

Предмет исследования — финансовые отношения в процессе цифровой трансформации.

Цель работы — оценка изменения системы экономических отношений в цифровой экономике посредством применения системного, экономического и статистического анализов, что обеспечивает целостность и всесторонность исследования. Установлено, что повышение роли экономики знаний в процессе цифровых трансформаций представляет собой актуальную задачу в современных преобразованиях общества. Выявлены проблемы в финансовых отношениях при цифровых трансформациях, заключающиеся в отсутствии комплексного подхода к управлению экономическими процессами; снижении государственного контроля при быстром развитии горизонтальных связей между субъектами хозяйствования; отставании принятия нормативных актов от быстро изменяющихся ситуаций; возрастании рисков кибератак при проведении различных операций; усложнении систем управления разнообразными процессами в механизме цифровых технологий; повышении воздействия на интеллектуальный капитал морального износа. Подробно рассмотрены условия использования интеллектуального потенциала. В статье отмечается, что глобальным направлением развития общества является тренд на экономику знаний благодаря превращению науки в непосредственную производительную силу. К объективным факторам этого процесса относятся рост образовательного уровня кадров; аккумуляция опыта работы в динамичных условиях; усложнение характера выполняемых трудовых функций.

Сделаны выводы о том, что необходимы институциональное финансовое обеспечение инновационного развития и комплексный подход к развитию интеллектуального потенциала страны.

56-62 11
Аннотация

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена имеющимся противоречием между сутью современной (национально-рыночной) денежной системы и практическим устройством банковской системы, в рамках которой Центральный банк выполняет эмиссионную функцию.

Новизна вопроса, поставленного в статье, состоит в аргументации того, что Центральный банк в рамках национально-рыночной денежной системы должен позиционироваться только как производитель различных законных платформ для числа денежных единиц, а не как эмиссионный орган.

Предметом исследования выступает эмиссионная функция Центрального банка, которую он выполняет так же, как в рамках предыдущей (золото-стандартной) денежной системы, не обращая внимания на принципиальное различие своего статуса в рамках этих систем.

Цель статьи состоит в том, чтобы аргументировать необоснованный характер эмиссионной функции Центрального банка в современных условиях. В результате проведенного исследования посредством применения методов анализа от общего к частному, дедукции и индукции, единства исторического и логического, органической последовательности в раскрытии материала и ряда других научных методов в статье сделан вывод о том, что поскольку возрастание объема денег на рынке происходит вследствие создания национального валового дохода, а не из-за возрастания доверия к авторитету Центрального банка или же увеличения объема его активов, то постольку наличные денежные средства, производимые Центральным банком, должны позиционироваться как национальная (общая) принадлежность рынка (страны), а не как его частная собственность. Исходя из их такого позиционирования эти средства должны вводиться в рыночное обращение на компенсационной, а не на коммерческой основе.

63-71 22
Аннотация

Предмет исследования — инвестиционное поведение российских частных инвесторов в условиях трансформации денежно-кредитной политики.

Цель статьи — прогнозирование возможной реакции розничных инвесторов на фондовых и срочных рынках на продолжение проведения Банком России политики таргетирования инфляции, оказывавшей позитивное воздействие на динамику инфляции, но повлекшей снижение ключевой ставки и соответственно уменьшение привлекательности банковских вкладов. Установлено, что в качестве альтернативы депозитам все большее число потенциальных инвесторов стали рассматривать возможность инвестирования в инструменты фондового и срочного рынков для получения повышенного дохода по сравнению с вложением денежных средств в депозиты на банковских счетах. Такой повышенный интерес к высокорискованным финансовым продуктам, ставший в определенной мере неожиданным как для профессиональных участников рынка, так и для регулятора, несет в себе социальную опасность прихода на рынок инвесторов, обладающих низким уровнем финансовой грамотности, в условиях увеличивающихся финансовых рисков и нестабильности экономической системы, что обусловит увеличение волатильности на фондовом рынке.

В статье сделан вывод о вероятности уменьшения темпов роста оборотов по сделкам розничных инвесторов и относительно невысокой возможности оттока средств с финансовых рынков обратно на банковские счета частных инвесторов.

72-80 12
Аннотация

Предмет исследования — развитие российских нефинансовых экосистем в условиях цифровизации мировой экономики.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в настоящее время понятие «бизнес-экосистема» становится все более популярным и активно используется как производителями товаров и услуг, так и их потребителями. Нефинансовые экосистемы, основателями которых, как правило, являются IT-организации, разрабатывают комплексные клиентские решения и контролируют практически всю цепочку создаваемой стоимости и связанные с ней финансовые расчеты.

Объектом исследования в данной статье являются зарубежные и российские нефинансовые экосистемы.

Цель работы выявление особенностей формирования и развития российских нефинансовых экосистем с использованием финансовых технологий. Результаты исследования позволяют делать выводы о взрывном росте бизнес-экосистем в Российской Федерации, что порождает риски для их участников и других субъектов экономики. В статье выделены три базовые стратегии создания бизнес-экосистем: разработка новых финтех-решений своими силами; приобретение доли в разнопрофильных компаниях и ее включение в экосистему; создание внутрии межотраслевых коллабораций. Проведен анализ создания и функционирования крупнейших российских нефинансовых экосистем: Яндекс, VK (до октября 2021 г. Mail.ru Group) и МТС. Показано, что на первом этапе развития для российских нефинансовых экосистем характерно использование первой стратегии. На втором этапе развития указанные экосистемы начинают развивать свои платежные системы, а также оказывать непрофильные услуги, что возможно только при условии применения второй базовой стратегии. Для финансовых же экосистем, основу которых составляют крупнейшие российские банки, характерно использование второй и в ряде случаев также третьей базовой стратегии.

81-93 15
Аннотация

Предмет исследованиятенденции мирового рынка розничных платежей в формирующейся цифровой экономике.

Цели работывыявление особенностей современной системы розничных платежей и определение динамики и направлений развития в России и зарубежных странах. Рассматриваются такие механизмы осуществления платежей, как наличные деньги, а также инструменты на основе электронного перевода денежных средств, чеков, прямого дебетования, платежных карт. В результате анализа мирового рынка розничных платежей установлено, что его динамика будет находиться под воздействием таких тенденций развития мировой экономики, как снижение доли наличных платежей и увеличение безналичного оборота, рост использования электронной коммерции и розничной покупательской активности в интернете, цифровизация банковских операций, ускорение экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала посредством слияний и поглощений компаний. Анализируются тренды рынка розничных платежей в России, среди которых выделяются активное развитие бесконтактных электронных технологий, увеличение видов расчетов, осуществляемых с помощью платежных карт.

Делаются выводы о том, что развитие мирового рынка розничных платежей в ближайшие годы и формирование мировой платежной индустрии будут обуславливать возникновение в экономике тенденций к снижению доли наличных платежей, увеличению электронной коммерции и усилению розничной покупательской активности в интернете, а также к цифровизации банковских операций. Развитие российского рынка будет определяться общими для мирового рынка розничных платежей трендами.

94-104 19
Аннотация

Предмет исследованиясостояние электронной коммерции в мире и России.

Цели работыанализ мирового опыта электронной коммерции и прогнозирование перспектив его использования в российской практике посредством определения сущности электронной коммерции; установления степени ее влияния на бизнес и общество; прогнозирования тенденций формирования рынка e-commerce в России с учетом мировой практики. В исследовании использовались методы научного анализа и синтеза, реализованные в рамках структурно-функционального и системного подходов к электронной коммерции. Проведен сравнительный анализ работы успешных компаний в сфере e-commerce, а также рассмотрены способы повышения конкурентоспособности российских торговых предприятий в условиях глобализации. Выявлено, что в современном мире электронные технологии в целом и интернет в частности существенно влияют на все стороны жизни человека: от формата общения в повседневной жизни до получения знаний и их воплощения в реальные действия. Стремительное развитие информационных технологий, растущее распространение интернета и его широкие   возможности для ведения бизнеса стали предпосылками для возникновения такого динамично развивающегося сектора торговли, как электронная коммерция.

Сделаны выводы о том, что использование при работе с e-commerce специализированного софта, включающего систему безопасных платежей, непременно улучшит продуктивность российской модели ведения бизнеса благодаря повышению уровня безопасности и уменьшению экономических рисков.

105-114 23
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена возрастающей необходимостью совершенствования стратегического планирования для формирования более динамичных темпов экономического, социального развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сложных политических и экономических условиях современности.

Предмет исследования — проектное управление в процессе реализации стратегических планов государства.

Цели работы — установление основных направлений и показателей перехода на проектное управление при реализации стратегических планов для снижения рисков неполучения запланированного результата в заданные сроки, а также на основе преемственности проектов обеспечение эволюционного развития стратегических планов в Российской Федерации в 2022–2023 гг. Рассмотрены основные направления применения советского и зарубежного опыта проектного управления.

В результате исследований выявлено, что применение проектного подхода к стратегическому планированию позволяет систематизировать и структурировать не только набор стратегических целей, но и характеризующие их показатели, а также нормативные документы, устанавливающие эти цели, а также скорректировать наборы показателей и документов в случае дублирования их составляющих или нехватки отдельных из них для формирования тесных вертикальных и горизонтальных связей между этими показателями, а также определяющими их документами.

Сделаны выводы о том, что применение методов проектного управления в процессе стратегического планирования не только повышает эффективность этого процесса, но и позволяет устанавливать требуемую степень углубления перехода на проектное управление при реализации стратегических планов.

115-123 29
Аннотация

Скорость и масштабы происходящих в мировой экономике изменений обостряют противоречие между ее глобальным характером и преимущественно национальным уровнем регулирования, приводя, наряду с другими глобальными дисбалансами, к накоплению проблем и противоречий, требующих решения на наднациональном уровне.

Предметы исследования — факторы и направления развития системы глобального управления в условиях двойного перехода к «зеленой» и цифровой экономике, продолжающейся пандемии коронавируса и нарастания общей неустойчивости мировой валютно-финансовой системы.

Цель работы — определение перспективных направлений развития существующей системы глобальных регуляторов, обеспечивающих возможность решения ключевых проблем глобальной мировой валютно-финансовой системы на базе принципов мультилатерализма.

В результате проведенного исследования доказано, что трехуровневая система глобального управления, состоящая из взаимодействующих формальных и неформальных регуляторов, в большей степени соответствует задачам наднационального регулирования в глобальной экономике при условии соблюдения принципа мультилатерализма, а вектор ее дальнейшего развития обусловлен трендом на повышение значимости неформальных институтов регулирования при увеличении степени их институализации. Обоснованы необходимость формирования и глобального перераспределения финансовых ресурсов в целях предотвращения новых дисбалансов, а также целесообразность разработки системы раннего выявления надвигающегося кризиса и триггеров на включение превентивных антикризисных программ финансовой помощи для развивающихся стран.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

124-133 90
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поддержки текстильной промышленности в России, повышением роли регионов в восстановлении этой отрасли экономики на основе государственной политики, проводимой на федеральном и региональном уровнях и направленной на финансирование новых технологий производства и развития онлайн-каналов сбыта.

Предмет исследования — ход инвестирования в российское текстильное производство, не выдерживающее высокую конкуренцию на международных рынках сбыта и с трудом конкурирующее со сбытом китайской текстильной продукции внутри страны.

Цель работы — разработка предложений по совершенствованию процесса притока инвестиций в текстильную промышленность России посредством принятия мер стимулирования межотраслевой и межрегиональной кооперации; выстраивания сквозных цепочек как в легкой промышленности, так и между другими отраслями; увеличения доли экспортно-ориентированных продуктов, особенно смесовых тканей, льняного комплекса. Установлено, что перспективными сегментами развития отрасли являются производство многослойных мембранных материалов в условиях экологичного производственного цикла, а также внедрение технологии по вторичной переработке текстиля. В ходе исследования выявлено, что новой точкой роста в текстильной промышленности может стать технология цифровой печати по текстилю.

В статье делается вывод о необходимости принятия дополнительных мер по развитию текстильного производства, привлечению инвестиций в основной капитал, поддержке льняного комплекса, переходу промышленности к экономической модели замкнутого цикла и экологизации бизнеса.

ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

134-141 13
Аннотация

Предмет исследования — динамика реальных расходов российской семьи.

Цель работы — установление перспектив изменения расходов российского населения в будущем на основе выявления отрицательных факторов, мешающих увеличению реальных доходов людей. Устанавливается, что с ростом материального благосостояния людей доля расходов на удовлетворение естественных потребностей в бюджете домохозяйства сокращается и растет количество и стоимость благ для удовлетворения потребности индивида в высокой оценке обществом его личности, заключающейся в желании приобретения таких благ, которые выделяют его среди других людей или обеспечивают признание его принадлежности к более высокой социальной группе общества. Приводится методика выявления благ с высокой долей престижной стоимости и содержится ответ на вопрос: какую часть бюджета индивид готов пожертвовать для удовлетворения своего честолюбия. Устанавливаются основные направления сокращения потребительских расходов. Особое внимание уделяется оптимизации затрат на продовольствие, жилье, транспорт, образование, здравоохранение. Рассматриваются факторы влияющие на размер денежных накоплений и пути их оптимизации.

Делается вывод о необходимости выявления излишних расходов посредством ведения учета личных и семейных затрат и применения для этой цели функционально-стоимостного анализа расходов   семейного   бюджета, в частности для установления товаров и услуг, без которых семья может обходиться.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

142-154 18
Аннотация

Предмет исследования — тенденции восстановительного роста национальных экономик стран мирового сообщества на основании отчета ЮНКТАД о прямых иностранных инвестициях, произведенных в 2021 г.

Цель работы — установление роли государства как института обеспечения поступательности развития национальных экономик на основании анализа практической деятельности США и Китая, расценивающих федеральные средства как факторы стабилизации социально-политической ситуации, инициирующие и гарантирующие направление частно-предпринимательского капитала в индустриальные сегменты экономики. Установлено, что США и Китай принимают жесткие меры по регулированию структуры и отраслевой направленности прямых иностранных инвестиций и не считают их базовым источником финансирования развития: КНР направляет частно-государственные инвестиции в приоритетные сегменты экономики — информационно-коммуникационные технологии, пятое поколение мобильной связи, искусственный интеллект и сельское хозяйство; США видят свои задачи в постпандемийный период в реиндустриализации и решоринге, инвестируя на их восстановление средства федерального и местных бюджетов. На основании анализа роли государства как института обеспечения поступательности развития национальных экономик сделаны выводы, отвечающие современным трендам трансформирования инвестиционной деятельности в период восстановления развития в постпандемийный период.

155-164 20
Аннотация

Предмет исследованияэкономическая интеграция государств — членов ЕАЭС в торговые взаимоотношения.

Цель работывыявление взаимосвязи стратегии пространственного развития России и хода интеграции ЕАЭС в контексте развития взаимных торговых отношений. Установлено, что в настоящее время продолжается процесс регионализации мировой экономики, одной из форм проявления которой стали экономические образования групп государств, находящиеся на разных ступенях интеграции и уровнях зрелости торговоэкономических связей.

После распада СССР и образования Содружества независимых государств предпринимались усилия по поиску наиболее приемлемых форм углубления экономических взаимоотношений. После длительных переговоров руководств бывших советских республик было образовано ЕАЭС, одной из целей которого является создание общего рынка на условиях свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, т.е. обеспечение пространственного развития территорий бывшего СССР.

В результате исследования сделаны выводы о том, что торговые связи являются производными от уровня развития экономики, ее структуры, места стран в международном разделении труда. Выявлено, что взаимная торговля в рамках ЕАЭС может быть более эффективной при условии развития специализации и кооперации производственной деятельности. Это повысит взаимодополняемость экономик и будет способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития стран, смягчению пространственных диспропорций. Более того, продвижение стран к новому технологическому укладу может стать драйвером повышения их конкурентоспособности на международных товарных рынках. Однако интеграционный фактор ЕАЭС в решении проблем пространственного развития как России, так и ее партнеров по Евразийскому союзу, пока остается недоиспользованным.

ПРАВО

165-172 21
Аннотация

Предмет исследования — экономические последствия изменений, вносимых в налоговое законодательство.

Цель работыразработка механизма, позволяющего, с одной стороны, пресекать возможность уклонения от уплаты налогов с использованием правил налогообложения процентов и дивидендов в государстве резидентства их получателя, а с другой стороны, не допускать двойного налогообложения доходов, полученных в результате осуществления инвестиций.

Проанализированы методы противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием соглашений об избежании двойного налогообложения, заключаемых в России и за рубежом. Выявлено, что они имеют недостатки в части имплементации единой ставки налога на прибыль корпораций в национальные законодательства, контроль за которой чрезвычайно затруднен вследствие того, что правила, предусмотренные Планом BEPS, недостаточно формализованы и предоставляют налогоплательщикам излишнюю свободу усмотрения при их применении. Сделан вывод о том, что реализуемое в настоящее время Российской Федерацией противодействие уклонению от уплаты налогов посредством корректировок налоговых соглашений вступает в противоречие с защитой законных интересов добросовестных иностранных инвесторов.

Сформулированы предложения по корректировке отдельных условий налоговых соглашений в части налогообложения дивидендов. Обоснована необходимость их практической реализации в целях обеспечения инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)