Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 17, № 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-16 18
Аннотация

В условиях возрастания роли государства как субъекта рыночных отношений расширяются воздействующие на экономику фискальные инструменты вследствие изменения величины расходов или доходов государственного бюджета, что обусловливает актуальность рассматриваемой в статье проблемы, касающейся формирования системы управления налоговыми расходами. Предмет исследования — функционирование в государстве системы управления налоговыми расходами в виде выпадающих доходов бюджетной системы Российской Федерации по причине предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам. Цель работы — систематизация теоретических и методологических подходов к формированию системы управления налоговыми расходами благодаря следованию основополагающим принципам ее формирования, выявлению и преодолению методологических проблем применения концепции налоговых расходов, в отношении которых требуется проведение оценки и определение их перечня на очередной финансовый год и плановый период. Научная новизна исследования заключается в обосновании методологических подходов к формированию системы управления налоговыми расходами и определению ее специфических особенностей. По итогам работы сделаны выводы о том, что система управления налоговыми расходами предопределяет необходимость совершенствования методов их учета, систематизации, оценки, мониторинга и контроля. Для определения содержательных характеристик указанных методов целесообразно следовать установленным принципам принятия решений о включении отдельных налоговых расходов в ежегодно утверждаемый перечень и обеспечения эффективности всей системы их управления применительно к публично-правовым образованиям.

17-28 20
Аннотация

Предмет исследования — ход технологической модернизации в Китае, США и европейских странах. Цель работы — обоснование усиления глобальной технологической конкуренции и активизации научно-технической политики как главных направлений модернизации в мире, т.е. процесса обновления политической, экономической и социальной систем в соответствии с потребностями времени.

В статье проанализированы основные положения программы «Сделано в Китае 2025», показаны ее результаты и приведены дальнейшие инициативы КПК по развитию науки и внедрению инноваций.

Установлено, что быстрый рост глобальной конкурентоспособности китайских производителей, дисбалансы внешнеторговых потоков в странах Запада, угроза лидерству США и Евросоюза в новейших направлениях технологического развития потребовали от развитых стран принятия ответных программ модернизации экономики.

На основе обширной статистики хода научного и технологического развития, публикуемой ОЭСР и Евросоюзом, осуществлено сравнение показателей уровня и динамики развития сферы исследований и разработок (R&D) в отраслевом и страновом разрезах, показана ведущая роль компаний, занимающихся информационными технологиями, рассмотрены способы противодействия ЕС и США «китайской угрозе».

Исходя из проведенного анализа сделаны выводы о перспективах глобальной технологической конкуренции и необходимости пересмотра традиционных представлений о создании новых технологий.

29-37 13
Аннотация

Предмет исследования — современное состояние цифровизации финансового сектора в Российской Федерации. Цель работы — установление перспектив развития нормативно-правовой базы цифровизации финансового сектора в увязке с деятельностью по обеспечению достижения национальных целей экономического развития страны.

В статье выявлен дискуссионный характер понятийного аппарата, отражающего цифровую трансформацию экономики, дана характеристика подходов к содержательному наполнению терминологии цифровизации финансового сектора. На основе информационных источников определен поступательный характер увеличения расходов на развитие цифровой экономики. Выполнен анализ степени цифровизации финансового сектора. Установлена положительная динамика организаций финансового сектора России, переходящих на применение программных инноваций, цифровых технологий защиты данных и средств шифрования. Определены приоритеты развития цифровизации в контексте достижения национальных целей экономического развития России. Подтверждена актуальность создания многопрофильной правовой базы как надежного основания для продолжения системной цифровой трансформации финансового сектора. Рассмотрены действующие и находящиеся в процессе общественного обсуждения нормативно-правовые документы, предназначенные для правовой регламентации процесса цифровизации финансового сектора экономики. Обоснованы направления совершенствования работы по правовому обеспечению финансового сектора: защита данных, внедрение цифрового рубля, SupTech, RegTech технологии и др. Сделаны выводы о целесообразности активизации исследований в целях предметного накопления информации для разработки нормативного инструментария и оперативного принятия решений в сфере правового регулирования деятельности институтов финансового сектора в увязке с деятельностью по достижению национальных целей экономического развития Российской Федерации.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

38-47 13
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что инструменты фондового и срочного рынков рассматриваются в настоящее время населением как привлекательная альтернатива традиционным вложениям в банковские депозиты. Эта категория инвесторов, еще десять лет назад не имевшая сколько-нибудь заметного веса на фондовых и срочных площадках, постепенно превращается в активных участников рынка ценных бумаг, способных не только обеспечивать эффективность российской экономики, но и преодолевать рыночные риски.

Предмет исследования — деятельность розничных инвесторов на отечественном финансовом рынке в период ужесточения антироссийских санкций. Цели работы — рассмотрение особенностей инвестиционного поведения граждан, выявление основных тенденций текущего периода и факторов, способствующих дальнейшему развитию системы защиты прав инвесторов и повышению доверия граждан к финансовым рынкам. В статье выявлены особенности развития розничного сегмента отечественного рынка в период 2022–2023 гг. и на этой основе сделаны выводы о том, что санкционный режим нанес существенный ущерб российскому финансовому рынку. Однако оказалось, что степень воздействия сдерживающих его развитие негативных процессов была меньше уровня, прогнозировавшегося большинством исследователей. Продолжение работы регулятора в части выработки дополнительных мер защиты прав инвесторов и повышения финансовой культуры вкупе с реализацией инициатив организаторов торговли и профессионального сообщества позволит противодействовать распространению недобросовестных торговых и маркетинговых практик, улучшать инвестиционный климат в стране, укреплять доверие частных инвесторов к инструментам и институтам финансовых рынков.

48-57 34
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена стремлением России противодействовать санкциям, навязанным США и их сателлитами, и опираться на собственные финансово-экономические ресурсы. Предметы исследования — политика импортозамещения и ее влияние на модернизацию транспортного комплекса страны Цель работы — выявление перспективных направлений реализации политики импортозамещения в высокотехнологичных секторах экономики как факторов устойчивого развития и модернизации транспортного комплекса России.

Отмечено, что для достижения данной цели целесообразно использовать политику импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности, которые отличаются большой интенсивностью внутренних затрат на научные исследования и разработки, большой долей работников с высшим образованием, а также более высокой инновационной активностью. Определено, что в настоящее время модернизация транспортного комплекса во многом определяется развитием высокотехнологических секторов экономики. Обоснована взаимосвязь устойчивого экономического развития и результатов импортозамещения, выявлены проблемы и перспективные направления политики импортозамещения в высокотехнологичных секторах российской экономики, осуществлена оценка степени влияния политики импортозамещения на развитие транспортного комплекса России. Установлена целесообразность формирования ответственного производства, которое минимизирует негативное воздействие деятельности объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду и позволяет предотвращать технологическое отставание национальной экономики и служит основой для модернизации транспортного комплекса благодаря использованию отечественного оборудования и транспортных средств для развития в первую очередь авиационного, железнодорожного, водного и автомобильного транспорта.

58-68 11
Аннотация

Предмет исследования — состояние аварийности в транспортном секторе экономики Российской Федерации.

Цели работы — выдвижение предложений по совершенствованию методики оценки аварийности на предприятиях транспортного сектора и выявление новых типов аварий, возникающих на транспорте в результате изменений в технологиях, процессах и общественных условиях, для установления оптимальных путей снижения наносимого ущерба. Выявлена разница в трактовке понятий «аварийность» и «ущерб» на транспорте.

Практическая значимость исследования заключается в составлении типологии аварий, что позволяет намечать ряд планово-предупредительных мероприятий и тем самым предотвращать наступление экономического ущерба.

Охарактеризована методология оценки аварийности на транспортных предприятиях. Установлены причины аварийности транспортных систем. Определены меры, направленные на снижение аварийности, способствующие повышению надежности транспортных систем и увеличению эффективности их функционирования. При оценке характера аварий учтены локальный и региональный аспекты использования транспортных систем, определяющие их текущее состояние и готовность к применению. Дана авторская классификация аварий.

Сделаны выводы о необходимости введения единой комплексной программы антиаварийных мер для каждого отдельно взятого транспортного сектора.

69-80 19
Аннотация

Предмет исследования — сфера трансграничных платежей как фактор восстановления российской внешней торговли в условиях санкционного давления со стороны западных стран. Актуальность статьи обусловлена тем, что для ускорения экономического роста требуются скорейшее восстановление объемов экспорта и сохранение объемов импорта посредством цифровой трансформации финансовой сферы и использования новых платежных механизмов в расчетах с зарубежными контрагентами для смягчения давления на Россию и ее торговых партнеров со стороны западных стран. Цель работы — оценка текущего состояния применения цифровых финансовых активов в трансграничных расчетах с дружественными юрисдикциями. В статье установлено, что в 2022–2023 гг. объемы российского импорта и экспорта претерпевали значительные колебания из-за перенастройки российской внешней торговли на рынки стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. При этом на первый план выходила потребность в создании безопасного и эффективного платежного механизма, защищенного от негативного влияния первичных и вторичных санкций. Ключевыми проблемами в сфере международных платежей стали отключение крупнейших российских банков от SWIFT и масштабная блокировка корреспондентских счетов российских банков зарубежными контрагентами, которые можно преодолевать посредством применения трансграничных расчетов благодаря таким инструментам, как цифровые финансовые активы, криптовалюта, цифровые валюты центральных банков. Сделан вывод о том, что даже при наличии сформированной законодательной основы и очевидного потенциала для смягчения санкционного давления использование новых платежных механизмов затруднено из-за отсутствия необходимых регуляторных и/или инфраструктурных решений.

81-95 34
Аннотация

Предмет исследования — особые экономические зоны России (ОЭЗ) в условиях санкций, наложенных странами коллективного Запада. Цель работы — обоснование возможностей ОЭЗ в части повышения потенциала внутренних источников экономического роста, способствующих обеспечению технологического суверенитета и инновационного развития, а также формированию экономики предложения. Доказано, что государство заинтересовано в создании ОЭЗ в качестве источников новых производств и рабочих мест, в том числе на новых территориях России. Отмечен потенциал экономической поддержки российских регионов, применяющих преференциальный режим экономического сотрудничества, аналогично эффекту, получаемому от деятельности специальных экономических зон Китая, обеспечивающих рост занятости и сокращение бедности местного населения. Установлено, что в числе российских ОЭЗ преобладают промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны, которые востребованы и эффективны, несмотря на санкции против российской экономики. Выявлено, что частными инвесторами в ОЭЗ России являются преимущественно отечественные резиденты по причине введения санкционного запрета в отношении иностранных резидентов, преодолеваемого посредством использования офшорных зон, позволяющих иностранному бизнесу инвестировать капитал в российскую экономику. Сделаны выводы о необходимости дальнейшей государственной поддержки ОЭЗ в России.

96-105 32
Аннотация

В настоящее время бытует мнение, согласно которому бизнес-организации, изначально предназначенные на получение прибыли, становятся нечто большим, чем просто экономические целостности, превращаясь в часть общества и его среды. Их действия уже сегодня оказывают влияние на качество жизни людей, экосистему планеты, а от наиболее крупных компаний начинает зависеть международная геополитическая повестка. Однако до сих пор такое понятие, как корпоративная социальная ответственность, считается отдельной темой ведения бизнеса, способом повышения узнаваемости корпорации, а не как необходимое новому времени воплощение принципа повсеместного применения навыков управления, направленного не только на получение прибыли, но и на всестороннее, системное и комплексное обеспечение устойчивого развития. Предмет исследования — корпоративная социальная ответственность как доминанта устойчивого развития общества. Цель работы — установление степени влияния крупного бизнеса на глобальные социальные процессы и экосистему Земли. Рассматриваются доводы о необходимости ведения этической практики как области регулирования корпоративной деятельности, направленной на улучшение условий труда, клиентоориентированности, а также на использование технологических процессов, не оказывающих негативного влияния на биологическое разнообразие планеты и социальную повестку. Приводится ретроспектива эволюции теоретических взглядов на роль и место ответственности бизнеса перед обществом. Делаются выводы о том, что в эпоху антропоцена реализация концепции корпоративной социальной ответственности не только будет служить механизмом формирования положительного имиджа бизнес-организаций, развития персонала, снижения финансовых рисков, но и способствовать удовлетворению ожиданий общества и отвечать его потребностям.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

106-114 35
Аннотация

Предмет исследования — ускоренное технико-экономическое развитие России для достижения национальных целей, требующее создания специального механизма формирования и реализации инвестиционных проектов в рамках государственного управления. Одновременно с технико-технологическим и экономическим развитием должны выполняться требования зеленой экономики, которые конкретизируются с помощью ESG-критериев. Цель работы — обеспечение улучшения рейтинга компаний посредством эффективных инвестиций при одновременной реализации проектов, направленных на техническое обновление инфраструктуры.

Результатом работы стало создание экономико-математической модели, которая позволяет выбирать проекты, нацеленные на рост ESG-рейтинга компаний и реализацию технического обновления, включая импортозамещение зарубежных товаров отечественными аналогами или осуществление технико-технологических инноваций. На основе обзора широкого спектра методов и алгоритмов поиска решения оптимального набора проектов в рамках модели математического программирования с булевыми искомыми переменными предложено использовать модификацию метода Фора и Мальгранжа, алгоритм которой приведен в тексте статьи.

Сделаны выводы о том, что сформированная модель и приведенный алгоритм являются гибким инструментом, позволяющим получать набор проектов, требующих минимальных инвестиций в рамках ограничений по показателям технического обновления компании и значений ESG-критериев для разных компаний и при использовании различного числа критериев.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

115-124 35
Аннотация

Предмет исследования — взаимоотношения российских регионов и федерального центра на основе анализа степени эффективности предоставляемых им дотаций из федерального бюджета. Цель работы — установление целесообразности расширения рамок правового поля субъектов Российской Федерации для решения их демографических и экономических проблем и обеспечения устойчивого роста. Рассмотрено влияние частичного финансирования национальных проектов на решение демографических и экономических проблем, обоснована необходимость учета особенностей региона в проведении региональной политики. Введено понятие «хронически отстающий регион». Показано, что за счет снижения сверхсмертности мужчин в трудоспособном возрасте возможна компенсация более 80% убыли населения. Приоритетной задачей финансово-бюджетной и здравоохранительной политики определено сокращение мужской сверхсмертности в России. Отмечено, что дифференциация населения по богатству в бедных регионах больше, чем в среднем по стране. Сделан вывод о том, что в российской статистике необходимо выделение не совпадающих с существующими административными границами метрополитенских статистических территорий (metropolitan statistical area), на основе которых происходит рост крупных городов. Выдвинуты инициативы об ежегодном проведении переговоров федерального и региональных правительств о размерах трансфертов и пересмотре подходов к определению национально-территориального и глобального общественного блага.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

125-148 29
Аннотация

Достаточно высокие темпы прироста ВВП Индии (по сравнению со среднемировыми и иными азиатскими странами) и увеличения реальных доходов населения в сочетании с продолжающейся политикой индустриализации и урбанизации делают данную страну одним из наиболее привлекательных рынков сбыта для сырьевых товаров. Среди прочего для Индии характерны крайне низкие уровни автомобилизации и душевого потребления многих товаров и услуг, в том числе изделий из пластика, что обусловливает потенциал роста потребления первичных источников энергии.

Благодаря поступательному увеличению душевого ВВП в стране снижается уровень бедности, приводя к повышению численности относительно обеспеченных граждан и, как следствие, росту потребления электроэнергии, нефтепродуктов и других источников энергии.

Однако из-за небольших запасов ископаемых ресурсов Индия испытывает в них большую нужду, особенно в нефти и газе. Поэтому среди ключевых направлений экономики Индии — нефтегазодобывающая и нефтегазоперерабатывающая отрасли.

Предметы исследования — энергетическая политика Индии и ее нефтегазовый рынок. Цель работы — установление перспектив сотрудничества России и Индии вследствие того, что последняя представляет собой быстрорастущую экономику и выступает расширяющимся рынком сбыта ископаемого топлива для нужд домашних хозяйств и промышленности. В статье выявлены особенности развития топливно-энергетического сектора Индии, установлены ее потребности в энергоресурсах. Рассмотрена энергетическая политика Индии в свете выполнения Парижского соглашения, определены ее запасы нефти и газа и спрогнозированы направления возможной диверсификации поставок нефти и газа.

Сделаны выводы о том, что в связи с санкционными ограничениями, наложенными на российские компании, и необходимостью диверсификации поставок внешнеэкономическое сотрудничество с индийскими партнерами приобретает для России особый интерес.

149-155 29
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что в ч. 2 ст. 5 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947), являющегося неотъемлемой частью Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994), предусмотрена свобода транзита, она существенно ограничена в настоящее время в силу сложной геополитической обстановки в нарушение прав членов ВТО. Такая ситуация вызывает у общественности чувство социальной тревоги прежде всего потому, что вследствие международного разделения труда развитие как мировой, так и национальных экономик; во многом зависит от правопорядков, регулирующих транзитное перемещение товаров, услуг, капитала и технологий. По этой причине упрощение процедуры транзита или обеспечение его свободы являются одними из основных условий повышения жизненного уровня людей, увеличения занятости и существенного роста реальных доходов населения. Предмет исследования — нормы международного и национального права в сфере обеспечения свободы международного транзита. Цель работы — установление роли и значения ВТО в национальных правовых системах, в которых принимаются и действуют меры, прямо противоположные установлениям ВТО. В рамках исследования рассмотрены особенности толкования и применения норм права ВТО, не допускающих освобождение от ответственности в случае ограничения и запрета транзита через договаривающиеся государства посредством действия отдельных актов внутреннего либо международного права. Сделан вывод о том, что, несмотря на некогда достигнутую победу интернационализма над национализмом в сфере международной торговли, введение односторонних мер давления, ограничивающих свободу транзита, свидетельствует о преобладании национализма в указанной сфере, что препятствует эффективному развитию мировой экономики в условиях современных мегатрендов.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

156-166 10
Аннотация

Предмет исследования — преференциальные налоговые режимы как фактор выполнения задачи по привлечению инвестиций в инновационное развитие России. Цель работы — в условиях макроэкономической нестабильности, внешних вызовов и санкционного давления обоснование такого метода привлечения инвестиций и решения задач достижения технологического суверенитета, как применение механизмов и инструментов, имеющих преференциальный характер. Объектом исследования выступают фискальные инструменты, направленные на стимулирование инвестиций в развитие промышленности посредством применения эффективных инноваций, имеющих отношение к созданию и функционированию различных преференциальных налоговых режимов. Методология исследования основывается на теории экономического развития, месте и роли налоговых инструментов в достижении технологического суверенитета страны. При этом налоговые преференции рассматриваются как более широкое понятие, нежели налоговые льготы. Делается вывод о том, что при всей косвенности влияния налоговых инструментов их совокупность и комплексность в применении с другими экономическими мерами воздействия на бизнес-процесс позволяют достигать выполнение поставленных задач. При этом обращается внимание на разрозненность принимаемых решений, что приводит к невозможности эффективного применения таких организационных форм преференций, как особые экономические зоны/специальные экономические зоны (ОЭЗ/СЭЗ), региональные инвестиционные проекты (РИП), специальные инвестиционные контракты (СПИК), соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Целевой характер предоставляемых преференций в рамках признания многоуровневой структуризации налогового регулирования призван учитывать региональную специфику и потребности развития ключевых отраслей промышленности с целью достижения страной технологического суверенитета.

167-181 21
Аннотация

Предмет исследования — обеспечение экономического роста за счет оптимизации налогообложения при использовании потенциала нефтяной отрасли.

Цель работы — обоснование совершенствования налоговых механизмов в нефтяной отрасли для стимулирования экономического роста Российской Федерации.

Анализируются проблемы формирования налогового потенциала нефти, в том числе благодаря вовлечению налоговых резервов теневого сектора нефтедобычи и нефтепереработки, а также восполнения запасов нефти на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Основное внимание в статье уделяется анализу порядка учета нефти и установлению достоверности показателей, характеризующих налоговый потенциал нефтяной отрасли, величину налоговой нагрузки и факторов, которые влияют на ее формирование. Выявлена тенденция, подтверждающая постепенное занятие налогом на дополнительный доход устойчивых позиций в рамках обеспечения стабильных бюджетных поступлений и постепенное им замещение налога на добычу полезных ископаемых для сохранения стабильных бюджетных поступлений в предсказуемых условиях. Установлено, что полный и достоверный учет нефтяного сырья в целях налогообложения — важнейшее условие экономического развития Российской Федерации. Выявлены резервы теневого оборота нефти и нефтепродуктов.

В результате исследования сделаны предложения о внесении изменений в некоторые аспекты налогового регулирования нефтяной отрасли.

182-190 13
Аннотация

Предмет исследования — тенденции развития и регулирования финансового рынка Российской Федерации для достижения национальных целей экономического развития в условиях санкций недружественных государств.

Цели работы состоят в том, чтобы на основании комплексного анализа мнений ведущих ученых и практиков, представителей российской судебной системы, правового опыта других государств определить теоретико-правовые основы регуляторного воздействия санкций на финансовый рынок, сделать анализ наиболее и наименее эффективных механизмов правового регулирования процессов, протекающих в различных секторах отечественного финансового рынка, обосновать предложения по решению существующих проблем в области регулирования финансового рынка как на национальном, так и на международном уровнях. В статье определена сущность международных экономических санкций. Выявлены последствия их введения. Обоснованы способы повышения эффективности цифровизации финансового рынка. Определен наиболее оптимальный способ формирования единого платежного пространства ЕАЭС и СНГ как одного из направлений достижения национальных целей развития Российской Федерации в области цифровой трансформации.

Сделаны выводы о том, что в настоящее время существует необходимость коррекции действующего банковского законодательства, а также установления новых направлений взаимодействия со странами, продолжающими взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Российской Федерацией в рамках межгосударственных интеграционных объединений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)