Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск

Повышение надежности и эффективности функционирования транспортных систем в результате понижения их аварийности

https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-3-58-68

Аннотация

Предмет исследования — состояние аварийности в транспортном секторе экономики Российской Федерации.

Цели работы — выдвижение предложений по совершенствованию методики оценки аварийности на предприятиях транспортного сектора и выявление новых типов аварий, возникающих на транспорте в результате изменений в технологиях, процессах и общественных условиях, для установления оптимальных путей снижения наносимого ущерба. Выявлена разница в трактовке понятий «аварийность» и «ущерб» на транспорте.

Практическая значимость исследования заключается в составлении типологии аварий, что позволяет намечать ряд планово-предупредительных мероприятий и тем самым предотвращать наступление экономического ущерба.

Охарактеризована методология оценки аварийности на транспортных предприятиях. Установлены причины аварийности транспортных систем. Определены меры, направленные на снижение аварийности, способствующие повышению надежности транспортных систем и увеличению эффективности их функционирования. При оценке характера аварий учтены локальный и региональный аспекты использования транспортных систем, определяющие их текущее состояние и готовность к применению. Дана авторская классификация аварий.

Сделаны выводы о необходимости введения единой комплексной программы антиаварийных мер для каждого отдельно взятого транспортного сектора.

Об авторах

Т. Л. Мелехина
Финансовый университет
Россия

Татьяна Леонидовна Мелехина — кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель руководителя кафедры математики по учебной работе факультета информационных технологий и анализа больших данных.

Москва



А. А. Кочетков
Финансовый университет
Россия

Артур Андреевич Кочетков — старший преподаватель кафедры математики факультета информационных технологий и анализа больших данных.

Москва



Список литературы

1. Jaynes Edwin J. Prior probabilities. Transactions on Systems Science and Cybernetics, 1968;4(3):227–241.

2. Levenson Nancy. A new accident model for engineering safer systems. Safety Science. 2004;42(4):237–270.

3. Svenson Ola. The accident evolution and barrier function (aeb) model applied to incident analysis in the processing industries. Risk Analysis. 1991;11(3):499–507.

4. Simon H. Theories of decision making in economics and behavioural science. American Economic Review. 1959;49(3):253–283.

5. Махутов Н.А. Обеспечение безопасности: проблемы качества и технического регулирования. Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2007;(6):31–36.

6. Kjellen U., Albrechtsen E. Prevention of accidents and unwanted occurrences: theory, methods, and tools in safety management, Second Edition, CRC Press, 2017. 517 p.

7. James Reason, James T. Too little and too late. A commentary on accident and incident reporting. In Van Der Schaaf, T.W.; Lucas D.A.; Hale A.R., eds. Near Miss Reporting as a Safety Tool. Butterworth-Heinemann; 1991. 127 p.

8. Асауленко Е. В. Создание системы мониторинга инновационной деятельности естественной монополии. Научно-практический журнал МИР. 2015;21(2):61–69.

9. Якунин В.И. Инновационная деятельность ОАО «РЖД». Транспорт в Российской Федерации. 2010;26(1):10–12.

10. Мартынюк И. В. Критерии риска при перевозках в чрезвычайных ситуациях. Мир транспорта. 2018;75(2):212–219.

11. Махутов А. Н. Экспертная оценка задач по реализации на железнодорожном транспорте требований стратегий национальной безопасности и научно-технологического развития России. Бюллетень объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2018;(2):1–13.

12. Архипов Е. П. Особенности подсчетов экономического ущерба от ЧС. Московский экономический журнал. 2019;(9):245–251.

13. Султанов Р.М. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций при транспортировке нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Журнал Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017;107(1):176–185.

14. Fine W. T., Kinney W. D. Mathematical evaluation for controlling hazards. Journal of Safety Research. 1971;3(4):157–166.

15. Jocelyn S., Chinniah Y., Ouali M., Contribution of dynamic experience feedback to the quantitative estimation of risks for preventing accidents: a proposed methodology for machinery safety. Safety Science. 2016;88:64–75.

16. Zwetsloot G. I.H.M., Kines P., Wybo, J. L. Zero accident vision based strategies in organisations: Innovative perspectives. Safety Science. 2017;91:260–268.

17. Смирнов А. Ю. Анализ развития транспортной системы Санкт-Петербурга. Мир новой экономики. 2021;15(2):89–96.

18. Малов В. Ю. Проблемы формирования опорной транспортной сети России в контексте экономической безопасности транзитных и экспортных перевозок (опыт истории). Мир новой экономики. 2014;(4):51–57.

19. Горошникова Т.А., Донде О. И. Роль транспортно-логистического комплекса Российской Федерации в расширении интеграционных процессов. Мир новой экономики. 2022;16(4):88–98.

20. Малов В. Ю., Мелентьев Б. В. Политэкономия и инструменты прогнозирования. Мир новой экономики. 2020;14(2):73–81.


Рецензия

Для цитирования:


Мелехина Т.Л., Кочетков А.А. Повышение надежности и эффективности функционирования транспортных систем в результате понижения их аварийности. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(3):58-68. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-3-58-68

For citation:


Melekhina T.L., Kochetkov A.A. Improving the Reliability and Efficiency of Transport Systems as a Result of Reducing their Accident Rate. Economics, taxes & law. 2024;17(3):58-68. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-3-58-68

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)