Корпоративная социальная ответственность как доминанта устойчивого развития
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-3-96-105
Аннотация
В настоящее время бытует мнение, согласно которому бизнес-организации, изначально предназначенные на получение прибыли, становятся нечто большим, чем просто экономические целостности, превращаясь в часть общества и его среды. Их действия уже сегодня оказывают влияние на качество жизни людей, экосистему планеты, а от наиболее крупных компаний начинает зависеть международная геополитическая повестка. Однако до сих пор такое понятие, как корпоративная социальная ответственность, считается отдельной темой ведения бизнеса, способом повышения узнаваемости корпорации, а не как необходимое новому времени воплощение принципа повсеместного применения навыков управления, направленного не только на получение прибыли, но и на всестороннее, системное и комплексное обеспечение устойчивого развития. Предмет исследования — корпоративная социальная ответственность как доминанта устойчивого развития общества. Цель работы — установление степени влияния крупного бизнеса на глобальные социальные процессы и экосистему Земли. Рассматриваются доводы о необходимости ведения этической практики как области регулирования корпоративной деятельности, направленной на улучшение условий труда, клиентоориентированности, а также на использование технологических процессов, не оказывающих негативного влияния на биологическое разнообразие планеты и социальную повестку. Приводится ретроспектива эволюции теоретических взглядов на роль и место ответственности бизнеса перед обществом. Делаются выводы о том, что в эпоху антропоцена реализация концепции корпоративной социальной ответственности не только будет служить механизмом формирования положительного имиджа бизнес-организаций, развития персонала, снижения финансовых рисков, но и способствовать удовлетворению ожиданий общества и отвечать его потребностям.
Об авторе
О. О. ЧудиновРоссия
Олег Олегович Чудинов — кандидат экономических наук, доцент.
Красноярск
Список литературы
1. Ранкс К. Время людей. Популярная механика. 2017;(7):28–31.
2. Палацци М., Старчер Дж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе. Менеджмент. 1998;(7):33.
3. Благов Ю. Е. Генезис корпоративной социальной ответственности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. 2006;(2):3–24.
4. Иконникова В., Соснюк К. Проблемы регулирования производства пальмового масла на макроуровне. Мировое и национальное хозяйство. 2020;50(1):6–7.
5. Гурьева О. Ю. Корпоративная социальная ответственность как важнейшая современная социально-экономическая категория. На пути к гражданскому обществу. 2015;(4):105–108.
6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс; 2008. 672 c.
7. Meadows D. H., Meadows D. L., Randers J., Behrens W. W. The limits to growth: a report for the club of rome’s project on the predicament of mankind. NY.: Universe Books; 1972. 205 p.
8. Тополева Е. Взаимодействие с заинтересованными сторонами: методическое руководство для НКО. М.; 2008. 48 с.
9. Freeman R. Edward. My own book review. strategic management: a stakeholder approach. Management. 2022:25(1): 67–69.
10. Freeman R. E. Strategic management: a stakeholder approach. Boston: Pitman; 1984. 275 p.
11. Манайкина Е. С. Управление проектами в компании с учетом принципов концепции устойчивого развития. М.; РЭУ им. Г. В. Плеханова; 2015. С. 30.
12. Frederick W. C. Toward CSR-3: Why ethical analisys is indispensable and unavoidable in corporate affairs. California management review. 1986;18(2):126–141.
13. Epstein E. The corporate social policy process: beyond business ethics, corporate social responsibility, and corporate social responsibility. California management review. 1987:24(3):53–63.
14. Годпастер К. Е., Холлоран Т. Е. Анатомия духовного и социального сознания корпорации: кейс Medtronic, Inc. Российский журнал менеджмента. 2006;4(4):99–118.
15. Вострикова Е. О., Мешкова А. П. ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт. Финансовый журнал. 2020;12(4):117–120.
16. Ильин И. А. Сильная власть. Русская идея. М.: Эксмо; 2017. 704 с.
17. Перекрестов Д. Г., Поварич И. П., Шабашев В. А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики. М.: Академия естествознания; 2011. URL: http://www.monographies.ru/en/book/view?id=139.
18. Барбашин И. В., Федотовская Т. А., Титов С. Н. Аналитический вестник. Совет Федерации РФ. М.: Пилигрим; 2005; 278 с.
19. Кириллова О. Ю. Корпоративная социальная ответственность как объект внутреннего контроля. Управленческие науки. 2013;(4):27–32.
20. Johnson, H. Does it pay to be good? Social responsibility and financial performance. Business Horizons. 2003;Nov.-Dec.:34–40.
21. Орехов С. А., Иванова С. П. Концепции и эволюция корпоративной социальной ответственности. Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2018;101(5):132.
22. Жукова Е. В. Стратегические приоритеты устойчивого развития и формирование алгоритма управления ESG-рисками. Креативная экономика. 2022;(2):611–628.
23. Замятина М. Ф., Тишков С. В. ESG-факторы в стратегиях компаний и регионов России и их роль в региональном инновационном развитии. Вопросы инновационной экономики. 2022;(1):501– 518.
24. Огнивцева Е. С. Использование механизмов корпоративной социальной ответственности в агробизнесе зарубежных стран и их применение в России. Материалы Международной научно-практической конференции «Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски» (Никоновские чтения—2011). 2011:221–223.
25. Макаров И. Н., Назаренко В. С., Дробот Е. В. Корпоративная социальная ответственность как элемент взаимодействия компании со стейкхолдерами. Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2021;2(2):113–128.
26. Семенова Н. Н. ESG-трансформация российских компаний в интересах устойчивого развития. Экономика. Налоги. Право. 2023;(3):63.
27. Пышков Н. И., Иванова Е. С. Управление заинтересованными группами и их влияние на социальную ответственность бизнеса в условиях неопределенности внешней среды. Экономика и предпринимательство. 2021;128(3):1436–1440.
28. Кулькова В. Ю. Корпоративная социальная ответственность предпринимательских структур как форма кооперации стейкхолдеров и бизнеса. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019;(4):55–65.
Рецензия
Для цитирования:
Чудинов О.О. Корпоративная социальная ответственность как доминанта устойчивого развития. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(3):96-105. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-3-96-105
For citation:
Chudinov O.O. Corporate Social Responsibility as the Dominant Factor of Sustainable Development. Economics, taxes & law. 2024;17(3):96-105. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-3-96-105