Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 17, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-22 44
Аннотация

Предмет исследования — задачи, принципы, меры и инструменты, механизм и факторы реализации единой государственной денежно-кредитной политики на период 2024–2026 гг. с учетом складывающейся макро- и геоэкономической ситуации. Цель работы — на основе экспертизы и анализа Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов выявить проблемы формирования и реализации денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе для успешного достижения поставленной задачи трансформации российской экономики. Установлено, что при таргетировании инфляции как режима денежно-кредитной политики должны учитываться такие факторы, как введение против российского реального и финансового секторов беспрецедентных по масштабу санкций, которые оказали значительное негативное влияние на логистику и расчеты, а также ограничения и приостановка работы в российской экономике ряда международных компаний, обусловливая повышение значения вклада денежно-кредитной политики в экономическое развитие России, связанного с процессом структурной перестройки экономики, активизацией внутренних факторов роста. Особое внимание уделено проблемам современных принципов денежно-кредитной политики, эффектов ее трансмиссионного механизма. Сделаны выводы о том, что установленные Банком России Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 г. и период 2025 и 2026 гг. заслуживают положительной оценки с учетом замечаний и рекомендаций, сформулированных экспертами Финуниверситета.

23-33 26
Аннотация

Предмет исследования — денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики, представляющие собой одни из базовых инструментов регулирования экономических процессов в российской экономической системе, координация которых является существенным фактором обеспечения успешности экономической политики. Цель работы — установление в условиях текущего санкционного давления со стороны стран Запада действенных мер реагирования на возникающие шоки без взаимной нейтрализации одного из видов государственной политики инструментами другой политики В данной статье рассмотрены основные инструменты экономической политики государства с позиции их взаимовлияния и взаимодействия с целью достижения положительных для хозяйственной системы результатов. Установлена сущность налогового механизма. В части бюджетной политики обоснован механизм субсидирования предприятий. Определено понятие бюджетного правила. Выделены цели и задачи денежно-кредитной политики. Сделаны выводы о том, что вследствие опосредованного влияния через инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка и бюджетно-налоговой политики Правительства РФ на макроэкономические процессы возникает проблема взаимовлияния принимаемых бюджетно-налоговых и денежно-кредитных мер с точки зрения оказания нейтрализующих или усиливающих друг друга эффектов, которые могут затруднять достижение конечной цели   обоих направлений экономической политики — обеспечение условий устойчивого экономического роста.  

34-43 13
Аннотация

Предметы исследования — политика федерального центра в отношении регионов и ее влияние на обеспечение устойчивого развития и экономического роста России. Цель работы — выявление причин недостаточной эффективности региональной налоговой политики в выработке и обосновании мер, способствующих решению имеющихся проблем в обеспечении устойчивого развития экономики. Проанализирована сущность двух терминологически близких понятий: «налоговая политика регионов» и «региональная налоговая политика» — и обосновано, что они обладают принципиально содержательным отличием. Приведены обоснования, свидетельствующие о том, что проводимая в настоящее время региональная налоговая политика не в полной мере способствует повышению экономической активности, укреплению ответственности органов власти регионов и муниципалитетов, обеспечению устойчивого развития соответствующих территорий и порождает иждивенчество. Установлено, что устойчивое развитие территории может быть обеспечено при условии повышения уровня самостоятельности региональных и местных бюджетов и увеличения доходов. Выявлено, что требуется смещение акцентов с финансовой помощи регионам и муниципалитетам в сторону повышения доли собственных налоговых поступлений, а также децентрализации налоговых полномочий органов власти путем наделения регионов и муниципалитетов правами по налоговому администрированию и управлению элементами федеральных налогов, поступающих в соответствующие бюджеты. Сделаны выводы о том, что дальнейшее совершенствование региональной налоговой политики должно осуществляться путем практического решения проблемы повышения бюджетной самостоятельности региональных и местных органов власти, повышения эффективности их деятельности, ответственности и заинтересованности в целях устойчивого развития экономики территорий и ускорения темпов развития российской экономики в целом

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

44-55 27
Аннотация

Предмет исследования — влияние монетарной и экономической политик, проводимых Правительством РФ для обеспечения экономической стабильности страны. Цель работы — прогнозирование роста реального ВВП благодаря регулированию оплаты труда, увеличению сбережений населения и поддержке других факторов спроса на основе коррекционно-регрессионного анализа, позволяющего выявлять связи между несколькими факторами производства и, если они есть, устанавливать степень их взаимозависимости посредством математических инструментов. Для этого предлагается на первом этапе создавать эконометрическую модель, связывающую рост уровня потребления и экономический рост Российской Федерации, на втором этапе — составлять и обрисовывать модель, позволяющую устанавливать влияние средней номинальной заработной платы, объема кредитования населения, величины сбережений и уровня инфляции на уровень потребления в Российской Федерации. Научная новизна исследования заключается в получении актуальных данных, способствующих выявлению необходимого уровня вышеперечисленных факторов для обеспечения роста реального ВВП. В результате исследования сделан вывод о незначимости такого фактора, как уровень инфляции, для анализа текущей экономической ситуации в России. При разработке эффективных мер достижения желаемого уровня экономического роста большее значение имеют согласно построенной модели уровень средней номинальной заработной платы и объем депозитов домохозяйств. Подтверждена эффективность использования монетарных мер, применяемых Банком России для стабилизации экономики.

56-64 11
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью адекватной реакции банковской системы на появление в расчетах цифровой формы денежных средств. Ее появление обусловливает необходимость решения ряда вопросов, в частности как будет отражаться источник возрастания этих средств на счетах центрального банка, какими будут пути введения этих средств в рыночный оборот, как будут определяться соотношения между удельным весом трех форм денежных средств. Все эти вопросы имеют актуальный характер не только для рядовых участников рыночных отношений, но и для центрального банка. Между тем в научном публичном пространстве на первый план выдвигаются вопросы, имеющие скорее технический и потому второстепенный характер для экономической науки. Предмет исследования статьи — процесс имплементации цифровых денежных средств в современную денежно-банковскую систему. Цель работы — постановка в общетеоретическом плане вопросов, требующих соответствующего осмысления в контексте современной национально-рыночной денежной системы. В результате проведенного исследования был сделан вывод, что установление размера производства цифровых денежных средств, а также путей их введения в рыночный оборот должно происходить в соответствие с требованием закона денежного обращения, имманентного современной денежной системе.

65-76 28
Аннотация

Предмет исследования — состояние мировой экономики, определяемое комплексом негативных тенденций, вызванных пандемией коронавируса; проведением специальной военной операции на Украине и связанным с ней энергетическим кризисом; военным конфликтом на Ближнем Востоке в секторе Газа; ростом инфляции; увеличением долгового бремени; последствиями изменения климата. Цель работы — определение возможностей России по адаптации к новым условиям глобального развития мировой экономики. Показано, что наступившее десятилетие будет уникальным по уровню неопределенности и турбулентности или «десятилетием поликризиса» из-за одновременного пересечения разных категорий рисков. Обосновано, что устойчивость российской экономики должна обеспечиваться регионализацией и переориентацией на другие мировые рынки вопреки санкционному давлению; участием России в формировании широкого евразийского партнерства на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества; освоением Северного морского пути, который сделает возможным обеспечение связи с логистическими узлами на юге Евразии. Определены глобальные риски мировой экономики по степени их значимости. Рассмотрен индекс цен на продовольствие, составленный Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. Обоснован способ уменьшения в России инвестиционного дисбаланса посредством более широкого применения стабилизационной оговорки. Сделаны выводы о необходимости выстраивания государственной политики России в области международного сотрудничества без ценностно-политического давления на страны-партнеры

77-88 13
Аннотация

Парадигма устойчивого развития требует большого объема акционерного и долгового финансирований соответствующих проектов для достижения климатических целей. Однако требуемое финансирование не предоставляется в полном объеме вследствие повышенной неопределенности в экономике, а также неуверенности инвесторов и кредиторов в финансовой успешности зеленых проектов. Предполагается, что такая ситуация происходит из-за сложности оценки всех аспектов их реализации, потому что на многие из них влияют факторы поведенческой экономики, обычно выпадающие из поля зрения ученых и практиков при осуществлении традиционного финансового анализа. Предмет исследования — обеспечение финансовой эффективности проектов, направленных на уменьшение/устранение негативного влияния вредных экологических факторов на окружающую среду. Цель работы —определение факторов, оказывающих влияние на финансовую жизнеспособность зеленых проектов. В результате исследования выявлена взаимосвязь устойчивого развития и финансовых результатов деятельности компании. Определена важность экологического фактора, влияющего не только на себестоимость продукции, но и на предпочтения покупателей в выборе товара. Обоснованы препятствия системного характера, мешающие вовлечению банков в кредитование зеленых проектов. Установлено, что зеленые товары открывают для производителей новые перспективные сегменты рынка и расширяют круг покупателей, снижая тем самым себестоимость производства зеленых товаров и в свою очередь увеличивая платежеспособный спрос на них. В результате работы сделаны выводы о том, что для получения объективной картины по зеленому проекту необходимо учитывать стоимость углеродных выбросов или превышения установленных квот для них в себестоимости продукции, а также то, что все большее количество потребителей выражает готовность покупать экологически чистые товары и платить за них больше, чем стоят их обычные аналоги.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

89-97 13
Аннотация

Актуальность работы заключается в установлении необходимости учета и использования возможностей субкультурной дифференциации при разработке и реализации стратегий устойчивого развития территорий и хозяйствующих субъектов. Предмет исследования — социальные механизмы сглаживания субкультурных противоречий в условиях глокализации. Цель работы — разработка эффективных мер стимулирования обеспечения устойчивого развития на основе исследования возможностей социальных механизмов сглаживания субкультурных противоречий субкультур. В статье на основе институциональной логики исследованы взаимодействие субкультур и их влияние на реализацию стратегии устойчивого развития на региональном и муниципальном уровнях, а также в рамках организационной культуры предприятий. Установлено, что недооценка формирования и развития субкультур может приводить к маргинализации территории, характеризующейся снижением квалификационных и демографических характеристик, а также к усилению социальных проблем. Предложены направления и способы гармонизации городского пространства. Показана роль субкультур в преобразованиях в организации, связанных с разработкой систем управления знаниями. Выявлено, что лучшее понимание движущих сил и ограничений управления организационными знаниями достигается путем более тщательного изучения уникальных социокультурных особенностей Сделан вывод о том, что формирование и реализация политики устойчивого развития на макро- и микроуровне могут быть более успешными, если будут учитываться мнения представителей разных субкультур.

98-105 28
Аннотация

Предмет исследования — используемые на федеральном уровне цифровые технологии в сфере государственного управления. Цель работы — установление значимости применения цифровых технологий через призму эволюции моделей государственного (муниципального) управления — от «электронной демократии» к «цифровому правительству». Постулируется, что Российская Федерация находится в настоящее время на этапе перехода к очередной ступени развития публичного менеджмента — модели GovTech (Government Technology) правительства. Однако определено, что вследствие ограниченного использования в его рамках арсенала цифровых инструментов и технологий процесс такого перехода может длиться неопределенно долго по причине циклизация на одном digital инструменте цифровой трансформации государственного управления — государственных цифровых платформах, которые не предусматривают задействования всего спектра GovTech технологий. Установлено, что, несмотря на применение в рамках публичного менеджмента искусственного интеллекта, блокчейна, интернета вещей и других «сквозных» технологий в отечественной практике, их может не хватать для обеспечения полноценного перехода Российской Федерации к модели GovTech правительства, вследствие чего возникает необходимость в пересмотре и совершенствовании механизма оценки эффективности и результативности итогов экспериментальной апробации внедрения таких технологий и впоследствии в выработке нового направления публичного менеджмента — государственного управления digital технологическими экспериментами.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

106-118 33
Аннотация

Предмет исследования — приоритеты государственной политики в сфере экономического развития на федеральном и региональном уровнях. Цель работы — установление антикризисных аспектов трансформации экономической политики России в условиях меняющихся геополитических процессов, которые ведут в конечном счете к перестройке мира и устанавливаются на основе использования таких общенаучных методов исследований, как наблюдение, сбор и обработка статистических данных, сравнение информационных источников, критический обзор научных публикаций и др. В статье рассмотрена динамика макроэкономических показателей за 2022 г. и I квартал 2023 г. Выявлены основные проблемы и кризисообразующие факторы функционирования российской экономики. Детерминированы предпосылки трансформации экономической государственной политики. Особое внимание уделено оценке эффективности и результативности предпринимаемых Правительством РФ антикризисных мер. Выделены векторы и драйверы дальнейшего экономического развития и обоснованы перспективные направления антикризисной политики государства. В статье сделан вывод о необходимости перехода от формирования и реализации адаптационной политики в рамках современных реалий функционирования в новых геополитических условиях к политике экономического роста  на основе реализации комплекса антикризисных мероприятий по формированию обновленного экономического  потенциала страны, обладающего самодостаточностью и полным научным, технологическим, кадровым, производственным, финансовым суверенитетом для радикального изменения и проработки вектора дальнейшего развития внутреннего рынка на основе четкой стратегической программы комплекса антикризисных мер и коренного изменения бюджетной и социальной политик.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

119-131 39
Аннотация

Современные тренды фрагментации мировой экономики и новые геополитические вызовы привели к беспрецеденному расширению межгосударственного объединения БРИКС. Предметы исследования — роль и место стран группы БРИКС в современной мировой экономике. Цель работы — определение перспектив взаимодействия стран в составе БРИКС в части расширения его состава и повышения значимости обновленного межгосударственного объединения в мировой экономике. В статье рассмотрены геополитические и финансовые причины, лежащие в основе расширения межгосударственного объединения, обобщены мнения специалистов о влиянии членства в БРИКС на экономику суверенных стран и потенциальном воздействии его расширенного состава на мировую экономику в целом.  Проанализировано двустороннее торгово-экономическое сотрудничество стран в рамках БРИКС, неоднозначное влияние его расширения на функционирование объединения, исследованы его сильные и слабые стороны. Рассмотрена роль России в БРИКС. Сделаны выводы о перспективах расширенного состава БРИКС в мировой экономике, определены направления сотрудничества России с зарубежными партнерами по БРИКС.

132-144 9
Аннотация

Предмет исследования — трансформация направлений международного технологического обмена в условиях множественных ограничений со стороны стран, обладающих высоким технологическим потенциалом. Цель работы —  определение возможных путей дальнейшего технологического сотрудничества России со странами, являющимися объектами санкционных ограничений. Актуальность статьи обусловливается необходимостью для России нахождения новых ниш и направлений технологического обмена с зарубежными странами. Методология исследования включает использование статистических методов, оценку эмпирических данных, конкретизацию и абстрагирование, классификацию, структурирование систематизации объектов. Сделан вывод о том, что обеспечение инновационной компоненты экономического роста стран мира за счет сочетания собственных ресурсов и коммерческого и некоммерческого обменов технологиями является долгосрочной тенденцией. В условиях растущей геополитической напряженности развитые страны стали все более активно вводить ограничения на передачу технологий и высокотехнологичных товаров. Неизбежным следствием такого положения стало формирование новых пространственно-географических направлений международного технологического сотрудничества. Для стран, на которые направлены санкционные ограничения, важным ответным действием является формирование новых векторов сотрудничества, в том числе ориентация экспорта и импорта технологий на дружественные страны, развитие некоммерческих форм технологического обмена, включая научные контакты, обучение специалистов, проведение бизнес-форумов. Обеспечение технологического суверенитета России и других подсанкционных стран возможно за счет совершенствования научной инфраструктуры и создания условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

145-157 16
Аннотация

Предмет исследования—налоговые риски, возникающие при выполнении стратегических задач развития России по обеспечению достижения общественно значимых результатов в прорывном научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны, повышении уровня жизни людей в 2024 г. Цели работы — определение сущности и источников значимых налоговых рисков, создающих неопределенности в реализации стратегических задач России и национальных проектов, и формирование их матрицы последствий/вероятности. Проанализированы источники налоговых рисков, визуализированные с применением метода Исикавы. Показаны ключевые проблемы, препятствующие успешному выполнению поставленных стратегических задач перед экономикой России и реализации национальных проектов. Установлена сущность налоговых рисков как результат влияния налоговых неопределенностей на выполнение задач национальных проектов и приведены способы их предотвращения в результате контрольно-аналитической работы налоговых органов, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивый прирост социально-экономических показателей. Сформированы предложения по устранению источников возникновения налоговых рисков. Сделан вывод о необходимости непрерывного налогового контроля налоговых рисков в течение всего периода выполнения национальных целей развития России.

ПРАВО

158-166 12
Аннотация

Предмет исследования — общественные отношения, связанные с обеспечением государственной политики в социальной сфере и упрочением устоев социального государства в России. Цель работы — развитие теоретических представлений о доктрине социального государства и ее практическом воплощении в законодательстве Российской Федерации. Благодаря анализу теоретических подходов к определению понятия «социальное государство» с правовой точки зрения установлено, что в настоящее время назрела насущная необходимость в уточнении содержательного контента концепции социального государства. Посредством сравнительно-правового анализа  федерального и регионального законодательства в социальной сфере выявлена необходимость принятия социального кодекса, который должен действовать на всей территории государства вследствие того, что огромный  массив нормативных правовых актов, юридических документов, относящихся к социально-экономической сфере жизни российского общества, не только затрудняет работу государственных органов, призванных обеспечивать осуществление доктрины социального государства, но и реализацию прав и свобод человека и гражданина на территории России. Сделан вывод о том, что социальная доктрина Российской Федерации должна исходить из духа и буквы Конституции Российской Федерации, принципов социальной справедливости и социального равенства, базирующихся на понимании социального государства, предполагающего взаимную ответственность граждан, общества и государства.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)