Налоговые риски в контексте достижения национальных целей развития России на 2024 год.
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-1-145-157
Аннотация
Предмет исследования—налоговые риски, возникающие при выполнении стратегических задач развития России по обеспечению достижения общественно значимых результатов в прорывном научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны, повышении уровня жизни людей в 2024 г. Цели работы — определение сущности и источников значимых налоговых рисков, создающих неопределенности в реализации стратегических задач России и национальных проектов, и формирование их матрицы последствий/вероятности. Проанализированы источники налоговых рисков, визуализированные с применением метода Исикавы. Показаны ключевые проблемы, препятствующие успешному выполнению поставленных стратегических задач перед экономикой России и реализации национальных проектов. Установлена сущность налоговых рисков как результат влияния налоговых неопределенностей на выполнение задач национальных проектов и приведены способы их предотвращения в результате контрольно-аналитической работы налоговых органов, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивый прирост социально-экономических показателей. Сформированы предложения по устранению источников возникновения налоговых рисков. Сделан вывод о необходимости непрерывного налогового контроля налоговых рисков в течение всего периода выполнения национальных целей развития России.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. Рубан-ЛазареваРоссия
Наталья Владимировна Рубан-Лазарева — доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогового администрирования; профессор кафедры государственных и муниципальных финансов
Список литературы
1. Кудрин А. Л., Кнобель А. Ю. Бюджетная политика как источник экономического роста. Вопросы экономики. 2017;10:5–26. DOI: 10.32609/0042–8736–2017–10–5–26
2. Куделич М. И. Cистема нормативных требований к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы. Финансовый журнал. 2019;(4):36–49. DOI: 10.31107/2075–1990–2019–4–36–49
3. Филимонова Н. М., Лускатова О. В., Филимонова В. Д. Влияние национальных проектов России на рынок труда. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022;(1):151–157. DOI: 10.22394/2079–1690–2022–1–1–151–157
4. Горшков Д. А. Социально-экономические механизма реализации приоритетных национальных проектов. Автореф. дисс. … канд. экон. наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации; 2008. 27 с.
5. Гаджиев Н. Г., Коноваленко С. А., Шогенов Б. А. Налоговые риски как угроза экономической безопасности государства. Бухучет в сельском хозяйстве. 2021;(1):66–75. DOI: 10.33920/sel-11–2101–06
6. Киселева Н. И., Павлюкевич К. Факторы, обуславливающие успешность реализации национальных проектов в сфере образования. Вестник евразийской науки. 2022;14(6). URL: https://esj.today/PDF/66ECVN622.pdf.
7. Воробьева Е. И., Блажевич О. Г. Реализация национальных проектов, обеспечивающих экономический рост в Российской Федерации. Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2021;57(4):5–23.
8. Чумаков М. В., Елизарова А. А., Берендеева А. Б. Анализ эффективности и рисков в реализации государственных программ, проектов, стратегий в регионах России. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021;66(2):65–75. DOI: 10.6060/snt.20216602.0009
9. Тугачева Л. В., Сахарова С. М. Государственное управление процессом реализации национальных проектов в России. Среднерусский вестник общественных наук. 2020;15(3):51–67. DOI: 10.22394/2071–2367–2020–15–3–51–67
10. Бондарева Н. Н., Комков Н. И. Организационно-методические вопросы разработки и реализации национальных проектов. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019;10(3):369–379. DOI: 10.18184/2079–4665.2019.10.3.369–379
11. Гаматаева С. Х., Курбанов Р. А. Совершенствование системы управления рисками национальных проектов в целях повышения качества их реализации. Региональные проблемы преобразования экономики. 2022;146(12):144–152. DOI: 10.26726/1812–7096–2022–12–144–152
12. Тихонова А. Разработка системы управления налоговыми рисками государства. Проблемы анализа риска. 2020;17(6):62–75. DOI: 10.32686/1812–5220–2020–17–6–62–75
13. Ежов Д. А. Потенциальные риски реализации национальных проектов 2019–2024 и пути их нейтрализации. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020;(3):41–43. URL: http://elib.fa.ru/art2020/bv1608.pdf.
14. Ильченко С. В. Национальные проекты России и риски их реализации. Бизнес и дизайн ревю. 2021;22(2):1.
15. Адамова М. Е. Формирование системы управления рисками для повышения качества реализации национальных и федеральных проектов. Наука и бизнес: пути развития. 2021;119(5):119–125.
16. Адвокатова А.С. Налоговый контроль в условиях модификации отношений налоговых органов и налогоплательщиков. Монография. М.: Русайнс; 2020. 190 с.
17. Адвокатова А. С., Андреева А. Н., Вишневская Н. Г. и др. Налоговые риски государства в современных экономических условиях. М.: КноРус; 2022. 220 с.
18. Гончаренко Л.И., Адвокатова А.С. Налог на профессиональный доход: риски и потенциал. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(5):131–140.
19. Пансков В. Г. Налоговые риски: проявление и возможные пути минимизации. Экономика. Налоги. Право. 2013;(4):74–80.
20. Савина Л. Л. Влияние налоговых рисков на функционирование налоговой системы Российской Феде рации. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020;9A(10):292–300. DOI: 10.34670/AR.2020.48.91.031
21. Малис Н. И., Богачев С. В., Горский И. В и др. Актуальные проблемы развития налоговой системы России. М.: ООО «Издательство МАГИСТР»; 2023. 520 с.
Рецензия
Для цитирования:
Рубан-Лазарева Н.В. Налоговые риски в контексте достижения национальных целей развития России на 2024 год. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(1):145-157. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-1-145-157
For citation:
Ruban-Lazareva N.V. Tax risks in the context of achieving Russia’s national development goals for 2024. Economics, taxes & law. 2024;17(1):145-157. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-1-145-157