Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 18, № 4 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА НОМЕРА

6-15 4
Аннотация

Предмет исследования — экономическое пространство России, функционирующее в сложных макроэкономических и геополитических условиях. Цель работы — выявление особенностей экономического пространства России и факторов, влияющих на его состояние и динамику развития. На основе рассмотрения социально-экономических показателей в постсоветский период и трудов отечественных исследователей по проблемам стратегического управления и планирования выполнен анализ современных проблем, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию структурных компонентов экономического пространства России. Дано определение понятия «экономическое пространство», детально охарактеризована Стратегия пространственного развития на период до 2030 г. Критически проанализированы стратегические документы по пространственному развитию страны. Определены ключевые отрасли, сферы деятельности, возможности, тенденции и перспективные направления развития экономического пространства России на предстоящий период. Выявлено влияние туризма на национальное хозяйство и установлена его роль в формировании экономики предложения. Сделан вывод о целесообразности дифференцированного подхода к выбору приоритетов развития хозяйствующих субъектов на мезоуровне и сосредоточения основных усилий на обеспечении максимально полного инновационного использования всех составных частей материальной базы экономики: труда, капитала и природных ресурсов для своевременной оценки их возможностей в экономическом пространстве России.

16-27 4
Аннотация

Предмет исследования — городские агломерации в Российской Федерации в новых пространственных приоритетах с учетом актуальных вопросов формирования межбюджетных отношений. Актуальность работы подтверждается признанием городских агломераций как пространственного приоритета, утверждением их перечня, что позволяет оценить масштабы и охват городских агломераций, увязать с бюджетным аспектом их развития, сформировать рекомендации по совершенствованию межбюджетных отношений. Цель работы — провести сравнительный анализ новой стратегии пространственного развития с предыдущей стратегией в части основных положений, регулирующих развитие городских агломераций, а также дать количественную оценку параметров городских агломераций, определить тенденции и сформировать предложения по развитию межбюджетных отношений между муниципальными образованиями (регионами), которые формируют городские агломерации. В результате исследования выявлено, что в единый перечень «опорников» входит 76 городских агломераций, аккумулирующих около 50% населения страны. Установлено, что новое определение городских агломераций соответствует научным подходам о необходимости формирования критерия по удаленности от «ядра» агломерации. В части бюджетного аспекта авторы приходят к выводу, что в целом местные бюджеты остаются зависимыми от финансовой поддержки вышестоящих бюджетов, что препятствует динамичному росту городских агломераций. Вместе с тем, авторы считают, что принятые решения по межмуниципальному сотрудничеству благоприятно скажутся на их дальнейшем развитии.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

28-35 4
Аннотация

Предмет исследования — преобразование территорий небольших населенных пунктов для улучшения качества жизни, стимулирования экономического роста и создания комфортной среды для развития. Цель работы — установление инструментов, позволяющих создавать условия для устойчивого развития малых российских городов. Новизна и значение исследования — результаты настоящей работы докладывались на секционном заседании X Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК‑2025) 9 апреля 2025 г., на котором они заслужили одобрение. Результаты исследования показали, что на фоне имеющихся проблем малых городов, вызванных отсутствием современных производств, низкими доходами населения и оттоком молодежи из сельской местности, в последние 10–15 лет обозначился заметный тренд на возрождение малых территорий. Рассмотрение успешного опыта их ренессанса на примере города Киржач, села Вятское и города Тотьма позволило выявить определенный алгоритм формирования условий для их устойчивого развития. Установлено, что одним из инструментов возрождения малых территорий может стать использование культурного и исторического наследия как составной части сектора креативных индустрий, способного с помощью мультипликационного экономического эффекта туризма (при котором первоначальный экономический импульс приводит к большему изменению других экономических переменных из-за распространения по системе межотраслевых связей) создавать рабочие места в непроизводственной сфере, разрабатывать новые проекты, привлекать инвестиции. Сделан вывод о том, что использование инструмента культурного и исторического наследия способно генерировать развитие креативных индустрий, что приводит к формированию благоприятных условий для развития малых территорий.

36-47 4
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных экономических условиях на региональных рынках труда России возникают уникальные проблемы, требующие решений, направленных на повышение эффективности мер государственной политики занятости. Цель работы — диагностика тенденций в динамике напряженности на рынках труда субъектов Российской Федерации, выявление которых позволяет обосновывать направления совершенствования государственной политики занятости в новых экономических условиях. Поскольку рынки труда российских регионов дифференцированы, то для реализации поставленной цели существует объективная потребность в кластеризации регионов на основе следующих показателей, характеризующих напряженность на рынке труда: уровни занятости и безработицы, коэффициент напряженности, темпы роста заработной платы и производительности труда. В работе выделены четыре кластера и показаны тенденции в перемещении регионов между ними в период 2016–2023 гг. В результате исследования доказано, что модель кластера 2, которая отличается высокими темпами роста заработной платы и производительности труда, но при этом более низкими показателями, отражающими состояние региональных рынков труда, может считаться наиболее распространенной в Российской Федерации в рассматриваемый период. Установлена позитивная тенденция сокращения количества регионов в кластере 4, который характеризуется высокими показателями безработицы и напряженности рынков труда, а также низкими, хотя и не минимальными, темпами роста заработной платы и производительности труда. Применение метода кластеризации позволило сгруппировать регионы с однотипными проблемами в области рынка труда и установить направления дифференцированной государственной политики занятости, учитывающей специфику каждого из выявленных кластеров.

48-56 4
Аннотация

Предмет исследования — страхование климатических рисков. Цель работы — разработка механизмов минимизации последствий реализации климатических рисков, которые способны оказывать существенное влияние на экономику и население Российской Федерации. В статье приводятся основные результаты исследования возможности применения механизмов страхования для компенсации ущерба (вреда), причиненного реализацией климатических рисков, и делается вывод об их неоднородности. Из анализа климатических рисков на соответствие критериям страхования следует, что в наибольшей степени им подходит группа экстренных физических климатических рисков, к которым должны в первую очередь применяться механизмы страхования для компенсации ущерба, наносимого агломерациям и территориям, и вреда здоровью населения. В результате исследования установлено, что хронические физические климатические риски не соответствуют признакам страховых рисков, что ограничивает использование механизмов страховой защиты от них. В работе сформулированы страховые интересы физических и юридических лиц в отношении климатических рисков, служащих основой для разработки предложений по совершенствованию страховой защиты. Доказано, что не все климатические риски могут приниматься на страхование в силу несоответствия некоторых из них критериям страховых рисков, а также сложностей в оценке причиненного ущерба и территориальной концентрации климатических рисков.

57-70 5
Аннотация

Предмет исследования — направления применения искусственного интеллекта (ИИ) в государственном управлении и бизнес-среде в России в контексте устойчивого развития территорий. Цель работы — на основании рассмотрения направлений использования ИИ в деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций выявить сферы наиболее частого применения ИИ для установления степени реализации поставленных задач и достижения плановых показателей. Проведен анализ актуального состояния и результативности внедрения инструментов ИИ в государственное управление финансами и бизнес-среду России. В управлении государственными финансами выявлен рост показателя интеллектуальной зрелости в регионах за последние годы. Определено, что прочность взаимосвязи применения ИИ и устойчивого развития территорий зависит от результатов реализации национальных проектов и развития бизнеса. Среди проблем внедрения ИИ выделены ограниченность финансовых ресурсов, недостаток кадров, владеющих необходимыми компетенциями, отсутствие общепризнанных методик оценки экономических и/или социальных эффектов от внедрения ИИ-решений. Сделан вывод о том, что скоординированные действия государственных органов, научного сообщества и бизнеса способны обеспечивать технологическую независимость страны и достигать стратегических целей, установленных Национальной стратегией развития искусственного интеллекта.

71-80 4
Аннотация

Предмет исследования — бюджетные и долговые инструменты обеспечения устойчивого развития субъектов Российской Федерации. Цель работы — оценка соответствия инструментов, которыми располагают субъекты Российской Федерации, в виде ресурсов бюджетов регионов целям устойчивого развития. На основе сравнения объемов бюджетных ресурсов субъектов Российской Федерации и показателей рэнкинга регионов по достижению целей устойчивого развития установлено отсутствие прямой связи между параметрами бюджетов по доходам и результатами деятельности в сфере устойчивого развития, означая, что любой субъект Российской Федерации может успешно решать поставленные задачи в рамках имеющихся возможностей. Проведена оценка соответствия расходов бюджетов субъектов Российской Федерации согласно действующей бюджетной классификации целям устойчивого развития и доказано, что на основе группировки расходов по разделам бюджетной классификации можно убеждаться только в их косвенном соответствии. Определены направления влияния региональных бюджетов на устойчивое развитие муниципальных образований. Дана оценка долговых инструментов, которыми располагают субъекты Российской Федерации в современных условиях для обеспечения достижения целей устойчивого развития. Сделан вывод о том, что ориентация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование целей устойчивого развития предполагает расширение подходов к классификации расходов, а также разработку методики их учета, что позволит более наглядно демонстрировать достижения регионов в финансовом обеспечении устойчивого развития.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

81-88 4
Аннотация

Предмет исследования — «умные территории» как элементы пространственной экосистемы. Цель работы — исследование «умных территорий» как ориентиров стратегического развития муниципальных образований, выявление связанных с этим проблем и выработка соответствующих предложений по совершенствованию. Дано обоснованное определение «умной территории» как автономной пространственной экосистемы, которая существует в едином коммуникационном пространстве с пространственными экосистемами других уровней и может выступать единовременно реципиентом и донором «умного блага». Сделан вывод о том, что «умная» территория («умное» муниципальное образование») — это публичное пространство, являющееся административно-территориальным образованием, управление которым (на соответствующем уровне) осуществляется посредством информационно-коммуникационных и «сквозных» технологий и функционирующих на их основе информационных систем (публичных и непубличных платформ), при участии субъектов (внешних и внутренних), входящих в «умную сеть», целевое взаимодействие которых направлено на повышение качества жизни населения, условий функционирования бизнеса с целью поддержания баланса, а также накопления в последующем полезного использования и воспроизводства человеческого, социального, предпринимательского, инфраструктурного. Кроме того, в зависимости от степени вовлеченности smartрешений (технологий) в систему публичного и общественного управления «умной территорией», а также в целом жизнедеятельности ее институтов и неинституциональных образований можно определять уровень ее «интеллектуальности» (ее эволюции: «Smart Cities 1.0», «Smart Cities 2.0»). Полученные результаты исследования позволяют адаптировать новые подходы к «умным территориям» как возможным ориентирам для стратегического развития муниципальных образований.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

89-100 4
Аннотация

Предмет исследования — проекты социально-экономического развития на территории региона, обеспечивающие наиболее полный учет социальных, географических, ландшафтных, транспортных и других преимуществ рассматриваемых территорий. Цель — разработка механизма согласования проектов социально-экономического развития региона с учетом потенциалов его территорий, позволяющего сокращать затраты на реализацию проектов, сберегать историко-архитектурные и природные объекты для будущих поколений. Получены следующие результаты: создан экспертно-расчетный механизм, включающий систему показателей, характеризующих потенциальные возможности территории для реализации проектов по разным направлениям социально-экономического развития; осуществлена группировка множества объектов на подмножества для балльной оценки соответствия территории региона требованиям новых проектов; сформирована оптимизационная модель, максимизирующая суммарный приоритет выбираемых территорий для реализации проектов. Проведены также расчеты соответствия сельских округов трем различным направлениям социально-экономического развития Переславского района Ярославской области. Научная новизна работы заключается в создании механизма кластеризации, позволяющего с помощью специально разработанной таблицы выявлять приоритеты территорий, отнесенных к различным кластерам при любом числе характеризующих их показателей.

101-107 4
Аннотация

Предмет исследования — институционально-организационные механизмы управления жилищной сферой на региональном уровне, обеспечивающие комплексное развитие инфраструктуры, повышение доступности жилья и реализацию стратегий территориального планирования. Цель работы — выявление особенностей формирования институционально-организационных механизмов управления жилищной сферой, а также анализ их взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе использования методов системного анализа и сравнительного исследования нормативно-правовых актов, регулирующих жилищную сферу. Проанализированы механизмы государственной экономической политики в данной области, а также практика территориального планирования и развития коммунальной инфраструктуры на региональном уровне. В результате исследования выявлено, что в российской практике институциональный механизм преимущественно формируется на федеральном уровне в рамках реализации масштабных целей и задач. В то же время организационные механизмы действуют на региональном и муниципальном уровнях, обеспечивая адаптацию жилищной политики к специфике конкретных территорий. На этих уровнях принимаются ключевые решения по развитию инфраструктуры и согласованию жилищной политики с социально-экономическими приоритетами регионов. Сделан вывод о необходимости усиления взаимодействия уровней управления жилищной сферой и разработки механизмов, учитывающих региональные особенности, что позволит повысить эффективность реализации государственной жилищной политики и сбалансировать интересы различных участников процесса.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

108-114 9
Аннотация

Предмет исследования — безналичные переводы С2С как способ противодействия сокрытию выручки. Цель работы — обобщение практики решения задачи снижения уровня уклонения от уплаты налогов с использованием схем, при которых поступление денежных средств продавцу за товары, работы и услуги мимикрируется под обычный денежный перевод, не связанный с такими расчетами. В результате исследования выявлено, что схемы уклонения от налогообложения продолжают разрабатываться недобросовестными предпринимателями с завидной скоростью, нередко опережая принятие государством мер противодействия. Схемы уклонения от налогообложения представляют собой как сложные и длинные цепочки действий, так и простые, очевидные способы недобросовестной конкуренции. Примером простой схемы служит осуществление приема организацией либо индивидуальным предпринимателем оплаты за реализуемые ими товары, работы и услуги не на счет соответствующей организации или индивидуального предпринимателя, а на счет физического лица. Формально такие платежи являются расчетами С2С. Данная проблематика носит интернациональный характер и не имеет государственных границ. В целях нивелирования рисков ухода от налогообложения (при котором поступление денежных средств продавцу за товары, работы и услуги мимикрируется под обычный денежный перевод, не связанный с такими расчетами, и образующий налоговую базу) авторы разработали и предложили практические рекомендации.

115-127 4
Аннотация

Предмет исследования — система налогообложения доходов организаций в виде дивидендов и прибыли, полученной от прироста капитала по акциям, в России и зарубежных странах. Цель работы — систематизация зарубежного опыта налогообложения дивидендов и критическая оценка целесообразности имплементации в России элементов зарубежного методического инструментария преференциального налогообложения. Актуальность исследования обусловлена тем, что для роста российской экономики требуется формирование устойчивого рынка капитала, обеспечивающего корпоративный сектор необходимыми финансовыми ресурсами. В условиях санкционных ограничений, оттока иностранных инвесторов и ограниченных возможностей по использованию внешних источников финансирования развитие отечественного рынка капитала зависит от многих факторов, в частности от наличия проработанной методологии налогообложения дивидендов и прибыли, полученной от прироста капитала по акциям. В процессе изучения проанализирована мировая практика использования инструментов преференциального налогообложения дивидендов и прибыли, полученной от прироста капитала от реализации (выбытия) акций. В результате работы выявлены риски и недостатки концептуального изменения подходов к налогообложению межкорпоративных дивидендов. Систематизированы инструменты реализации налоговой политики посредством условно-целевых налоговых стимулов в отношении этих видов доходов. Разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию российской налоговой политики за счет отказа от низкоэффективных налоговых преференций для прироста капитала по акциям (долям), находившимся во владении организации более пяти лет, и освобождению от налогообложения трансграничных дивидендов в рамках БРИКС или Таможенного союза ЕАЭС как элемента перехода этих интеграционных объединений к следующему этапу экономической интеграции. 

128-140 4
Аннотация

Смягчение тенденций естественной убыли и обеспечение роста рождаемости населения являются для России одними из приоритетных стратегических задач не только для обеспечения внутреннего социально-экономического развития общества, но и для сохранения национальной безопасности на международной арене. Предмет исследования — отдельные налоговые преференции для семей с детьми по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Цель работы — оценка их социально-экономической эффективности и разработка новых предложений по совершенствованию системы стандартных налоговых вычетов на детей. Установлено, что принятие косвенных мер финансовой поддержки граждан, имеющих детей, посредством расширения освобождения части их трудового дохода от налогообложения, а также реализация возврата части уплаченного НДФЛ из бюджета являются перспективными для бюджета, так как, с одной стороны, они могут быть реализованы только налогоплательщиками, состоящими в устойчивых трудовых отношениях, а с другой стороны, направлены на стимулирование социально-демографических процессов внутри страны. Как своевременными и соответствующими государственной политике поддержки семей с двумя и более детьми (в которых среднедушевой доход в месяц составляет не более 25 000 руб.) определены изменения в исчислении стандартных налоговых вычетов, вступившие в силу с 2025 г. Вместе с тем выявлено, что пределы социальных вычетов в 2025 г. не соответствуют уровню реальных расходов семей с детьми на образовательные и медицинские цели и требуют дальнейшего совершенствования, так как они призваны не только компенсировать часть понесенных расходов на социальные цели, но и обеспечивать рост качества жизни граждан в долгосрочной перспективе. Сделан вывод, что перспективным направлением дальнейшего совершенствования системы стандартных налоговых вычетов на детей является установление прямой зависимости их величины от размера прожиточного минимума на налогоплательщика и находящихся на его иждивении детей.

141-155 9
Аннотация

Предмет исследования — система подоходного налогообложения России. Цель работы — оценка эффектов, полученных от изменения степени прогрессивности шкалы подоходного налога на ключевые макроэкономические переменные. Построена стохастическая модель общего экономического равновесия с перекрывающимися поколениями, где домохозяйства, состоящие из двух супругов, принимают решения об объемах потребления и количестве отработанных часов каждого из супругов. Калибровка модели основана на эконометрических оценках параметров жизненного цикла, построенных для России. Было рассмотрено два сценария: трансферты зафиксированы на уровне базового сценария, весь профицит бюджета уходит на государственные расходы; государственные расходы зафиксированы на уровне базового сценария, весь профицит бюджета уходит на трансферты. В рамках каждого из сценариев было оценено общее экономическое равновесие для различных значений параметра степени прогрессивности шкалы налогообложения. Результаты симуляционного анализа свидетельствуют о классической проблеме компромисса между справедливостью и эффективностью налоговой системы. В результате установлено, что по мере роста степени прогрессивности в первом сценарии наблюдается падение неравенства и выпуска, в то время как в случае второго сценария результат оказался обратным. Сделан вывод, что в целом изменение макроэкономических параметров в ответ на рост степени прогрессивности налоговой шкалы в России оказалось значительно меньше, чем в других странах, в силу, с одной стороны, слабой реакции предложения труда, а с другой стороны, высокой степени неприятия риска на фоне короткого горизонта планирования, из-за чего потенциал налоговой и трансфертной политики как инструмента в борьбе с неравенством в России представляется умеренным.

ПРАВО

156-163 4
Аннотация

Объект исследования — общественные отношения в сфере охраны объектов всемирного природного наследия Российской Федерации. Цель работы — развитие теоретических представлений о совершенствовании правовых механизмов региональной политики, направленных на обеспечение сохранности национальных природных объектов, которые признаны всемирным достоянием. С помощью метода анализа теоретических подходов к определению понятий «природный объект», «памятник природы», «объект природного наследия» с правовой точки зрения установлено, что в настоящее время возникла насущная необходимость в уточнении содержательного контента термина «объект всемирного природного наследия» с учетом национальных интересов России. В результате сравнительноправового анализа российского регионального законодательства по четырем объектам, названным Комитетом по охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО «величайшими явлениями природы или местами исключительной природной красоты и эстетической ценности», выявлены пробелы и коллизии в правовых механизмах, что позволило сделать вывод о необходимости внесения изменений в правовое регулирование статуса таких объектов в России для их сохранения и использования в качестве драйвера экономической интеграции в субъектах Российской Федерации.

164-171 4
Аннотация

Налоговые споры являются существенной и немаловажной частью предпринимательской деятельности и нередко формируют правоприменение. Традиционными способами разрешения налогового спора в Российской Федерации является досудебное урегулирование (административное) на уровне вышестоящего должностного лица или налогового органа, или судебное (налоговый спор, разрешаемый в суде установленной подсудности). Вместе с тем, невозможно отрицать важность альтернативных методов урегулирования споров, с учетом того, что основной функцией медиации является, помимо защиты прав и интересов налогоплательщика, поиск, направленный на соблюдение как публичного, так и частного интереса, компромиссного решения в сложившейся ситуации. Объект исследования — современные модели альтернативных механизмов разрешения налоговых споров, существующие в странах СНГ, БРИКС и иных государствах. Цель работы — выявление наиболее распространенных и при этом эффективных практик альтернативного разрешения налоговых споров, а также возможность использования юридических инструментов частного (договорного) права во взаимоотношениях, связанных со взиманием налогов и сборов, в том числе и на стадии внесудебного (досудебного) обжалования, то есть вне рамок судебной процедуры. Источниками информации являются законы стран БРИКС о медиации, постановления государственных органов, официальная информация, размещенная в публичном доступе, исследования российских специалистов в данной области. Автором проанализирована внутренняя структура рассмотренных моделей, их организация и правовой статус участвующих субъектов, а также изучена возможность применения опыта зарубежных стран по внесудебному урегулированию налоговых споров в Российской Федерации. Научная новизна и актуальность исследования состоит в предложенном в статье авторском видении комплекса мер, направленных на решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по снижению нагрузки на судебные органы в сфере налоговых споров. По результатам исследования сделан вывод: снижение нагрузки на суды может осуществляться и с помощью эффективных взаимосогласительных медиационных процедур на стадии административного разрешения спора.

172-179 4
Аннотация

Предмет исследования — система нормативно-правовых актов, составляющая правовой механизм регулирования общественных отношений, складывающихся на рынке сбережений. Цель работы — установление механизмов влияния правовых механизмов и инструментов поведенческой экономики на совершенствование общественных отношений на рынке сбережений. В работе представлены классификация поведенческих рисков по степени их влияния на финансовую стабильность, анализ практики экономического и правового регулирования, а также комплекс предложений по совершенствованию существующих механизмов коррекции отклонений в поведении налогоплательщиков. Рассмотрены теоретические аспекты поведенческой экономики в контексте сбережений и влияние поведенческой экономики на рынок сбережений. Проанализированы правовые механизмы, обеспечивающие регулирование рынка сбережений. В результате исследования установлено, что эффективная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях невозможна без использования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и правил цифрового маркетинга. Предложены рекомендации по развитию рынка сбережений в Российской Федерации посредством применения инструментов поведенческой экономики, оптимизации правового регулирования общественных отношений по сбережению финансов домохозяйств.

180-188 7
Аннотация

Принципиально новые тренды экономического развития России, цифровизация экономики актуализируют формирование новых видов финансовых активов, традиционные технологии оценки которых (при сохранении общей методологии) требуют существенной модернизации. Предметом и объектом настоящего исследования являются правовые и стоимостные аспекты оценки устойчивых финансовых активов, их инвестиционные особенности и влияние на стоимость ESG-облигаций и акций эмитентов, придерживающихся ESG-стратегий. Цель работы — определение основных направлений модификации методов стоимостной оценки в современной российской экономике с акцентом на анализ нормативно-правовой базы данных, необходимых для расчета рыночной стоимости устойчивых финансовых активов различными способами. Авторами предпринята попытка доказать устойчивость и адекватность методологии классической стоимостной оценки к изменившимся экономическим условиям и волатильности бизнес-среды. В результате исследовательской работы выявлены специфические инвестиционные характеристики ESG-финансовых активов и их основные факторы стоимости. Установлена необходимость модификации методов стоимостной оценки новых видов финансовых активов, осуществляемая на основе методологии классической оценки стоимости объектов. Сделан вывод о том, что появление новых видов финансовых активов связано не только с развитием финансовостоимостного инжиниринга, но и с применением современных цифровых технологий, а также ESG-трансформацией. Анализ современного финансового рынка свидетельствует о формировании в России нового сегмента долговых финансовых инструментов на Московской бирже — «зеленых» и социальных облигаций, который продолжает развиваться и диверсифицироваться, что позволяет сформировать необходимый для стоимостной оценки информационный блок данных. Проведенное исследование подтверждает факт формирования новых объектов стоимостной оценки в виде ESG-финансовых активов, которые могут быть оценены по рыночной стоимости с применением модифицированных методов, основанных на традиционной методологии.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)