Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 17, № 5 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-17 16
Аннотация

Предмет исследования — особенности малого и среднего предпринимательства (МСП) в достижении национальных целей России. Цель работы — установление роли МСП в условиях динамично изменяющейся экономической действительности, решении задач обеспечения безопасности и технологического суверенитета государства. Научная новизна исследования состоит в определении потенциальных возможностей всех заинтересованных сторон (органов власти, образовательных и научных организаций, бизнес-структур, населения) по созданию условий для развития МСП и росту его вклада в экономическую мощь страны и благосостояние российских семей. Информационной базой исследования являются выступления Президента Российской Федерации, научные публикации российских авторов, материалы официальных источников, данные статистики. В статье рассмотрены консолидированные позиции органов государственной власти, касающиеся развертывания новой модели экономического роста России, мнения ученых по вопросам организации и управления МСП, определены причины, затрудняющие сбалансированное развитие хозяйствующих субъектов в разных отраслях и регионах страны. Осуществлено сравнение инновационных подходов к решению экономических и социальных проблем МСП на основе анализа практических достижений и результатов хозяйственной деятельности. Установлены приемлемые способы, инструменты и механизмы деятельности МСП в достижении национальных целей развития России. Выявлена сущность социальной политики и обоснованы приемлемые способы, инструменты и механизмы планомерного движения вперед в развитии МСП, согласованные с разными ветвями государственной власти, наукой, бизнесом и гражданским обществом. Сделаны выводы о своевременности консолидации производственных усилий и творческого потенциала бизнес-сообщества на решении проблем, которые сохраняются в ходе поэтапной реализации ключевых задач и достижения стратегических приоритетов, поставленных высшим руководством страны для достижения национальных целей развития.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

18-27 18
Аннотация

Предмет исследования — эволюция политики стимулирования работы малого и среднего предпринимательства (МСП).

Цель работы — оценка эффективности поддержки сферы МСП в современной России. В статье выделены основные этапы процесса становления и развития государственной политики поддержки МСП. Показано, что на начальных этапах эта политика носила ярко выраженный фрагментарный характер на фоне применения финансовых инструментов. В современных условиях акценты в проводимой политике поддержки МСП делаются на преимущественное применение нефинансовых инструментов, включая информационное, маркетинговое, юридическое сопровождение, обучение, консультирование, сертификацию продукции, помощь в выходе предприятий на зарубежные рынки. Раскрыта роль Корпорации МСП как главного координатора работы региональных и федеральных институтов развития, деятельность которой связана с интенсивным формированием элементов инфраструктуры. Проведен анализ факторов, повышающих эффективность работы Корпорации МСП посредством применения инструментов цифровизации и создания современных цифровых платформ.

Сделаны выводы о том, что создание целостной системы поддержки предприятий малого и среднего бизнеса позволяет российскому государству проводить грамотную политику увеличения производственных мощностей, выделять приоритетные сферы развития, демонстрировать высокую степень гибкости при стимулировании работы МСП.

Обозначены существующие проблемы в области реализации политики поддержки МСП. Выдвинуты предложения о необходимости смены акцентов в поддержке МСП и перехода на новый уровень политики развития.

28-39 16
Аннотация

Актуальность выбора малых туристских городов с населением до 50 тыс. жителей как объектов исследования с точки зрения поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) объясняется сложностью достижения финансовой самодостаточности этих территориальных образований. Предмет исследования — система государственной поддержки МСП в малых туристских городах России. Цели работы — оценка текущего развития малого и среднего бизнеса в малых туристских городах, систематизация мер и инструментов государственной поддержки малых и средних предприятий и выработка предложений по их совершенствованию. Гипотезой исследования является предположение о том, что малый и средний бизнес является катализатором экономики малого туристского города. В статье осуществлена взаимоувязка понятий «малый город», «туристская территория», «город-курорт», «малый туристский город». В качестве методов исследования применялись системный подход к исследованию особенностей деятельности МСП в малых туристских городах, анализ нормативной правовой базы, статистический анализ динамики показателей. Практическая значимость исследования заключается в формировании предложений на основе систематизации мер государственной поддержки МСП применительно к малым туристским городам, предусматривающих повышение прозрачности информации; упрощение отчетности по предоставляемым субъектам малого и среднего бизнеса мерам поддержки; стимулирование местных брендов; улучшение инвестиционного климата посредством уменьшения сложности процедур ведения бизнеса за счет создания дорожных карт; развитие туристских кластеров через участие в более глобальных цепочках создания стоимости. Делается вывод о том, что основным налоговым инструментом поддержки деятельности МСП становится вводимый с 2025 г. туристический налог, который неоднозначно оценивается специалистами ввиду того, что он будет взиматься с мест коллективного размещения туристов, увеличивая налоговую нагрузку на них и обусловливая тем самым уход отдельных отельеров в теневой сектор.

40-49 21
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что малый и средний бизнес (МСБ) в современных условиях является неотъемлемым элементом любой хозяйственной системы. В развитых странах он выступает как быстрорастущий сектор экономики, вносящий существенный вклад в увеличение внутреннего валового продукта и выполняющий важные социально-экономические функции. Создание возможностей, в том числе финансовых продуктов для поддержания малых и средних предприятий, служит ускорению экономической, социальной и политической стабильности, экономическому росту и ускорению научно-технического прогресса. Предмет исследования — процессы, связанные с формированием условий развития финансовых продуктов поддержки МСБ. Цель работы — установление механизмов поддержки предпринимательства в России. Источниками информации стали публикации российских и зарубежных ученых в области развития финансовых продуктов и поддержания устойчивого экономического роста малых и средних предприятий, аналитические материалы рейтинговых агентств. В рамках исследования рассмотрен опыт России и зарубежных стран в развитии МСБ, выявлены проблемы, препятствующие развитию системы государственной поддержки малых и средних предприятий. Сделан вывод о том, что он играет важную роль в развитии экономики страны, поэтому создание благоприятных для него финансовых условий способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в постоянном повышении жизненного уровня населения и обеспечении социальной справедливости в обществе.

50-66 20
Аннотация

Предметы исследования — фермерские хозяйства и сельские кооперативы как основы экономического развития сельских территорий. Цель работы — определение приоритетов государства в реализации поддержки фермерских хозяйств и сельской кооперации в России. В статье приведены результаты господдержки фермерских хозяйств и сельских кооперативов. Оценен потенциал госпрограммы финансирования инфраструктуры и качества сельской жизни по обеспечению увеличения ввода благоустроенного жилья на сельских территориях и строительства и реконструкции объектов сельского туризма к 2030 г. Установлено, что полноценному развитию сельской кооперации в России препятствуют противоречия в законодательстве, высокая стоимость кредитных ресурсов, сопряженная с ростом задолженности сельскохозяйственных организаций перед банками. Определены причины непрестижности сельскохозяйственного труда у молодежи вследствие тяжелого физического труда, получения невысоких доходов и высокой стоимости кредитных ресурсов. Как результат — отсутствие больших надежд на рост численности сельского населения к 2030 г.

Сделаны выводы о необходимости продолжения государственной поддержки фермерства и сельской кооперации для сохранения имеющейся доли сельского населения России и реализации социальной миссии кооперативного движения.

67-76 12
Аннотация

Предмет исследования — система экономических отношений, складывающихся в процессе внедрения партнерского финансирования в практику российских кредитных и некредитных финансовых организаций на основе зарубежного опыта и нормативно-правовых основ, для обеспечения и расширения поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) и развития финансового и банковского секторов экономики. Цели работы — оценка возможностей применения зарубежного опыта исламского финансирования в деятельности российских кредитных и некредитных финансовых организаций и анализ правового регулирования условий развития партнерского финансирования для поддержки субъектов МСП и формулирование на этой основе предложений по совершенствованию экономико-правовых условий развития партнерского финансирования малого и среднего бизнеса организациями банковской и финансовой систем Российской Федерации. Сделаны выводы о том, что внедрение партнерского финансирования в российскую практику банковского и финансового обслуживания может стать важным этапом расширения финансовых инструментов привлечения новых инвесторов и развития экономических отношений со странами исламского мира при условии обеспечения соответствия международным стандартам.

77-86 13
Аннотация

Предмет исследования — определение тенденций применения инструментов антикризисного управления малым и средним бизнесом (МСБ). Цель работы — установление путей совершенствования инструментов антикризисного управления МСБ. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в текущих макроэкономических условиях необходимо развитие концептуальных основ антикризисного управления предпринимательством, соответствующего особенностям государственного регулирования, задачам стратегического развития экономики страны. Несмотря на значимость предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов, инструменты их поддержки и регулирования находятся в стадии формирования, поскольку существующие институты ограничены финансово-экономическим потенциалом, законодательством, особенностями деятельности малых и средних предприятий (МСП), обусловленные недостаточной прозрачностью и наличием собственных активов. В работе определен потенциал развития инструментов антикризисного управления МСП, основанный на анализе ключевых показателей эффективности использования ресурсов и возможностей внешней институциональной среды. Методы исследования — системный, ситуационный и сравнительный анализы, метод моделирования социально-экономических и управленческих процессов. Разработана система инструментов антикризисного управления МСП, сочетающая преемственность целей и задач государственной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с внутренними ресурсами субъектов предпринимательства. Сделаны выводы о том, что эффективность инструментов антикризисного управления предпринимательством должна обеспечиваться институциональной средой и внутренним ресурсным потенциалом бизнес-единицы, которые должны адаптироваться и подстраиваться к изменениям в зависимости от управленческих, производственных, финансовых и иных возможностей МСП.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

87-95 11
Аннотация

Предмет исследования — контуры возможного развития предпринимательства после снятия ограничений, обусловленных в настоящее время санкционной политикой западных стран и высокой процентной ставкой на кредиты, введенной Банком России. Продемонстрированы возможности пространственных ресурсов, использование которых в стратегическом развитии страны позволяет минимизировать издержки наследия перехода России на рыночные отношения. Цель работы — установление скрытого потенциала предпринимательского сектора, способного переконфигурировать экономическую структуру страны. Выявлены возможности пространственных ресурсов как факторов развития экономики на современном этапе глобального финансово-экономического кризиса. Установлено, что сама постановка вопроса о необходимости задействования пространственных ресурсов в экономике страны является в определенной мере индикатором императивного характера их использования. В статье отмечено, что для успешного завершения становления предпринимательского сектора как фактора развития экономики страны требуется изменение не только стиля, но и парадигмы государственного управления в отношении к малому бизнесу, который должен развиваться не параллельно деятельности государственных и муниципальных структур, а быть объектом их повседневной рутинной работы. Делается вывод о том, что предпринимательство способно изменить саму географию размещения производительных сил страны, поднять малый бизнес на более высокий уровень благодаря использованию пространственных ресурсов, способствуя освоению им современного технико-технологического уклада и преобразуя во многом саму суть предпринимательства.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

96-106 16
Аннотация

Предмет исследования — освоение арктических и реиндустриализация староосвоенных регионов России, которые увеличивают транспортную и экологическую нагрузку на население. Для ее уменьшения требуется гармонизация взаимодействия хозяйствующих субъектов и населения посредством выполнения социально ориентированных мероприятий благодаря осуществлению инвестиций в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), в котором участвуют предприятия малого и среднего бизнеса. Цель работы — разработка процедуры, моделей и алгоритмов планирования социально значимых мероприятий с учетом ГЧП.

Результатом работы стало создание процедуры планирования социально значимых мероприятий, предусматривающей реализацию итерационного процесса обеспечения соответствия выделяемых инвестиций периоду осуществления набора установленных мероприятий; следование экономико-математической модели формирования расписания реализации мероприятий с учетом ограниченности инвестиций и модели определения оптимального долевого участия каждого из соинвесторов в выполнении мероприятий. Для облегчения формирования расписания реализации мероприятий приведен пошаговый алгоритм их последовательного назначения, который был успешно применен при решении задач большой размерности. С целью поиска оптимального долевого участия соинвесторов в обеспечении инвестиций предложен алгоритм, который обеспечивает решение данной задачи с априорно заданной точностью.

Сделаны выводы о том, что предложенная процедура планирования социально значимых мероприятий, сформированные модели и приведенные в статье алгоритмы могут применяться в комплексе или локально при неограниченном количестве соинвесторов и проводимых мероприятий.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

107-114 18
Аннотация

Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) является объектом государственной поддержки во всех странах мира, особенно в развивающихся государствах, экономическое положение которых пошатнулось в результате комплекса внешних шоков вследствие пандемии коронавируса и геополитической нестабильности. Предмет исследования — меры государственной поддержки МСБ в России и за рубежом. Цель работы — определение перспективных направлений государственной поддержки малых и средних предприятий в контексте современных трендов развития мировой экономики. В статье рассмотрены проблемы современного МСБ в странах, имеющих различный уровень экономического развития, и выделены наиболее значимые из них. Проанализированы современные экономические тренды, влияющие на перспективы развития МСБ в странах с разным уровнем доходов, и возможные меры по нивелированию негативных последствий для стран с низким уровнем развития экономики. Исследовано воздействие экономической и политической нестабильности на малый бизнес развивающихся стран. Представлены основные направления государственной поддержки МСБ в России. Сделаны выводы о необходимости стимулирования и всесторонней поддержки государством деятельности МСБ, в особенности в отношении предприятий, ориентированных на экспорт своей продукции на международный рынок.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

115-128 12
Аннотация

Предмет исследования — влияние налоговых инструментов на развитие рынка финансовых услуг и его трансформацию. Цель работы — установление особенностей функционирования налоговых инструментов в условиях действия новых организационных форм хозяйственных связей на рынке финансовых услуг — экосистем и цифровых платформ. Основное внимание в статье уделено определению путей совершенствования механизма взаимодействия экосистем российских банков и структур ФНС России в рамках налогового мониторинга и проактивного налогового администрирования ввиду того, что развитие последнего зависит от качества и своевременности предоставляемой налоговым органам банковскими институтами–участниками экосистем информации по ряду клиентских операций, необходимой для расчета налогов, налоговых вычетов и преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства. Выявлена необходимость увеличения перечня и состава предоставляемой информации от налогоплательщиков. Рассмотрены современные тенденции развития налогового мониторинга вследствие создания и внедрения подсистемы «Налоговый мониторинг» системы АИС «Налог‑3»; формализации описания налоговым ведомством процедур контроля. Сделан акцент на различии в уровне технического обеспечения налогоплательщиков и территориальных подразделений ФНС России. Дана оценка целесообразности расширения состава участников системы налогового мониторинга благодаря поэтапному снижению стоимостного порога, соблюдение которого налогоплательщиками обязательно для вступления в режим налогового мониторинга, а также расширения категориального подхода к участникам мониторинга (например, посредством применения механизма соглашения о защите и поощрении капиталовложений). Сделан вывод о двустороннем характере взаимодействия экосистем (платформ) и налоговых органов, позволившего создавать единую цифровую методологическую модель на основе формализации описания процедур контроля и их привязки к статьям НК РФ.

129-136 19
Аннотация

Предмет исследования — состояние малого и среднего бизнеса в условиях текущей потребности общества в справедливом налогообложении. Цель работы — раскрытие сущности и региональных особенностей налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) для выявления посредством применения риск-ориентированного подхода к установлению возможных резервов роста российской экономики. Проанализированы характеристики субъектов МСБ и виды применяемых ими систем налогообложения. Сопоставлены объемы собранных налоговых платежей, предоставленных льгот, созданной добавленной стоимости в регионах деятельности субъектов МСБ. Представлены резервы роста экономики с учетом национальных программных целей развития МСБ и региональных преференций. Определены сущность налогообложения субъектов МСБ в современных условиях развития экономики и ожидаемые последствия налоговой реформы бизнеса. Сделан вывод о необходимости обеспечения устойчивого и качественного развития малого и среднего предпринимательства и окупаемости предоставляемых ему налоговых преференций через приращение добавленной стоимости, рост производительности, обеспечение среднего дохода от продаж на одного работника и продление срока предпринимательско-инвестиционной активности.

137-145 20
Аннотация

Предмет исследования — возможность ограничения наличных расчетов в отдельных сферах хозяйствования на примере Кыргызской Республики. Цель работы — обобщение зарубежной и отечественной практики, направленной на решение задачи снижения уровня уклонения от уплаты налогов посредством использования наличных расчетов, которые несут в себе наибольшие риски сокрытия доходов от налогообложения ввиду сложности контроля за денежными потоками, в отличие от безналичных расчетов, которые, несмотря на свои недостатки и серые зоны, являются не только в разы прозрачнее, но и подвержены банковскому контролю, а следовательно, влиянию (вплоть до блокировки).

Вследствие недостаточности практических и теоретических изысканий ученых в сфере правового регулирования контроля учета выручки, помимо совершенствования инструментария налогового администрирования в Кыргызской Республике, обосновывается целесообразность увеличения доли безналичных расчетов путем установления запрета на проведение расчетов наличными деньгами между экономическими субъектами на сумму, превышающую пороговый размер.

Изменения, предлагаемые к внесению в технологии проведения расчетов и нормативно-правовые документы, соответствуют как лучшим практикам, характерным для зарубежного опыта, так и особенностям условий ведения бизнеса в Кыргызской Республике.

В статье делается вывод о том, что итогом реализации предлагаемых в статье мер будет повышение уровня прозрачности сферы расчетов, поскольку последние будут проводиться через платежную систему страны, что упростит осуществление контроля за денежными потоками и, следовательно, за формированием налогооблагаемой базы налогоплательщика.

146-156 21
Аннотация

Предмет исследования — совершенствование налогового администрирования в условиях новых экономических форм инвестирования и расчетов. Цель работы — формирование устойчивой структуры взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, построенной на обеспечении соблюдения принципов доступности, понятности и простоты для увеличения поступления налогов и сборов в бюджетную систему страны и упрощения процесса исполнения налогоплательщиками своих обязательств.

Установлена необходимость совершенствования налогового администрирования криптовалют путем модификации процессов взаимодействия налогоплательщиков, налоговых и иных органов.

Предложена модель взаимодействия и регулирования операций с криптовалютой, которая минимизирует финансовое и ресурсное участие государственного аппарата и обеспечивает минимальное участие инвесторов в расчете и уплате налогов и сборов, перекладывая ответственность за налоговые правонарушения на операторов в виде кредитных учреждений, бирж, иных аккредитованных организаций на территории России, осуществляющих данные операции посредством интеграции части их функций, что приведет к уменьшению негативных факторов, обусловленных недостаточной проработанностью законодательных норм и снизит нагрузку на налоговые органы по налоговому администрированию и упростит уплату налогов для налогоплательщиков.

Сделаны выводы о необходимости регулирования на законодательном уровне операций с таким финансовым инструментом, как криптовалюта, и совершенствования налогового администрирования на уровне налоговых и иных органов для обеспечения наполнения бюджета.

ПРАВО

157-165 12
Аннотация

Актуальность статьи обусловливается масштабным развитием цифровой торговли, а также тем, что купля-продажа товаров и услуг является одним из локомотивов экономического развития любого современного государства. Тем не менее цифровая торговля способна при наличии определенных условий не только стимулировать, но и тормозить экономическое развитие как страны в целом, так и ее регионов в отдельности. Нормативное правовое регулирование торговой деятельности призвано купировать негативные последствия развития цифровой торговли и стимулировать ее позитивное влияние на отечественную экономику. Особенно актуальным такое стимулирование является для достижения национальных целей развития России в условиях масштабного санкционного давления. Повышение эффективности данного стимулирования возможно на основе анализа и внедрения в России соответствующего зарубежного опыта. Предмет исследования — опыт нормативного правового регулирования торговли с использованием цифровых торговых форматов. Цель работы — на основе анализа законодательства шести иностранных государств выявить его особенности, полезные для внедрения в российское законодательство. В результате исследования сформирован перечень национальных особенностей, отражающихся на регулировании цифровой торговли иностранных законодательств, перспективных для внедрения в России. В работе сделаны выводы о необходимости соблюдения баланса между ограничением рыночной власти цифровых платформ и использованием их деятельности в качестве локомотива развития национальной экономики.

СИМПОЗИУМ

166-172 12
Аннотация

Предметами обсуждения на XVI международном симпозиуме «Теория и практика налоговых реформ», состоявшемся с 30 июня до 7 июля 2024 г. в городах Тюмени и Тобольске на базе Тюменского государственного университета, стали теоретические и практические аспекты формирования и использования преференциального налогообложения юридических и физических лиц. В нем приняли участие 80 ученых, представляющих налоговые школы 38 университетов из 21 города трех стран (России, Республики Беларусь, Азербайджана). Организаторами симпозиума выступили Тюменский государственный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Санкт-Петербургский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Белорусский государственный экономический университет, Институт экономических стратегий Китайской академии общественных наук, Фискальный институт при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан. Цели симпозиума — обсуждение актуальных проблем реформирования налоговых систем, выработка новых теоретико-методологических подходов к теории и политике налогообложения, а также к формированию творческих коллективов для проведения совместных исследований налоговой направленности. В рамках симпозиума были проведены пленарное заседание, тематические секции, повышение квалификации участников симпозиума. На них рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования преференциального налогообложения и реализации налогового инструментария в контексте повышения эффективности налоговой политики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)