Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 16, № 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-16 9
Аннотация

Предмет исследования — и нституциональные изменения в экономике, их причины и последствия. Цель работы — по казать, что целенаправленные изменения правил, на которых базируется международный порядок, стали методом экономической политики как на национальном уровне, так и в рамках мировой системы и международных отношений, вызывая системные дисфункции, которые формируются по институциональному и управленческому контурам и определяются применением новых технологий. Методология исследования основывается на институциональном и сопоставительном анализах, а также на авторской теории дисфункций для выделения самостоятельных значений институциональных и технологических изменений. Продемонстрировано влияние дисфункции институтов и управления на обеспечение эффективности функционирования экономики и формирование условий для последующих институциональных трансформаций. Рассмотрена модель институциональной конкуренции и обосновано, что она имеет, наравне с конкуренций по продуктам, услугам, ресурсам и технологиям, большое значение в современной экономике, так как по объектам она детерминируется институциональными условиями организации бизнеса и рынков. Установлено, что экономические агенты участвуют в институциональной конкуренции посредством выстраивания схем лоббирования их интересов, а сама институциональная конкуренция осуществляется на уровне государственного управления —  законодательной и исполнительной ветвей власти. Выявлено, что трансформация международных институтов происходит в настоящее время фронтально под влиянием санкционных войн. Сделан вывод о том, что дисфункция институтов и управления (контроля) выступает причиной возникновения «административной ловушки правил», что показано на примере управления здравоохранением в России, когда пациенты направляются в лечебные учреждения для получения высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. Результат исследования подтверждает авторский аргумент о необходимости выстраивания собственных внутренних правил в России и преодоления внешней зависимости по институтам, порождающим режим институциональной конкуренции на правах ведомого, а не ведущего участника.

17-34 14
Аннотация

Предмет исследования —  имидж национальных проектов России в медиапространстве. Актуальность статьи заключается в том, что национальные проекты, разработанные в середине 2010-х гг., которые поначалу воспринимались российскими гражданами с энтузиазмом и большим интересом, начали терять после финансовых кризисов и пандемии коронавируса имиджевую привлекательность, обусловливая возникновение проблем в осуществлении реформ. Цель работы —  выработка мер имиджевого сопровождения национальных проектов, которые предполагают в качестве эффектов от их реализации не только рост лояльности населения к претворению в жизнь масштабных экономических проектов властей, но и получение экономического эффекта. В ходе исследования выявлено, что в ведущих общественно-политических медиа страны публикуются от 500 до 1000 материалов в год с ключевым словом «нацпроект» При этом самыми частотными словами, употребляемыми в оппозиционно настроенных медиа, являются слова —  провал, коррупция, бедность, нарушения, тупик, чиновники, а в лояльных к власти изданиях —  результаты, показатели, контроль, методы, проблема, решение. Установлено, что наибольшие дискурсные показатели наблюдаются у таких национальных проектов, как «Безопасные и качественные дороги», «Здравоохранение», «Демография», «Образование», «Жилье». Примечателен тот факт, что во всем медиаполе страны наиболее медийно заметными персонажами являются Президент Российской Федерации В. В. Путин (26%) и руководители российских регионов, тогда как на уровне федеральных министерств упоминается только премьер-министр М. В. Мишустин.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

35-42 19
Аннотация

Предмет исследования —  инвестиционные процессы, возникающие при реализации социальной политики России, направленной на решение проблем повышения качества жизни общества. Объектом данного исследования выступает импакт-инвестирование, активно используемое для реализации социальных и экологических проектов. Ввиду того что динамика их объемов в мире за последние годы демонстрирует уверенный рост на фоне развивающихся мировых тенденций финансового кризиса, целями работы являются установление характеристик экосистемы импакт-инвестирования в России, определение факторов, сдерживающих его развитие. На основе анализа понятия импакт-инвестирования, по-разному трактуемого в работах различных авторов, определены основные участники процесса импакт-инвестирования, выявлены критерии, отличающие преобразующее инвестирование от иных форм вложения денег. Предложена авторская модель экосистемы импакт-инвестирования, ориентированная на национальную архитектуру финансового рынка. Сделан вывод о необходимости разработки отдельных направлений методологического аппарата анализа импакт-инвестирования, позволяющего не только описывать взаимодействие основных участников этого процесса и финансовые инструменты, но и систему специфической оценки, которая впоследствии может быть заложена в основу принятия управленческих решений инвесторами и руководителями социально-значимых социальных и экологических проектов.

43-51 11
Аннотация

Текущее состояние сети банковских корреспондентских отношений, обслуживающих часть трансграничных платежей и международных операций, вызывает озабоченность у специалистов и международных организаций. Актуальность задач повышения эффективности трансграничных расчетов через банки-корреспонденты обусловила выбор предмета и цели исследования. Предмет исследования —  банковские корреспондентские отношения в системе трансграничных платежей. Цель работы —  выявление тенденций развития банковских корреспондентских отношений в современной системе глобальных платежей, трансформирующейся под влиянием цифровых технологий. В статье проанализированы состояние и тенденции развития глобальной сети банков-корреспондентов. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что корреспондентские отношения постепенно утрачивают свою ведущую роль в национальных юрисдикциях вследствие цифровизации национальных платежных систем. Однако они по-прежнему применяются в трансграничных платежах, обеспечивая взаимосвязь платежных систем различного уровня и многосторонних платформ. Цифровизация систем национальных и международных расчетов приводит к распространению альтернативных моделей их осуществления и сокращению банками сетей зарубежных корреспондентов для повышения эффективности использования средств и сокращения издержек и рисков. Однако постепенная деградация глобальной системы банковских корреспондентских отношений становится серьезной проблемой, чреватой увеличением стоимости трансграничных платежей, снижением доступности расчетно-платежных финансовых услуг для участников международных экономических отношений, а в условиях расширения санкционного давления на банки-корреспонденты — фрагментацией существующей глобальной системы трансграничных платежей.

52-64 14
Аннотация

Предмет исследования — оценка эффективности инвестиционного проекта при принятии решения о вложении в него средств. Актуальность работы состоит в том, что в условиях санкционного давления на Россию значимость государственной поддержки инвестиционной активности контрагентов существенно возрастает. Однако возникают сложности с объективной оценкой эффективности инвестиционных проектов при принятии решения о целесообразности их финансирования. В Российской Федерации сложилась достаточно широкая практика поддержки проектов на различных уровнях, что привело к появлению большого количества нормативных документов, которые иногда не гармонизированы между собой и содержат неполные критерии их оценки, что обусловливает в конечном счете снижение предпринимательской активности. Цели работы — критический анализ нормативно-методических документов, используемых для оценки инвестиционных проектов с государственной поддержкой и выработка предложений по усовершенствованию критериев оценки проектов с учетом отраслевой специфики (на примере сферы недвижимости). Научная новизна исследования состоит в разработке рейтинговой методики оценки инвестиционного проекта в сфере недвижимости, которая позволяет проводить балльную оценку эффективности проекта в целом, учитывать деловую репутацию и финансовое состояние инициатора проекта. Классифицированы подходы к оценке инвестиционных проектов с участием государства. Разработаны критерии для оценки проектов в сфере недвижимости, которые могут быть положены в основу рейтинговой методики оценки эффективности инвестиционных проектов. Сделан вывод о том, что разработанная автором методика позволяет оценивать эффективность проекта с учетом его экономической, социальной и экологической значимости.

65-75 10
Аннотация

Предмет исследования —  состояние информационного пространства в условиях цифровой революции и новых реалий процесса цифровизации, затрагивающего все сферы деятельности человека, включая развитие искусственного интеллекта и роботизацию для вытеснения человеческого труда посредством специальных программных средств при условии выполнения однообразных и рутинных производственных операций. Цель работы —  обобщение влияния искусственного интеллекта на деятельность современных компаний и на их работников. В исследовании обоснована необходимость в поддержке отечественных компаний в области разработки программного обеспечения на основе механизма «рынок в обмен на инвестиции», предполагающего заключение соглашения между правительством и компаниями —  разработчиками программных продуктов, имеющими статус системно значимых организаций, для обеспечения конкурентных преимуществ в цифровой среде и замещения иностранных крупнейших компаний — производителей программного обеспечения, которые покинули российский рынок после начала специальной военной операции на Украине. Рассмотрена автоматизация роботизированных процессов. Сделаны выводы о необходимости разработки эффективной государственной политики России по внедрению искусственного интеллекта в производство с применением современных логистических цепочек.

76-86 16
Аннотация

Одной из задач сформированной социально-экономической повестки является ускорение технического и технологического развития отраслей Российской Федерации посредством внедрения цифровизации во все сферы общества, а также вовлечения научных работников университетов в выполнение проектов, наиболее востребованных производственными предприятиями. Для этого необходимы концентрация всего интеллектуального потенциала и опыта профессорско-преподавательского состава и аспирантов, использование всех видов лабораторного оборудования для решения научно-практических задач, имеющих стратегическую или коммерческую ценность. Предмет исследования —  создание цифрового механизма оценки востребованности проектов научно-исследовательских работ (НИР) для последующего отбора и включения в планы научной деятельности университетов. Цель работы —  обеспечение максимально объективной оценки востребованности НИР на основе синтеза экспертной оценки критериев, весовой оценки направления исследования и математической обработки многокритериальной оценки проектов НИР для определения их приоритетности. Разработана шкала для проведения экспертного анализа проектов НИР с помощью лексических оценок и их перевода в интервальную оценку. Сформирован алгоритм многокритериального ранжирования проектов, предоставляющий возможность выявления проектов, имеющих наивысшую коммерческую востребованность или стратегическую ценность.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

87-97 16
Аннотация

Предметы исследования —  внедрение информационных систем и создание цифровых платформ как инструмента цифровой трансформации государственного сектора Российской Федерации в связи с переводом деятельности органов государственной власти и бизнес-структур в цифровое пространство для оптимизации и повышения эффективности их деятельности. Цель работы — у становление эффективных механизмов цифровизации государственного и муниципального управления посредством применения развивающихся и разрабатываемых цифровых платформ. Актуальность данного исследования обусловливается тенденцией всех экономически развитых стран к цифровизации государственного управления, которая значительно усилилась после пандемии коронавирусной инфекции по причине возникновения необходимости организации в стабильном внутреннем и внешнем взаимодействии государственных органов и субъектов хозяйственной деятельности в электронном формате. В работе проанализированы основные законодательные акты в области цифровизации и деятельности государственных органов, а также организаций с государственным участием; раскрыта сущность цифровой трансформации и обоснована целесообразность реорганизации сопутствующих ей бизнес-процессов на примере крупных государственных предприятий; рассмотрены основные информационные технологии, системы и цифровые площадки; предложены наиболее эффективные подходы к принятию решений в области цифровизации государственного и муниципального управления в условиях перехода на инновационный тип развития экономики. Сделан вывод о необходимости цифровой трансформации государственных и муниципальных организаций как неотъемлемой части экономики, ориентированной на инновационный тип развития.

98-105 10
Аннотация

Предмет исследования —  изменения организационно-управленческих отношений в государственных и муниципальных органах власти, обусловленные новыми тенденциями развития трудовых отношений, которые стали последствиями глобального финансово-экономического кризиса. Цель работы —  выявление в управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях новых тенденций и процессов, каких ранее не было, для установления возможности их учета при планировании и реализации регулирующих мер противодействия кризисным явлениям на региональном и муниципальном уровнях на территориях проживания населения. В статье анализируются происходящие изменения организационно-управленческих отношений под влиянием углубления глобального финансово-экономического кризиса и вызванного им формирования новой социально-экономической повестки с учетом тенденций, какие возникают в результате структурных изменений в составе одной из основных производительных сил, какой является наемная рабочая сила. Выявлены тенденции развития той ее части, какая занята на своих рабочих местах и получает зарплату, за что называется салариатом, и той ее части, занятой в различных формах занятости наемной силы, какая в силу своего неустойчивого положения называется новым социальным классом — прекариатом. Большое внимание в статье уделяется начавшимся процессам изменения организационно-управленческих отношений на муниципальном уровне в связи с проведением специальной военной операции. Сделаны выводы о том, что они во многом обусловлены глобальным финансово-экономическим кризисом и требуют изменения сложившихся форматов деятельности соответствующих подразделений органов государственного и муниципального управления. 

106-113 10
Аннотация

Предмет исследования —  комплементарность методологических подходов к разработке региональных стратегий управления в процессе реформирования системы управления региональным социально-экономическим развитием путем переориентации внутренней политики России на применение инновационного подхода к развитию регионов для ускорения экономического роста, создания новых рабочих мест и обеспечения конкурентных преимуществ на рынке продукции и услуг. Цель работы —  определение комплексных подходов к разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на основе анализа текущих трендов цифровой трансформации экономики; выявления закономерностей социально-экономического развития регионов в зависимости от их уровня инновационного развития; определения ключевых направлений стратегии социально-экономического развития. Благодаря анализу научных исследований отечественных и зарубежных ученых обоснован тезис о том, что интенсивность участия регионов в проектах государственного финансирования НИОКР зависит от вероятности возникновения новых экономических специализаций в соответствующих отраслях. Сделан вывод о необходимости комплементарности парадигм управления, используемых при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

114-121 11
Аннотация

Предмет исследования —  стратегический курс на проведение лесной политики, призванной вывести российский лесной сектор экономики из кризисного состояния. Цель работы —  определение вектора совершенствования стратегических установок лесного комплекса. Для этого оценена целостность взаимосвязи действующих ключевых положений нормативных актов, регулирующих функционирование лесного комплекса, и определена концепция разрабатываемых долгосрочных планов. Актуальность работы обусловлена необходимостью выработки подходов к созданию адекватной концептуальной основы лесной политики на фоне обострившихся проблем рационального лесопользования в реальной хозяйственной деятельности как базы для дальнейших корректировок в работе по периодической смене стратегического курса, направленного на преодоление кризисного состояния российского лесного сектора экономики. Проведенное исследование позволило обосновать целесообразность разработки концептуальной базы упорядочения целеполагания на решение существующих проблем, поскольку без фундаментально заявленных приоритетов невозможно достижение установленных стратегических целей. Сделан вывод о том, что для повышения эффективности лесоуправления и обеспечения рациональности лесопользования необходимо выстраивание действий государства, бизнеса и общества в разумном компромиссе действующих факторов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

122-135 9
Аннотация

Предмет исследования —  комплекс социальных отношений, возникающих в процессе предоставления населению региона мер социальной поддержки посредством применения новых информационно-коммуникационных технологий. Цель работы —  выявление методических инструментов, способствующих повышению эффективности оказания населению социальной поддержки.

В результате исследования установлено, что убывающая численность трудовых ресурсов Челябинской области может восполняться за счет переселенцев из других регионов и мигрантов, что требует комплексной оценки влияния демографических и экономических факторов на уровень занятости населения Челябинской области.

На основе диагностики трудовых ресурсов и уровня занятости населения Челябинской области выдвигаются предложения по увеличению численности трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте и оценивается эффективность данных предложений. Подчеркивается, что трудовые ресурсы включают трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Следовательно, для роста трудовых ресурсов должен повышаться уровень занятости за счет экономически неактивного населения или роста миграции. Посредством анализа динамики занятости населения Челябинской области в 2020–2021 гг. построена регрессионная модель, демонстрирующая тенденцию к снижению доли занятого населения в общей численности экономически активного населения.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

136-145 15
Аннотация

Предмет исследования — образование как один из факторов и обязательных условий формирования экономической и социальной основы общества. Цель работы —  обоснование необходимости применения налоговых инструментов стимулирования инвестиций в образование на территории экономического пространства ЕАЭС. Методология исследования базируется на рассмотрении современных теорий налогов и человеческого капитала, сравнительном правовом анализе национальных налоговых законодательств ЕАЭС. В статье проанализировано современное состояние образовательного пространства на территориях стран — ч ленов ЕАЭС с учетом их оценок в международных рейтингах. Исследованы основные каналы финансирования образования: прямой через систему выделения бюджетных средств и косвенный путем применения механизма налогового стимулирования. Налоговые инструменты рассмотрены по видам налоговых платежей национальных налоговых систем и направлениям льготируемых объектов и организаций образования. Сделаны выводы о необходимости предоставления налоговых льгот и преференций для стимулирования образовательного рынка как условия обеспечения высокого качества жизни и реализации предпринимательского потенциала стран ЕАЭС.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

146-157 12
Аннотация

В условиях макроэкономической нестабильности и ухудшения геополитической ситуации в мире вследствие санкционного давления на Россию со стороны стран Запада прогнозирование и выявление рисков приобретают важное значение в формировании стратегий финансово-экономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности, что предопределяет актуальность предмета исследования настоящей статьи — управление финансовыми и налоговыми рисками для избежания финансовых рисков. Цели работы —  выявление проблем управления финансовыми и налоговыми рисками на примере хозяйствующего субъекта и поиск путей их решения. В статье рассматриваются теоретические аспекты понятий «финансовый риск», «налоговый риск» с точки зрения их содержания, причин возникновения и влияния на финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности. В статье даны авторские определения понятий «финансовый риск», «налоговый риск». В ходе исследования проведен анализ причин возникновения рисков с помощью аналитического, монографического, логического, сравнительного, обобщающего подходов, анализа коэффициентов и др. Сделан вывод о необходимости рассмотрения рисков с позиции комплексной природы их возникновения и существования в деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Выявлены возможные взаимосвязи рисков и предложены пути уменьшения тяжести их последствий. 

ПРАВО

158-166 12
Аннотация

Предмет исследования —  общественные отношения, складывающиеся под воздействием функционирования государственных цифровых платформ, служащих инструментами обеспечения экономической безопасности страны. Цель работы —  развитие теоретических представлений о деятельности государственных цифровых платформ как средств реализации государственного механизма управления. Благодаря анализу теоретических подходов к определению понятия «цифровая платформа» установлено, что применявшиеся ранее государственные информационные системы претерпели в процессе цифровизации существенные изменения, повлиявшие на функционал их работы. Выявлено, что посредством их использования оптимизируется и повышается эффективность работы всего государственного механизма, совершенствование которого не заканчивается на данном этапе развития общества по причине того, что его отдельные цифровые сервисы объединяются в государственные экосистемы, реализуя теоретическую модель «государство-как-цифровая платформа», предусматривающую переход на проактивное и комплексное оказание государственных услуг в цифровом виде без посещения гражданами органов государственной власти. Приведенные в статье примеры цифровых платформ иллюстрируют выполнение задач Стратегии экономической безопасности в Российской Федерации, в том числе таких, как улучшение деятельности контрольно-надзорных органов, осуществление борьбы с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой и т. д. Вместе с тем установлено, что правовое обеспечение функционирования государственных цифровых платформ в настоящее время является фрагментарным, что снижает эффект от их использования. Сделан вывод о том, что объединение цифровых платформ в экосистемы выведет все управление государственными экономическими процессами на повышенный качественный уровень.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)