Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 16, № 5 (2023)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-15 16
Аннотация

Во всем мире студенческая молодежь считается наиболее креативной и движущей силой инновационного предпринимательства. Существенным инструментом перехода к инновационному развитию экономики является технологическое предпринимательство. Особенно оно востребовано в современных условиях, когда наиболее чувствительный и стратегически значимый удар по России наносится именно в технологической плоскости. Цель статьи — анализ эволюции студенческого предпринимательства в России для обобщения накопленного опыта, выявления перспективных направлений дальнейшего развития молодежных инноваций. На основе значительного историографического анализа, изучения документарной базы, статистических данных и качественного контент-анализа официальных сайтов девяти университетов выделены три основных этапа в развитии молодежного инновационного предпринимательства в России. Первый этап связан с созданием студенческих бизнес-инкубаторов для развития малых инновационных предприятий, второй — с увеличением включенности работы бизнес-инкубаторов в учебный процесс, когда вузы начинают практиковать защиту выпускных квалификационных работ в качестве стартапов, третий — с началом формирования единой стартап-экосистемы студенческого технологического предпринимательства в России. Обобщены первые результаты реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», показаны достижения и проблемы. Сделаны выводы о слабом охвате инновационным предпринимательством нетехнических вузов. Особое внимание обращено на новые финансовые инструменты, направленные на коммерциализацию создаваемых в образовательных учреждениях результатов интеллектуальной деятельности и поддержку студенческих стартапов на более ранних стадиях развития.

16-33 18
Аннотация

Предметы исследования - текущее состояние и прогнозы долгосрочного развития китайского рынка природного газа.
Цель работы - установление перспектив увеличения поставок ископаемого топлива на китайский рынок природного газа.
В период экономического замедления дисбаланс спроса и предложения на мировом углеводородном рынке становится причиной его дестабилизации. Исходя из заключений специалистов международных и российских организаций обосновано, что в настоящее время невозможно предугадать в обозримом будущем увеличение спроса на газ в КНР.
На основании результатов исследования факторов долгосрочной динамики потребностей на газ предпринята попытка оценки возможностей расширения присутствия России на китайском газовом рынке и сформулированы предложения по совершенствованию использования потенциала развития энергетического сотрудничества КНР с Россией.
Установлено, что наиболее перспективным направлением увеличения экспорта российского газа в КНР являются
поставки российского СПГ в приморские районы Китая, в которых прогнозируется устойчивый рост спроса на газ.
На основании заключений специалистов международных и российских организаций сделаны выводы о том, что
наращивание экспорта СПГ будет способствовать притоку капитала на газовый рынок нашей страны, что будет способствовать стимулированию предпринимательской активности в смежных отраслях экономики.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

34-42 9
Аннотация

Будучи одним из основных инструментов корпоративного финансирования, синдицированный кредит предоставляется заемщику двумя или более кредиторами при условии использования стандартной юридической документации.
Предмет исследования - рынок синдицированного кредитования как источник привлечения финансирования для предприятий малого и среднего бизнеса.
Цели работы - установление преимуществ и недостатков синдицированного кредита с точки зрения заемщиков сегмента малого и среднего бизнеса; описание инструментов рынка синдицированного кредитования — револьверных кредитных линий, срочных кредитов, сделок инвестиционного финансирования, которые могут быть применены заемщиками для привлечения кредитных ресурсов. Реализован сравнительный анализ «классических» синдицированных кредитов и синдицированных сделок для предприятий малого и среднего бизнеса по таким параметрам, как используемый инструментарий, объем кредита, срок кредита, участники сделки, юридическая документация, информационный пакет, график реализации сделки.
В статье делается вывод о том, что синдицированный кредит может стать важным инструментом привлечения финансирования предприятий малого и среднего бизнеса и осуществляться банками, являющимися основными финансовыми партнерами заемщиков в случае использования стандартных форм юридической документации и применения специализированных финансовых технологий для оптимизации трансакционного процесса. Совокупность данных факторов позволит в перспективе появиться новому сегменту российского рынка синдицированного кредитования — сделкам для заемщиков малого и среднего бизнеса.

43-50 21
Аннотация

Предмет исследования - преимущества и недостатки цифрового рубля.
Цель работы - рассмотрение возможностей и рисков внедрения цифрового рубля в Российской Федерации.
В статье обосновываются необходимость появления цифрового рубля в России, его стратегические и тактические преимущества. Сформулировано, что к основному преимуществу внедрения в России цифрового рубля как средства платежа, меры стоимости и инструмента сбережения относится возможность его использования в межгосударственных платежах, а также превращения в резервную валюту для многих государств. Показано, что основным тактическим преимуществом цифрового рубля выступает возможность его использования как средства противодействия западным санкциям в финансовой сфере. Установлено, что государство в качестве инструмента контроля за денежными потоками, в том числе для мониторинга расходования бюджетных средств и выявления фактов уклонения от уплаты налогов, сможет применять новую форму денег для отслеживания целевого расходования бюджетных средств, проведения адресных выплат, оптимизации процесса возврата неизрасходованных денег. Обоснована возможность превращения цифрового рубля в эффективное средство борьбы с теневой экономикой вследствие повышения прозрачности расчетов. Сделан вывод о том, что новая форма денег будет способствовать сокращению трансакционных издержек.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

51-67 10
Аннотация

Предмет исследования - социально-рыночная модель экономики в регионах нового освоения Дальнего Востока.
Цель работы - разработка концепции повышения эффективности взаимодействия власти, бизнеса, общества, предполагающей устойчивое и постоянное динамическое развитие экономики без спадов и кризисов при сохранении равновесного состояния между взаимодействующими элементами региональной системы. В работе определены основные инструменты взаимодействия власти, бизнеса, общества и социально-рыночной модели экономики, предполагающей баланс между публичными и частными, общественными и предпринимательскими интересами.
Выдвинута гипотеза о зависимости уровня взаимодействия власти, бизнеса, общества от социально-рыночной модели экономики, конкурентоспособности региона. Для проверки выдвинутой гипотезы рассчитаны интегральные индексы взаимодействия власти, бизнеса, общества, социально-рыночной модели экономики, конкурентоспособности региона, коэффициенты корреляции между интегральными индексами. Исходя из результатов проведенных расчетов составлена типология субъектов в зависимости от мест, занимаемых ими в макрорегионе и сделаны выводы о том, что недостаточная имплементация механизмов взаимодействия власти, бизнеса, общества по обеспечению устойчивого развития на макро-, мезо-, микроуровнях экономики выражается в неравномерном развитии регионов, социальной нестабильности, ценовом колебании и других сдерживающих устойчивое развитие факторах, что в результате приводит к экономическим кризисам. Осуществлена классификация моделей взаимодействия власти, бизнеса, общества по степени реализации социально-экономических преобразования.

68-77 10
Аннотация

Предмет исследования - концептуальные и методические подходы к определению ключевых показателей эффективности деятельности высших учебных заведений, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и технологическое предпринимательство.
Цель работы - уточнение методологии оценки результативности НИОКР в сфере высшего образования с учетом особенностей науки как экономической системы и долгосрочных целей государственного управления. В ходе исследования выявлено, что ключевые показатели эффективности науки и высшего образования часто устанавливаются произвольно и вследствие этого необъективно отражают результаты деятельности организаций. В статье предложены критерии подбора показателей эффективности науки и высшего образования, отражающих выполнение стратегией государства или предприятия; учета «средовых» и корреспондирующих индикаторов.
Сделан вывод о том, что методический подход к оценке результатов научно-исследовательских работ в сфере высшего образования обусловлен типом экономической системы страны и наличием конкурентной среды. Сформулированы предложения по доработке целевых показателей национального проекта «Наука и университеты».
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования органами государственной власти для подбора целевых показателей проектов и программ высших учебных заведений, занимающихся исследовательской работой.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

78-85 12
Аннотация

Предмет исследования — процесс расширения горизонтов социальной ответственности бизнеса посредством проведения политики социализации.
Цель работы - показать, что расширение социальной ответственности бизнеса способно формировать благоприятные условия для устойчивого развития территорий.
Показано, что обострение проблем экономической безопасности в современном мире обусловило необходимость смены приоритетов. Бизнесом избрано направление движения в сторону устойчивого развития. Для этого бизнес стал выстраивать свою работу в соответствии с ESG-принципами, что стало определяющим фактором повышения уровня его социализации в регионах присутствия.
Отмечается, что передовые позиции в области реализации социальной политики в регионе занимает крупный бизнес, который распространяют свое влияние на обеспечение выполнения социальных обязательств далеко за рамки корпоративных границ. Предпринимательские структуры принимают на себя ответственность за благополучие жителей в регионах, создавая комфортную среду для проживания людей и инвестируя средства в образование и здравоохранение.
Сделаны выводы о том, что отечественный крупный бизнес выступает центром социализации в регионах размещения производств. Он способен ослаблять остроту проблем экономической безопасности, при которой обеспечиваются условия для реализации стратегических национальных приоритетов на территориях присутствия компаний.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

86-92 12
Аннотация

Предмет исследования - нормы международного, интеграционного и национального права, регулирующие различные аспекты социальной ответственности предпринимательства в контексте выхода Великобритании из Европейского союза, называемого Brexit (Брекзит или Брексит).
Цель работы - рассмотрение механизмов международных договоров, заключенных между Европейским Союзом и Великобританией, которые оформили Brexit и регламентировали решение общих вопросов социальной защиты и частных аспектов социальной ответственности бизнеса ЕС и Великобритании в условиях международной дезинтеграции.
Делается вывод о том, что британская правовая система, несмотря на выход Соединенного Королевства из Европейского союза, все еще частично подвержена влиянию его права особенно в отношении «равных условий игры», и социальная сфера служит в этом примером. Принятые в ходе правового оформления Брекзита международно-правовые механизмы заложили фундамент обеспечения достаточного уровня конвергенции правопорядков Европейского союза и Великобритании. Выявлено, что заключенное соглашение о торговле и сотрудничестве в отношении сферы социальной ответственности предпринимательства может стать образцом для будущих торговых соглашений как ЕС и Соединенного Королевства, так и других государств и иных субъектов международного права. Выражено мнение о том, что результативность достигнутых договоренностей будет зависеть от принимаемых сторонами мер, направленных на восстановление равновесия и реализацию обязательств в отношении цепочек поставок. Предполагается, что рассмотренные нормативные положения в контексте Брекзита обещают быть значимыми для международноправовой практики регулирования мер социальной ответственности предпринимательства.

93-103 11
Аннотация

Предмет исследования - механизмы взаимных расчетов как фактор развития предпринимательской деятельности в ЕАЭС.
Цель работы - установление особенностей и оптимального механизма взаимных расчетов в рамках ЕАЭС. В работе рассматриваются современное состояние и возможности развития расчетов в национальных валютах в ЕАЭС. Отмечается, что проблемы, связанные с усилением роли национальных валют в сфере взаиморасчетов стран ЕЭАС, вызваны различными факторами, большинство из которых носят экономический характер, тогда как другая часть подвержена влиянию политических мотивов. Рассматриваются различные механизмы осуществления взаиморасчетов в рамках ЕАЭС, в том числе с учетом опыта других зарубежных стран.
Делается вывод о том, что с учетом опыта зарубежных стран наиболее оптимальным вариантом механизма расчетов является многосторонний валютный клиринг, при котором требования и обязательства стран-участниц взаимно засчитываются.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

104-113 9
Аннотация

Проблема поиска наиболее эффективных инструментов государственной поддержки в рамках реализации национальных проектов является актуальной и во многом обоснованной отсутствием адекватного подхода к оценке эффективности каждого отдельного инструмента (налогового, бюджетного, кредитного стимулирования) в их комплексном применении.
Предмет исследования - разделение эффектов государственной финансовой поддержки субъектов хозяйственной деятельности. Цель работы — разработка методического подхода к оценке раздельных эффектов государственной поддержки экономических субъектов на основе анализа современных теоретических воззрений и правоприменительной практики. В статье анализируются современные методики оценки эффектов и эффективности государственной финансовой поддержки, применяемые органами исполнительной власти Российской Федерации: комплексная оценка индикаторов, agile-методика, балльно-рейтинговая оценка, интегральный показатель. Рассмотрены преимущества и особенности agile-методики ФНС России, позволяющей оценивать эффективность налоговых льгот в отношении конкретных налогоплательщиков. В результате их анализа выделены два среза оценки: общая и раздельная по отдельности. Охарактеризованы особенности и возможности применения многомерных инструментов сепарирования эффектов различных инструментов государственной финансовой под- держки. Проведена апробация инструментов сепарирования эффектов инструментов государственной финансовой поддержки промышленного производства на примере комбинационной двухфакторной группировки.
Сделаны выводы об эффективности совместного и раздельного применения бюджетных, кредитных и налоговых инструментов поддержки промышленного производства в рамках национального проекта «Производительность труда».
Новизна исследования заключается в разработке методического подхода, позволяющего сепарировать эффекты применения налоговых, бюджетных и кредитных инструментов государственной финансовой поддержки и основанного на применении комбинационной статистической группировки.

114-124 13
Аннотация

Предмет исследования - основные направления экономического роста Китая и Индии, которые в последние несколько лет стремительно развивается под влиянием применения налоговых инструментов, косвенно способствующих их прогрессу в выполнении поставленных ими задач.
Цель работы - выделение через призму налогообложения драйверов экономического роста Китая и Индии. Продемонстрировано, что налоговые системы Китая и Индии точечно настроены на стимулирующее сопровождение промышленной политики; расширение производственного капитала; развитие сферы слуг и торговли и объемов их экспорта; увеличение потребительского спроса. Посредством налоговых инструментов поощряется развитие высокотехнологичных отраслей, финансового сектора, внедрение проектов в сферу стратегической инфраструктуры, применение цифровых технологий.
Сделан вывод о том, что основными налоговыми инструментами в быстро растущих экономиках являются постепенный перенос налогового бремени на потребление, предоставление льгот инвесторам, установление пониженных ставок налогов, наличие «внутренних офшоров», применение международных налоговых договоров, отсутствие избыточного налогового контроля. Прямые налоги на доходы иностранных компаний от оказания цифровых услуг и производства продуктов целесообразны для выравнивания конкурентных условий деятельности резидентных компаний.

125-136 10
Аннотация

Предмет исследования — механизм исчисления налоговыми органами НДФЛ для индивидуальных предпринимателей, применяемый в налоговой системе России при осуществлении налогового контроля. Автор выполняет аналитическую задачу, состоящую в формулировании актуальной и острой проблемы завышенного исчисления налоговыми органами НДФЛ для индивидуальных предпринимателей, и устанавливает оптимальный путь ее решения, что является целью работы. В ходе исследования на основе рассмотрения результатов налогообложения индивидуальных предпринимателей, анализа нормативно-правовой базы выяснено, что при осуществлении налогового контроля налоговые органы не в полной мере учитывают расходы индивидуальных предпринимателей, что становится причиной искусственного завышения для них чистого дохода и, следовательно, экономически необоснованного налогообложения. Таким образом, установлено, что практика налогового контроля вступают в противоречие с теорией налогообложения. В статье сделаны выводы о том, что должно быть исключено из практики налогообложения индивидуальных предпринимателей произвольное манипулирование расходами со стороны налоговых органов, превращающее зачастую НДФЛ в налог с валового дохода. Для этого предложено упразднить положение Налогового кодекса Российской Федерации о 20%-ном профессиональном налоговом вычете по НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и использовать вместо него расчетный метод при определении их доходов.

137-149 13
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования средств, используемых для налогового регулирования нефтегазового сектора экономики (НГС) в условиях высокой волатильности энергетического рынка. Предмет исследования — налоговое регулирование НГС.
Цель работы - разработка современного инструментария для обоснования налоговых нововведений в нефтегазовой отрасли. В ходе исследования проведен анализ теоретических основ НГС, установлены его объекты, рассмотрены уровни дифференциации налоговых режимов участков недр, предложен цифровой инструментарий для проведения расчетов в форме пилотной информационной системы. В результате расчетов, произведенных при помощи итерационных вычислений автоматизированного ядра информационной системы на основе налоговой модели при помощи языка программирования python, подтвержден вывод о том, что основным объектом налогового регулирования НГС является налоговый режим участка недр, который нуждается в дальнейшем совершенствовании для обеспечения своевременных платежей в бюджеты бюджетной системы страны.
Новизна работы заключается в разработке схемы объектов и уровней налогового регулирования НГС, обосновании понятия налогового режима участка недр, разработке принципиальной схемы информационной системы нефтегазового налогообложения.

ПРАВО

150-159 12
Аннотация

Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие использование криптовалюты.
Объект исследования - совокупность правовых и нормативных правил, определяющих режим использования криптовалюты в России и зарубежных странах.
Цели работы - на основании комплексного анализа научных работ ведущих ученых и практиков, российской и зарубежной судебной практики, правового опыта других государств рассмотреть теоретико-правовые основы природы криптовалюты и майнинга, провести анализ их правового статуса в современном российском гражданском и информационном праве, выдвинуть предложения по решению существующих проблем в области регулирования криптовалюты и майнинга и совершения международных трансакций с использованием криптоактивов. В результате исследования сделаны выводы о том, определение цифровой валюты, приведенное в Федеральном законе «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требует корректировки, и установления отдельного понятия криптовалюты ввиду того, с позиции ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации она должна признаваться иным имуществом и признаваться в системе гражданских прав иными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

160-168 10
Аннотация

Предмет исследования - формирование права устойчивого развития в условиях современных глобальных вызовов. Объектом права выступают общественные отношения устойчивого развития, которые регулируются отдельными отраслями права, формируя в совокупности отдельную отрасль права. Правовые основы устойчивого развития, образовавшиеся под влиянием процессов международного сотрудничества, подвергаются в настоящее время угрозам — нелегитимным экономическим санкционным ограничениям.
Цели работы - рассмотрение текущего состояния и перспектив развития правовых основ в контексте как традиционных угроз, так и новых вызовов, вызванных санкционной политикой стран Запада, а также оценка перспектив устойчивого развития в России. Установлено, что первый год функционирования российской экономики под санкциями показал как их негативное влияние, так и определенный адаптационный потенциал российских компаний. Исследованы предпосылки формирования, сущность и предмет права устойчивого развития, а также методы правового регулирования на примерах правовых механизмов включения факторов устойчивого развития в практику деятельности компаний. Затронут вопрос о легитимности односторонних экономических санкций с точки зрения международного права. Дана оценка влияния санкций на деятельность российских компаний и их приверженность принципам устойчивого развития.
Сделаны выводы о том, что бизнес-сообщество считает целесообразным и оправданным в долгосрочной перспективе проведение курса на сохранение приверженности устойчивому развитию и поиск путей преодоления санкционного давления.

СИМПОЗИУМ

169-176 10
Аннотация

Предметами обсуждения на ХV международном симпозиуме «Теория и практика налоговых реформ», состоявшемся со 2 июля до 9 июля 2023 г. в городе Барнаул на базе Иркутского национального исследовательского технического университета, стали теоретические и практические аспекты использования различных инструментов налоговой политики для достижения установленных ООН 17 целей устойчивого развития. В симпозиуме приняли участие 94 ученых, представляющих налоговые школы 30 университетов из 23 городов пяти стран (России, Белоруссии, Таджикистана, Индонезии, Нигерии). Организаторами симпозиума выступили Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Санкт-Петербургский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Институт экономических стратегий Китайской академии общественных наук, Фискальный институт при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.
Цели симпозиума - обсуждение актуальных проблем реформирования налоговых систем, выработка новых теоретико-методологических подходов к теории и политике налогообложения, а также к формированию творческих коллективов для проведения совместных исследований налоговой направленности. В рамках симпозиума были проведены пленарное заседание, четыре тематических секций. На них рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования налоговой политики и реализации налогового инструментария в контексте деятельности по достижению целей устойчивого развития.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)