Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск

Эволюция студенческого инновационного предпринимательства в России

https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-5-6-15

Аннотация

Во всем мире студенческая молодежь считается наиболее креативной и движущей силой инновационного предпринимательства. Существенным инструментом перехода к инновационному развитию экономики является технологическое предпринимательство. Особенно оно востребовано в современных условиях, когда наиболее чувствительный и стратегически значимый удар по России наносится именно в технологической плоскости. Цель статьи — анализ эволюции студенческого предпринимательства в России для обобщения накопленного опыта, выявления перспективных направлений дальнейшего развития молодежных инноваций. На основе значительного историографического анализа, изучения документарной базы, статистических данных и качественного контент-анализа официальных сайтов девяти университетов выделены три основных этапа в развитии молодежного инновационного предпринимательства в России. Первый этап связан с созданием студенческих бизнес-инкубаторов для развития малых инновационных предприятий, второй — с увеличением включенности работы бизнес-инкубаторов в учебный процесс, когда вузы начинают практиковать защиту выпускных квалификационных работ в качестве стартапов, третий — с началом формирования единой стартап-экосистемы студенческого технологического предпринимательства в России. Обобщены первые результаты реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», показаны достижения и проблемы. Сделаны выводы о слабом охвате инновационным предпринимательством нетехнических вузов. Особое внимание обращено на новые финансовые инструменты, направленные на коммерциализацию создаваемых в образовательных учреждениях результатов интеллектуальной деятельности и поддержку студенческих стартапов на более ранних стадиях развития.

Об авторе

О. С. Осипова
Финансовый университет
Россия

Ольга Степановна Осипова - доктор социологических наук, доцент, профессор департамента социологии

Москва



Список литературы

1. Полозков М. Г., Андреев Е. В., Жарницкий В. Я., Баюк О. А. Технологическое предпринимательство как инструмент перехода на инновационный тип развития экономики. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):67–77. DOI: 10.26794/1999–849X‑2022–15–5–67–77

2. Зунтова И. С., Трошин А. С. Инструменты стимулирования инновационной активности студенческого технологического предпринимательства. Beneficium. 2022;45(4):11–17. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.4(45)

3. Митрофанов А. С. Малые инновационные предприятия при вузах — первые результаты действия Федерального закона № 217-ФЗ. Инновации. 2010;143(9):28–33.

4. Фияксель Э. А., Сидоров Д. В. «Блеск и нищета» Закона № 217ФЗ. Инновации. 2014;185(3):6–11.

5. Киселев М. В. Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при КГТУ. Журнал «Вестник КГТУ». 2012;29(2);3–9.

6. Рупосов В. Л., Чернышенко М. С. Опыт, проблемы и перспективы создания малых инновационных предприятий при НИ ИрГТУ в рамках Федерального закона № 217-ФЗ. Вестник ИрГТУ. 2011;56(9):208–213.

7. Скворцова И. В. Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах. Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2012;(4):230–235.

8. Чепьюк О. Р. Студенческий бизнес-инкубатор как часть инновационной системы университета. Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014;2(1):326–331.

9. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы. Высшее образование в России. 2018;(11):5–17.

10. Зобнина М., Коротков А., Рожков А. Структура, вызовы и возможности развития предпринимательского образования в российских университетах. Форсайт. 2019;13(4):69–81. DOI: 10.17323/2500–2597.2019.4.69.81

11. Шафранская И. Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(3):79–93. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021

12. Кирьякова А. В., Спешилова Н. В., Гореликова-Китаева О. Г. Проблемы и преимущества защиты выпускной квалификационной работы в форме стартапа. Вестник Оренбургского государственного университета. 2021;229(1):47–55.

13. Куракова Н. Г., Цветкова Л. А. Технологическое предпринимательство в региональных университетах России: факторы сдерживания и ускорения. Экономика науки. 2021;(7):170–187. DOI: 10.22394/2410–132X‑2021–7–3–170–187

14. Зинов В. Г., Куракова Н. Г. Университетские стартап-студии как новая модель трансфера технологий. ЭКО. 2022;(4):57–80. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2022–4–57–80

15. Тютюков В. Г., Галицын С. В., Чилигин Д. В., Иванов А. В., Кошелев А. А., Бородин П. В. Образовательный проект «стартап как диплом» в вузе физической культуры. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021;192(2):326–337.

16. Молчанов И. Н. Образование как социальный институт: предпринимательский вектор. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):38–46. DOI: 10.26794/1999–849X‑2022–15–5–38–46


Рецензия

Для цитирования:


Осипова О.С. Эволюция студенческого инновационного предпринимательства в России. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(5):6-15. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-5-6-15

For citation:


Osipova O.S. Evolution of Student Innovative Entrepreneurship in Russia. Economics, taxes & law. 2023;16(5):6-15. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-5-6-15

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)