Образование и профессиональная подготовка как инструменты формирования человеческого капитала
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-2-108-118
Аннотация
Предмет исследования — подходы к раскрытию сущностных сторон человеческого капитала в условиях формирующейся новой российской модели экономического развития.
Цель работы — рассмотрение особенностей накопления человеческого капитала, проявляющихся в процессе объективных устремлений населения разных возрастных групп к получению образования определенного уровня и квалификации, в условиях расширяющихся возможностей трансформирующейся экономики.
Новизна исследования состоит в предметном представлении места, которое занимает человеческий капитал в составе человеческого потенциала как фундаментальной научной категории, и его взаимосвязей с интеллектуальным капиталом и образованием, как базовой сферой его формирования.
В статье устанавливаются причины различий во взглядах на концептуальное понимание человеческого капитала, раскрывается содержательное наполнение этой сложной по структуре дефиниции. Для установления характеристик базовых элементов, отражающих отдельные стороны человеческого капитала, анализируется ряд отечественных и зарубежных научных публикаций. При обосновании значения и роли образования и профессиональной подготовки в накоплении человеческого капитала применяются диалектический и системный подходы, методы сравнительного и контент-анализа. Аргументированы рекомендуемые для принятия меры по профессиональной ориентации обучающихся, созданию системы мотивации и совокупности моральных и материальных стимулов профессорско-преподавательского состава высшей школы в целях приведения структуры подготовки кадров в соответствие с динамично изменяющимися запросами рынка труда.
Сделаны выводы о необходимости разработки обновленной концепции развития российского высшего образования, концентрации творческих усилий научно-педагогических работников, всего профессионального сообщества на основополагающих векторах формирования и накопления человеческого капитала.
Об авторе
И. Н. МолчановРоссия
Игорь Николаевич Молчанов — доктор экономических наук, профессор, профессор департамента общественных финансов Финансового факультета, Финансовый университет; профессор кафедры политической экономии экономического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова
Москва
Список литературы
1. Lucas R.E. On the mechanics of economic development. Journal of Monetary Economics. 1988;22(1):3–42.
2. Romer P. Endogeneous technological change. Journal of Political Economy. 1990;98(5).
3. Romer P. Human capital and growth: theory and evidence, NBER Working Paper 3173. 1989.
4. Barro R., Lee J. International data on educational attainment: updates and implications. Oxford Economic Papers. 2001;53(3).
5. Bils M., Klenow P. Does schooling cause growth? American Economic Review. 2000;90(5).
6. Pritchett L. Where has all the education gone? World Bank Economic Review. 2001;15(3).
7. Cohen D., de Soto M. Growth and human capital: good data, good results. Journal of Economic Growth. 2007;12(1).
8. Fuente A. de la, Domenech R. Human capital in growth regressions: how much difference does data quality make? Journal of the European Economic Association. 2006;4.
9. Le T.V. T., Gibson J., Oxley L. Measures of human capital: a review of the literature. New zealand treasury working paper 05/10. November 2005.
10. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН; 2009. 50 с.
11. Machlup F. Knowledge: its creation, distribution, and economic significance. Vol. II. The Economics of Information and Human Capital. Princeton: Princeton University Press; 1984.
12. Coleman James S. Foundations of social theory. Cembridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press; 1990.
13. Иванов О.И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). СПб.: Скифия-принт; 2013. 336 с.
14. Беккер Г.С.Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ-ВШЭ; 2003.
15. Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. Монография. М.: Машиностроение 1; 2005. 513 с.
16. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблема сохранения и развития. М.: Наука; 2007. 203 с.
17. Лосева О.В., Абдикеев Н.М.Концепция человеческого интеллектуального капитала в условиях цифровизации экономики. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(2):72–83. DOI: 10.26794/1999–849X-2021–14–2–72–83
18. Воеводина Е.В., Тюриков А. Г. Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования. Народонаселение. 2021;24(4):134–146. DOI: 10.19181/population.2021.24.4.11
19. Салин П.Б. Методологические основы политической социализации обучающихся в Российской Федерации иностранных студентов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(1):72–76. DOI: 10.26794/2226–7867–2021–11–1–72–76
20. Университеты России в эпоху пандемии COVID 19. Монография. В.А. Садовничий В.А., ред. М.: Издательство Московского университета; 2022. 391 с.
Рецензия
Для цитирования:
Молчанов И.Н. Образование и профессиональная подготовка как инструменты формирования человеческого капитала. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(2):108-118. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-2-108-118
For citation:
Molchanov L.N. Education and Professional Training as Tools for the Formation of Human Capital. Economics, taxes & law. 2023;16(2):108-118. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-2-108-118