Креативные индустрии в условиях пандемии COVID-19
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-2-38-51
Аннотация
Предметы исследования — динамика развития креативных индустрий, их роль в достижении целей устойчивого развития, меры государственной поддержки креативного сектора в России. Пандемия и ускоренная цифровизация радикально меняют ландшафт и структуру креативных индустрий, которые попали в «шоковую» ситуации вследствие низкого запаса прочности и были вынуждены перестраивать форматы своей деятельности.
Цель работы — оценка последствий пандемии коронавируса для развития креативных индустрий. Для этого проведен сравнительный анализ с доковидным периодом динамики экономических показателей развития музыкальной индустрии и кинопромышленности. Показано, что существенно меняется поведение потребителей в сфере культуры и досуга, расширяется и структурно изменяется предложение в секторе музыки, кино и анимации, создаются новые форматы деятельности креативных индустрий, основанные на сочетании офлайн и онлайн сервисов, обуславливая появление на рынках новых крупных игроков, которые создают цифровые экосистемы. Установлена роль креативных индустрий в жизни общества, которые составляют влиятельную часть экономики, обеспечивают занятость, вносят весомый вклад в обеспечение социального благополучия населения, социальной коммуникации и включенности уязвимых групп в общественную жизнь.
Сделан вывод о том, что в условиях введенных ограничений объем рынка креативных индустрий значительно сократился, что побудило музыкальные компании восполнять финансовые потери за счет музыкального стриминга, киноиндустрии — реализации телевизионных и интернет-прав на фильмы. Предложены меры, необходимые для стратегической поддержки секторов креативных индустрий.
Об авторах
Т. В. АбанкинаРоссия
Татьяна Всеволодовна Абанкина — кандидат экономических наук, профессор, директор Центра креативной экономики Института исследований культуры
Москва
А. В. Мацкевич
Россия
Алёна Вадимовна Мацкевич — научный сотрудник Центра креативной экономики Института исследований культуры
Москва
В. В. Романова
Россия
Вера Васильевна Романова — заместитель директора Института исследований культуры, НИУ ВШЭ; старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений, НИФИ Минфина России
Москва
Список литературы
1. Власова В.В., Гершман М.А., Гохберг Л.М. и др. Креативная экономика Москвы в цифрах. М.: НИУ ВШЭ; 2021. 108 с.
2. Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В., Щербакова И.В. Креативные индустрии России: тенденции и перспективы развития. М.: Grey Matter; 2021. 44 с.
3. Хокинс Дж.. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. М.: Финансовая корпорация Открытие: Классика-XXI; 2011. 253 с.
4. McRobbie A. Be creative: making a living in the new culture industries. London. Wiley; 2015. 224 p.
5. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М.: TB RUGRAM; 2021. 210 с.
6. Винокурова Н.А. Теория креативного класса: за и против. Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. 2014;(2):124–138.
7. Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В. Экономический потенциал сферы культуры и досуга в России и странах ОЭСР. Новая экономическая ассоциация. 2020;46(2):98–117.
8. Журавлева Т., Токарев И. Атлас креативных индустрий Российской Федерации. М.: Агентство стратегических инициатив; 2021. 558 c.
9. Voldere I., Fraioli M. Cultural and creative sectors in post-covid 19 Europe. 2021 (expert study requested by the European Parliament’s Committee on Culture and Education). Policy Department for Structural and Cohesion Policies Directorate-General for Internal Policies PE 652. 242. February 2021. URL: https://culture360.asef.org/resources/culture-and-creative-sectors-post-covid-19-europe-studyeuropean-parliament.
10. Абанкина Т.В., Мацкевич А.В., Николаенко Е.А., Романова В.В. Экономические последствия пандемии коронавируса для организаций культуры в России. Вопросы экономики. 2021;(3):100–116.
Рецензия
Для цитирования:
Абанкина Т.В., Мацкевич А.В., Романова В.В. Креативные индустрии в условиях пандемии COVID-19. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(2):38-51. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-2-38-51
For citation:
Abankina T.V., Matskevich A.V., Romanova V.V. Creative Industries in the Context of the COVID-19 Pandemic. Economics, taxes & law. 2022;15(2):38-51. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-2-38-51