Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 18, № 1 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-17 35
Аннотация

Предметы исследования - задачи, принципы, меры и инструменты, макроэкономические последствия единой государственной денежно-кредитной политики в России в 2025–2027 гг. с учетом текущего состояния экономики и прогнозов ее развития в среднесрочной перспективе.
Цель работы - на основе экспертизы и анализа «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов», одобренных Советом директоров Банка России 30 октября 2024 г., выявить особенности и проблемы формирования и реализации денежно-кредитной политики (ДКП) в среднесрочной перспективе для обеспечения устойчивого экономического развития страны через повышение вклада последствий проведения ДКП в экономическое развитие России, направленной на структурную перестройку экономики, активизацию внутренних факторов роста. В статье установлено, что ДКП в среднесрочной перспективе будет носить контрциклический характер и не иметь в четком и прямом целеполагании решения важнейшей народнохозяйственной задачи — обеспечение сбалансированного и устойчивого экономического роста. Особое внимание уделено проблемам современных принципов ДКП, эффектам ее трансмиссионного механизма, коммуникационной политики Банка России.
Сделаны выводы о том, что «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» заслуживают положительной оценки с учетом замечаний и рекомендаций, сформулированных экспертами Финансового университета.

18-31 74
Аннотация

Предметы исследования - процесс реформирования российской налоговой системы и влияние на него начатого в 2025 г. очередного этапа налоговых преобразований.
Цели работы - анализ хода проведения налоговой реформы в стране, выявление имеющихся проблем в построении эффективной и справедливой системы налогообложения, выработка и обоснование мер, способствующих их решению. Проанализированы итоги более чем двадцатилетнего периода непрерывных преобразований российской налоговой системы. Приведены аргументы, доказывающие, что проводившаяся в стране налоговая реформа осуществлялась без утвержденной концепции, решая на каждом этапе своей реализации исключительно тактические задачи экономики и социальные проблемы общества. Установлено, что намеченные цели современного этапа реформы — построение более справедливой системы налогообложения и рост доходов бюджета — достигнуты не в полном объеме. Показано, что принятые в 2024 г. решения по реформированию налогообложения населения направлены на повышение уровня социальной справедливости. Вместе с тем в части налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства изменение условий налогообложения способствует в основном пополнению государственной казны, практически не затрагивая проблему обеспечения социальной справедливости. Проведен анализ введенного с 2025 г. туристического налога. Доказано, что установленные условия его исчисления и уплаты не эффективны. Предложена авторская модель туристического налога. Выдвинуты предложения по совершенствованию механизмов функционирования элементов российской налоговой системы.
Сделан вывод о том, что для вступления налоговой реформы в завершающий этап реализации необходимо остановить процесс ежегодного перекраивания налоговой системы, разработать и принять концептуальные основы построения системы налогообложения в стране.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

32-40 34
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью пересмотра фундаментальных основ устройства мировой валютно-денежной системы. До недавнего времени представление о данной системе укладывалось в рамки неолиберальной теории, оперировавшей такими понятиями, как «свободно-конвертируемая валюта», «частично-конвертируемая валюта» и т. п. При этом отсутствовало понимание того, что именно находится в основе определения величины обменных курсов национальных валютно-денежных единиц в современных условиях. В действительности, за внешней видимостью будто бы независимых торгов скрывались интересы тех, кто до недавнего времени почти безраздельно господствовал в мировом хозяйстве.
Предмет исследования настоящей статьи составляют вопросы установления обменного курса национальных валютно-денежных единиц.
Цель работы - поиск ответа на вопрос о том, как должен формироваться обменный курс в условиях современной денежной системы.
В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что для обеспечения равновесного развития рынка (страны) в сфере внешних рыночных отношений, а также предсказуемости деятельности непосредственных участников данных отношений должен устанавливаться коридор обменных курсов национальных валютно-денежных единиц всех странпартнеров на основе учета объективных факторов и нахождения компромисса национальных интересов.

41-52 24
Аннотация

Объект исследования - монетарные политики развитых государств (США, ЕС, Великобритании и Японии).
Предмет исследования - инструментарий проводимых развитыми странами монетарных политик, меняющих свое направление с рестриктивных на экспансионистские векторы, поскольку эффективность неконвенциональных мер монетарных политик в современных условиях подвергается большому сомнению.
Цели работы - установление причин изменения направлений монетарных политик развитых стран в 2024 г. и анализ их воздействия на национальные финансовые рынки, экономический рост и экономическую активность в целом. Подтверждено инфляционное влияние принятых в ковидные времена монетарных мер поддержки экономики, продолжающих оказывать влияние на развитые страны и по сей день. Отмечена интенсификация альтернативных инвестиций в сложных геополитических условиях. По результатам анализа сделаны выводы о необходимости смены направления монетарной политики в развитых странах и перехода к политической дуальности.

53-62 43
Аннотация

Предмет исследования — параллельный импорт в системе российской внешней торговли. Цель работы — исследование особенностей внешнеторговых операций по параллельному импорту в условиях санкционного давления на Россию. В статье рассматриваются понятие, правовые особенности и динамика параллельного импорта как формы внешнеэкономической деятельности России в современных условиях. Проводится анализ основных проблем, возникающих при осуществлении операций по параллельному импорту, оцениваются основные логистические маршруты и виды международных расчетов по параллельному импорту. Делается вывод о том, что в условиях санкционного давления на российскую финансовую систему традиционно используемые каналы межбанковских расчетов в резервных валютах — долларе США и евро — потеряли свою надежность, поэтому возникает насущная необходимость в применении новых механизмов международных расчетов, наиболее перспективными из которых могут стать расчеты в национальных валютах, а в перспективе — в национальных цифровых валютах центральных банков.

63-72 29
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время возникает все большая потребность в применении независимой финансовой экосистемы, которая предоставляет владельцам капитала полный контроль над их деньгами. Предмет исследования — использование финансовых услуг посредством применения блокчейна и платформенного подхода.
Цель работы - выявление проблем, рисков, преимуществ и недостатков децентрализованных финансов (DeFi). Проведен анализ текущего состояния децентрализованных финансов и исследованы механизмы их функционирования. Установлено, что экосистема DeFi, применяющая многоуровневую структуру, реализуется децентрализованными автономными организациями, обеспечивающими взаимодействие участников и механизмов принятия решений. Выявлены потенциальные сферы применения экосистемы DeFi, охватывающие предоставление и получение займов, оказание банковских услуг, оптимизацию получения прибыли. Определены ключевые проблемы децентрализованного финансирования, включающие высокий риск ошибки пользователей; низкую производительность; возможность вмешательства третьих лиц; трудности в использовании токенов с разным уровнем капитализации; несовершенство функционирования программ; недостаточную кибербезопасность; значимую волатильность. Выделены преимущества и тенденции развития централизованного финансирования: быстрый доступ и открытость; автономность; сравнительно высокая доходность; экономия на ресурсах и времени.
Сделаны выводы о том, что децентрализованное финансирование имеет как преимущества, так и недостатки.

73-86 30
Аннотация

Предмет исследования — развитие рынка невзаимозаменяемых токенов на произведения искусства, ставшего новой парадигмой на мировом рынке искусства XXI в. Цель работы — определение места и роли невзаимозаменяемых токенов на произведения искусства в жизни современного социума. Показано, что в мире происходит быстрое развитие рынка невзаимозаменяемых токенов (non-fungible tokens — NFT), включающего цифровые произведения искусства, созданные из цифровых материалов и не привязанные к реальным активам, и токенизированные нецифровые произведения искусства, привязанные к реальным материальным продуктам художественного творчества и сознательной деятельности человека, которые обладают эстетической ценностью. Установлен спекулятивный характер рынка при перепродаже NFT, первоначально вызвавшего «золотую лихорадку», а впоследствии — его корректировку из-за ускоренного производства и предложения предметов искусства в NFT, повлекшего падение цен. Выявлено, что развитие рынка NFT требует решения проблемы юридической квалификации цифровых активов и наследования в России, тогда как за рубежом их рассматривают как доказательство права собственности на цифровой актив. Несмотря на развитость финансового сектора в России по цифровизации финансовых услуг, отечественный рынок NFT только начал формирование, в частности платформа Kefirium.ru дает возможность купли-продажи NFT за рубли.
Сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития цифровизации финансовых услуг, в частности рынка невзаимозаменяемых токенов на произведения искусства в России, формирования конкуренции отечественных платформ по купле-продаже NFT за рубли, а также юридической квалификации цифровых активов и их наследования в России.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

87-94 31
Аннотация

Эффективное стратегическое планирование является ключевым фактором успешного развития системы государственного и муниципального управления, что обусловлено необходимостью поиска новых методов и инструментов оптимизации процессов стратегического планирования в условиях динамично меняющейся социально-экономической среды.
Предмет исследования - особенности стратегического планирования в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации.
Цель работы - разработка комплекса мер по совершенство ванию механизмов стратегического планирования на государственном и муниципальном уровнях. В статье проведен контент-анализ 150 документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней. Осуществлено глубинное интервьюирование 30 экспертов — представителей законодательных и исполнительных органов власти, научного и бизнес-сообществ. Выполнен кейс-стади пяти лучших практик стратегического планирования. Применены методы системного, факторного и сравнительного анализов. Выявлены проблемы стратегического планирования: недостаточная координация между уровнями управления, формализм и декларативность стратегий, дефицит ресурсного обеспечения. Обоснована необходимость институционализации процессов совместного целеполагания власти, бизнеса и общества. Предложена модель управления стратегическими изменениями государственной политики на основе проектно-процессного подхода. Разработаны предложения по внедрению рискориентированного стратегического контроллинга.
Сделаны выводы о том, что полученные результаты исследования развивают теоретико-методологические основы стратегического управления на государственном и муниципальном уровнях, а продолжение работы по дальнейшей разработке комплекса мер по совершенствованию механизмов стратегического планирования зависит от создания инструментария оценки качества документов стратегического планирования и формирования интегрированной цифровой платформы стратегического управления.

95-103 21
Аннотация

Предмет исследования - формирование эффективной коммуникационной стратегии субъектов Российской Федерации для обеспечения общественной поддержки реализуемых ими инициатив и начинаний.
Цель работы - выявление наиболее действенных методов и инструментов информационного взаимодействия органов власти и населения в продвижении стратегических проектов. На примере опыта Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы (ДТРДТИ) рассмотрены ключевые компоненты такой стратегии. Установлено, что основополагающими факторами обеспечения эффективности коммуникаций ДТРДТИ являются диверсификация каналов коммуникации с фокусом на цифровые платформы; адаптация медиа-контента под запросы целевой аудитории; регулярность и системность информирования; использование интерактивных форматов обратной связи. В результате проделанной работы за пять лет доля москвичей, поддерживающих транспортные реформы в Москве, выросла с 58 до 81%. Намечены перспективные направления дальнейших исследований, включая изучение специфики коммуникаций в отдельных субъектах Российской Федерации посредством сравнения эффективности онлайн и офлайн-форматов взаимодействия власти и общества.
Сделан вывод о том, что опыт Москвы может служить ценной методологической базой для других регионов по части выстраивания диалога с жителями.

104-113 25
Аннотация

Предмет исследования - взаимозависимость систем государственного и корпоративного управления в условиях глобальной технологической трансформации. Цель работы - установление факторов и условий эволюции систем государственного и корпоративного управления в новую технологическую эпоху.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что текущая глобальная нестабильность в социально-экономической сфере общества создает предпосылки усиления взаимодействия власти, бизнеса и общества для нахождения компромисса и решения возникающих социально-экономических проблем. Концепция государственного управления нуждается в пересмотре и модернизации в условиях комплексной, глубокой модернизации производственно-технологических и бизнес-процессов, проводимой на основе системного внедрения инновационных технологий. В исследовании определены вероятные точки соприкосновения государственной и корпоративной систем управления, которые могут обеспечивать положительный результат в технологическом развитии экономики. Установлены особенности применения проектного подхода в системах государственного и корпоративного управления. Приведена дорожная карта совместимости систем государственного и корпоративного управления.
Методы исследования - системный, ситуационный и сравнительный анализы, метод моделирования социально-экономических и управленческих процессов. Разработана дорожная карта совместимости систем государственного и корпоративного управления, которые могут дополнять друг друга в решении глобальных задач.
Сделаны выводы о том, что результативность систем управления может быть улучшена посредством эффективного развития прямых и обратных взаимосвязей.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

114-126 29
Аннотация

Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе организации и функционирования финансов государственных учреждений в контексте экономики предложения.
Цели работы - проведение финансового анализа деятельности федерального бюджетного учреждения на примере государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний (ФБУ «ЦСМ»), выделение слабых мест в его финансово-хозяйственной деятельности с учетом специфики экономики предложения для обеспечения устойчивого развития и выполнения функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также подготовка предложений по улучшению управления финансами. Рассмотрена суть экономики предложения.
Результатом исследования стала выработка предложений по улучшению финансового состояния и стратегического планирования в ФБУ «ЦСМ».
Сделаны выводы о том, что в условиях формирования экономики предложения необходимо обращать особое внимание на планирование приносящей доход деятельности в государственных учреждениях и осуществление работы с дебиторской и кредиторской задолженностями.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

127-137 27
Аннотация

Актуальность работы обусловлена стремлением государств — участников БРИКС создать независимую финансовую и технологическую инфраструктуру посредством блокчейн-технологий.
В России их развитие происходит на основе формирования правовой и нормативной базы, регулирующей использование цифровых активов, майнинга, и интеграции блокчейна в государственную и финансовую структуру посредством платформ «Госчейн» и «Мастерчейн», а также реализации новых проектов по формированию международных расчетных систем, таких как цифровой рубль и BRICS Bridge.
Предмет исследования - инструменты государственной политики, ориентированные на развитие конъюнктуры и тех нологической инфраструктуры блокчейна на уровне национальной экономики.
Цели работы - анализ и сравнение цифровых инструментов и принимаемых Россией и Китаем мер в рамках государственной инновационной политики по развитию блокчейн-технологий. В статье рассмотрен опыт КНР по совершенствованию блокчейн-технологий, оценены возможности использования опыта КНР для повышения эффективности стратегии развития блокчейна в Российской Федерации. Выявлены ключевые различия в подходах России и Китая к развитию блокчейн-технологий. Продемонстрировано, что КНР активно интегрирует блокчейн в процесс цифровой трансформации национальной экономики. Установлено, что стратегия Китая включает стандартизацию технологии и поддержку кооперации корпоративных и ГЧП-проектов.
Сделан вывод о том, что Россия придерживается более сбалансированного подхода к развитию на внутреннем рынке блокчейн-технологий.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

138-146 35
Аннотация

Предмет исследования - правила GloBE, представляющие собой координированную систему налогообложения, направленную на обеспечение уплаты многонациональными группами компаний минимального глобального налога на прибыль в каждой юрисдикции.
Цели работы - установление содержания, структуры правил GloBE, векторов влияния на структуру фискальных инструментов стимулирования инвестиций и инноваций, а также прогнозирование введения аналога GloBE в России. В ходе исследования выявлены последствия введения правил GloBE для международных инвестиций и эффективности применения налоговых льгот, в том числе для НИОКР, что потребует пересмотра системы налоговых стимулов привлечения капитала. Выделены виды фискальных стимулов, которые не будут затронуты правилами GloBE. Сделан вывод о том, что правила GloBE лишь придадут международной налоговой конкуренции другую форму и переформатируют глобальные инвестиционные потоки.
Предложено учитывать опыт Китая и Гонконга, которые не хотят отменять фискально-инвестиционные и инновационные стимулы, добровольно допуская размывание национальной налоговой базы, и именно с этих позиций надлежит России оценивать структуру налоговых льгот в рамках обоснования аналога правил GloBE.

147-158 25
Аннотация

Предмет исследования - сокращение объема доходов в результате применения льгот и преференций по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджеты публично-правовых образований, а также взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Цели работы - формирование целостного представления о содержании понятия «налоговые расходы» и границах его использования, установление отличий налоговых расходов от налоговых льгот на основе анализа и систематизации российской и зарубежной практик, а также научных исследований по определению базовой структуры налогообложения и идентификации налоговых расходов.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием в России однозначных критериев признания налоговой льготы налоговым расходом.
Научная новизна работы заключается в разработке авторской классификации подходов к определению базовой структуры налогообложения, основанной на международном опыте, что позволило сформулировать предложения по уточнению критериев идентификации налоговых расходов, в том числе по определению новой целевой категории налоговых расходов. В статье обоснована значимость регламентации критериев идентификации налоговых расходов; проведен комплексный анализ объема и количества налоговых льгот, установленных федеральным законодательством; уточнена роль налоговых расходов в системе государственного финансового регулирования социально-экономического развития страны.
Сделан вывод о необходимости выделения отдельной целевой категории налоговых расходов — «международные налоговые расходы».

ПРАВО

159-166 23
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена сложностью выбора малым предприятием варианта ставок НДС в условиях налоговой реформы в силу отсутствия у него должных навыков управления своим налогообложением. Предмет исследования — НДС, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения (УСН) с 2025 г.
Цель работы - обоснование выбора налогоплательщиками, находящимися на УСН, ставки НДС в зависимости от структуры затрат.
Практическая значимость и научная ценность настоящего исследования заключаются в предложении алгоритмов расчетов и модели, позволяющих математически обосновывать предпочтительность для экономических субъектов, применяющих УСН, того или иного варианта ставок НДС.
Сделаны выводы о том, что для налогоплательщика выгоднее применение общеустановленных ставок НДС при превышении доли материальных и приравненных к ним ресурсов в стоимости реализованных товаров, работ и услуг в диапазоне от 75 до 30%. При этом чем больше размер общеустановленных ставок НДС у налогоплательщика, тем выше эта доля. При доле материальных ресурсов ниже указанных значений выгоднее применять пониженные ставки НДС.
Сформулированы предложения по дальнейшим исследованиям обозначенной проблематики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)