ТЕМА ДНЯ
Предметы исследования - задачи, принципы, меры и инструменты, макроэкономические последствия единой государственной денежно-кредитной политики в России в 2025–2027 гг. с учетом текущего состояния экономики и прогнозов ее развития в среднесрочной перспективе.
Цель работы - на основе экспертизы и анализа «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов», одобренных Советом директоров Банка России 30 октября 2024 г., выявить особенности и проблемы формирования и реализации денежно-кредитной политики (ДКП) в среднесрочной перспективе для обеспечения устойчивого экономического развития страны через повышение вклада последствий проведения ДКП в экономическое развитие России, направленной на структурную перестройку экономики, активизацию внутренних факторов роста. В статье установлено, что ДКП в среднесрочной перспективе будет носить контрциклический характер и не иметь в четком и прямом целеполагании решения важнейшей народнохозяйственной задачи — обеспечение сбалансированного и устойчивого экономического роста. Особое внимание уделено проблемам современных принципов ДКП, эффектам ее трансмиссионного механизма, коммуникационной политики Банка России.
Сделаны выводы о том, что «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» заслуживают положительной оценки с учетом замечаний и рекомендаций, сформулированных экспертами Финансового университета.
Предметы исследования - процесс реформирования российской налоговой системы и влияние на него начатого в 2025 г. очередного этапа налоговых преобразований.
Цели работы - анализ хода проведения налоговой реформы в стране, выявление имеющихся проблем в построении эффективной и справедливой системы налогообложения, выработка и обоснование мер, способствующих их решению. Проанализированы итоги более чем двадцатилетнего периода непрерывных преобразований российской налоговой системы. Приведены аргументы, доказывающие, что проводившаяся в стране налоговая реформа осуществлялась без утвержденной концепции, решая на каждом этапе своей реализации исключительно тактические задачи экономики и социальные проблемы общества. Установлено, что намеченные цели современного этапа реформы — построение более справедливой системы налогообложения и рост доходов бюджета — достигнуты не в полном объеме. Показано, что принятые в 2024 г. решения по реформированию налогообложения населения направлены на повышение уровня социальной справедливости. Вместе с тем в части налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства изменение условий налогообложения способствует в основном пополнению государственной казны, практически не затрагивая проблему обеспечения социальной справедливости. Проведен анализ введенного с 2025 г. туристического налога. Доказано, что установленные условия его исчисления и уплаты не эффективны. Предложена авторская модель туристического налога. Выдвинуты предложения по совершенствованию механизмов функционирования элементов российской налоговой системы.
Сделан вывод о том, что для вступления налоговой реформы в завершающий этап реализации необходимо остановить процесс ежегодного перекраивания налоговой системы, разработать и принять концептуальные основы построения системы налогообложения в стране.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Актуальность статьи обусловлена необходимостью пересмотра фундаментальных основ устройства мировой валютно-денежной системы. До недавнего времени представление о данной системе укладывалось в рамки неолиберальной теории, оперировавшей такими понятиями, как «свободно-конвертируемая валюта», «частично-конвертируемая валюта» и т. п. При этом отсутствовало понимание того, что именно находится в основе определения величины обменных курсов национальных валютно-денежных единиц в современных условиях. В действительности, за внешней видимостью будто бы независимых торгов скрывались интересы тех, кто до недавнего времени почти безраздельно господствовал в мировом хозяйстве.
Предмет исследования настоящей статьи составляют вопросы установления обменного курса национальных валютно-денежных единиц.
Цель работы - поиск ответа на вопрос о том, как должен формироваться обменный курс в условиях современной денежной системы.
В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что для обеспечения равновесного развития рынка (страны) в сфере внешних рыночных отношений, а также предсказуемости деятельности непосредственных участников данных отношений должен устанавливаться коридор обменных курсов национальных валютно-денежных единиц всех странпартнеров на основе учета объективных факторов и нахождения компромисса национальных интересов.
Объект исследования - монетарные политики развитых государств (США, ЕС, Великобритании и Японии).
Предмет исследования - инструментарий проводимых развитыми странами монетарных политик, меняющих свое направление с рестриктивных на экспансионистские векторы, поскольку эффективность неконвенциональных мер монетарных политик в современных условиях подвергается большому сомнению.
Цели работы - установление причин изменения направлений монетарных политик развитых стран в 2024 г. и анализ их воздействия на национальные финансовые рынки, экономический рост и экономическую активность в целом. Подтверждено инфляционное влияние принятых в ковидные времена монетарных мер поддержки экономики, продолжающих оказывать влияние на развитые страны и по сей день. Отмечена интенсификация альтернативных инвестиций в сложных геополитических условиях. По результатам анализа сделаны выводы о необходимости смены направления монетарной политики в развитых странах и перехода к политической дуальности.
Предмет исследования — параллельный импорт в системе российской внешней торговли. Цель работы — исследование особенностей внешнеторговых операций по параллельному импорту в условиях санкционного давления на Россию. В статье рассматриваются понятие, правовые особенности и динамика параллельного импорта как формы внешнеэкономической деятельности России в современных условиях. Проводится анализ основных проблем, возникающих при осуществлении операций по параллельному импорту, оцениваются основные логистические маршруты и виды международных расчетов по параллельному импорту. Делается вывод о том, что в условиях санкционного давления на российскую финансовую систему традиционно используемые каналы межбанковских расчетов в резервных валютах — долларе США и евро — потеряли свою надежность, поэтому возникает насущная необходимость в применении новых механизмов международных расчетов, наиболее перспективными из которых могут стать расчеты в национальных валютах, а в перспективе — в национальных цифровых валютах центральных банков.
Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время возникает все большая потребность в применении независимой финансовой экосистемы, которая предоставляет владельцам капитала полный контроль над их деньгами. Предмет исследования — использование финансовых услуг посредством применения блокчейна и платформенного подхода.
Цель работы - выявление проблем, рисков, преимуществ и недостатков децентрализованных финансов (DeFi). Проведен анализ текущего состояния децентрализованных финансов и исследованы механизмы их функционирования. Установлено, что экосистема DeFi, применяющая многоуровневую структуру, реализуется децентрализованными автономными организациями, обеспечивающими взаимодействие участников и механизмов принятия решений. Выявлены потенциальные сферы применения экосистемы DeFi, охватывающие предоставление и получение займов, оказание банковских услуг, оптимизацию получения прибыли. Определены ключевые проблемы децентрализованного финансирования, включающие высокий риск ошибки пользователей; низкую производительность; возможность вмешательства третьих лиц; трудности в использовании токенов с разным уровнем капитализации; несовершенство функционирования программ; недостаточную кибербезопасность; значимую волатильность. Выделены преимущества и тенденции развития централизованного финансирования: быстрый доступ и открытость; автономность; сравнительно высокая доходность; экономия на ресурсах и времени.
Сделаны выводы о том, что децентрализованное финансирование имеет как преимущества, так и недостатки.
Предмет исследования — развитие рынка невзаимозаменяемых токенов на произведения искусства, ставшего новой парадигмой на мировом рынке искусства XXI в. Цель работы — определение места и роли невзаимозаменяемых токенов на произведения искусства в жизни современного социума. Показано, что в мире происходит быстрое развитие рынка невзаимозаменяемых токенов (non-fungible tokens — NFT), включающего цифровые произведения искусства, созданные из цифровых материалов и не привязанные к реальным активам, и токенизированные нецифровые произведения искусства, привязанные к реальным материальным продуктам художественного творчества и сознательной деятельности человека, которые обладают эстетической ценностью. Установлен спекулятивный характер рынка при перепродаже NFT, первоначально вызвавшего «золотую лихорадку», а впоследствии — его корректировку из-за ускоренного производства и предложения предметов искусства в NFT, повлекшего падение цен. Выявлено, что развитие рынка NFT требует решения проблемы юридической квалификации цифровых активов и наследования в России, тогда как за рубежом их рассматривают как доказательство права собственности на цифровой актив. Несмотря на развитость финансового сектора в России по цифровизации финансовых услуг, отечественный рынок NFT только начал формирование, в частности платформа Kefirium.ru дает возможность купли-продажи NFT за рубли.
Сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития цифровизации финансовых услуг, в частности рынка невзаимозаменяемых токенов на произведения искусства в России, формирования конкуренции отечественных платформ по купле-продаже NFT за рубли, а также юридической квалификации цифровых активов и их наследования в России.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Эффективное стратегическое планирование является ключевым фактором успешного развития системы государственного и муниципального управления, что обусловлено необходимостью поиска новых методов и инструментов оптимизации процессов стратегического планирования в условиях динамично меняющейся социально-экономической среды.
Предмет исследования - особенности стратегического планирования в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации.
Цель работы - разработка комплекса мер по совершенство ванию механизмов стратегического планирования на государственном и муниципальном уровнях. В статье проведен контент-анализ 150 документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней. Осуществлено глубинное интервьюирование 30 экспертов — представителей законодательных и исполнительных органов власти, научного и бизнес-сообществ. Выполнен кейс-стади пяти лучших практик стратегического планирования. Применены методы системного, факторного и сравнительного анализов. Выявлены проблемы стратегического планирования: недостаточная координация между уровнями управления, формализм и декларативность стратегий, дефицит ресурсного обеспечения. Обоснована необходимость институционализации процессов совместного целеполагания власти, бизнеса и общества. Предложена модель управления стратегическими изменениями государственной политики на основе проектно-процессного подхода. Разработаны предложения по внедрению рискориентированного стратегического контроллинга.
Сделаны выводы о том, что полученные результаты исследования развивают теоретико-методологические основы стратегического управления на государственном и муниципальном уровнях, а продолжение работы по дальнейшей разработке комплекса мер по совершенствованию механизмов стратегического планирования зависит от создания инструментария оценки качества документов стратегического планирования и формирования интегрированной цифровой платформы стратегического управления.
Предмет исследования - формирование эффективной коммуникационной стратегии субъектов Российской Федерации для обеспечения общественной поддержки реализуемых ими инициатив и начинаний.
Цель работы - выявление наиболее действенных методов и инструментов информационного взаимодействия органов власти и населения в продвижении стратегических проектов. На примере опыта Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы (ДТРДТИ) рассмотрены ключевые компоненты такой стратегии. Установлено, что основополагающими факторами обеспечения эффективности коммуникаций ДТРДТИ являются диверсификация каналов коммуникации с фокусом на цифровые платформы; адаптация медиа-контента под запросы целевой аудитории; регулярность и системность информирования; использование интерактивных форматов обратной связи. В результате проделанной работы за пять лет доля москвичей, поддерживающих транспортные реформы в Москве, выросла с 58 до 81%. Намечены перспективные направления дальнейших исследований, включая изучение специфики коммуникаций в отдельных субъектах Российской Федерации посредством сравнения эффективности онлайн и офлайн-форматов взаимодействия власти и общества.
Сделан вывод о том, что опыт Москвы может служить ценной методологической базой для других регионов по части выстраивания диалога с жителями.
Предмет исследования - взаимозависимость систем государственного и корпоративного управления в условиях глобальной технологической трансформации. Цель работы - установление факторов и условий эволюции систем государственного и корпоративного управления в новую технологическую эпоху.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что текущая глобальная нестабильность в социально-экономической сфере общества создает предпосылки усиления взаимодействия власти, бизнеса и общества для нахождения компромисса и решения возникающих социально-экономических проблем. Концепция государственного управления нуждается в пересмотре и модернизации в условиях комплексной, глубокой модернизации производственно-технологических и бизнес-процессов, проводимой на основе системного внедрения инновационных технологий. В исследовании определены вероятные точки соприкосновения государственной и корпоративной систем управления, которые могут обеспечивать положительный результат в технологическом развитии экономики. Установлены особенности применения проектного подхода в системах государственного и корпоративного управления. Приведена дорожная карта совместимости систем государственного и корпоративного управления.
Методы исследования - системный, ситуационный и сравнительный анализы, метод моделирования социально-экономических и управленческих процессов. Разработана дорожная карта совместимости систем государственного и корпоративного управления, которые могут дополнять друг друга в решении глобальных задач.
Сделаны выводы о том, что результативность систем управления может быть улучшена посредством эффективного развития прямых и обратных взаимосвязей.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе организации и функционирования финансов государственных учреждений в контексте экономики предложения.
Цели работы - проведение финансового анализа деятельности федерального бюджетного учреждения на примере государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний (ФБУ «ЦСМ»), выделение слабых мест в его финансово-хозяйственной деятельности с учетом специфики экономики предложения для обеспечения устойчивого развития и выполнения функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также подготовка предложений по улучшению управления финансами. Рассмотрена суть экономики предложения.
Результатом исследования стала выработка предложений по улучшению финансового состояния и стратегического планирования в ФБУ «ЦСМ».
Сделаны выводы о том, что в условиях формирования экономики предложения необходимо обращать особое внимание на планирование приносящей доход деятельности в государственных учреждениях и осуществление работы с дебиторской и кредиторской задолженностями.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Актуальность работы обусловлена стремлением государств — участников БРИКС создать независимую финансовую и технологическую инфраструктуру посредством блокчейн-технологий.
В России их развитие происходит на основе формирования правовой и нормативной базы, регулирующей использование цифровых активов, майнинга, и интеграции блокчейна в государственную и финансовую структуру посредством платформ «Госчейн» и «Мастерчейн», а также реализации новых проектов по формированию международных расчетных систем, таких как цифровой рубль и BRICS Bridge.
Предмет исследования - инструменты государственной политики, ориентированные на развитие конъюнктуры и тех нологической инфраструктуры блокчейна на уровне национальной экономики.
Цели работы - анализ и сравнение цифровых инструментов и принимаемых Россией и Китаем мер в рамках государственной инновационной политики по развитию блокчейн-технологий. В статье рассмотрен опыт КНР по совершенствованию блокчейн-технологий, оценены возможности использования опыта КНР для повышения эффективности стратегии развития блокчейна в Российской Федерации. Выявлены ключевые различия в подходах России и Китая к развитию блокчейн-технологий. Продемонстрировано, что КНР активно интегрирует блокчейн в процесс цифровой трансформации национальной экономики. Установлено, что стратегия Китая включает стандартизацию технологии и поддержку кооперации корпоративных и ГЧП-проектов.
Сделан вывод о том, что Россия придерживается более сбалансированного подхода к развитию на внутреннем рынке блокчейн-технологий.
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Предмет исследования - правила GloBE, представляющие собой координированную систему налогообложения, направленную на обеспечение уплаты многонациональными группами компаний минимального глобального налога на прибыль в каждой юрисдикции.
Цели работы - установление содержания, структуры правил GloBE, векторов влияния на структуру фискальных инструментов стимулирования инвестиций и инноваций, а также прогнозирование введения аналога GloBE в России. В ходе исследования выявлены последствия введения правил GloBE для международных инвестиций и эффективности применения налоговых льгот, в том числе для НИОКР, что потребует пересмотра системы налоговых стимулов привлечения капитала. Выделены виды фискальных стимулов, которые не будут затронуты правилами GloBE. Сделан вывод о том, что правила GloBE лишь придадут международной налоговой конкуренции другую форму и переформатируют глобальные инвестиционные потоки.
Предложено учитывать опыт Китая и Гонконга, которые не хотят отменять фискально-инвестиционные и инновационные стимулы, добровольно допуская размывание национальной налоговой базы, и именно с этих позиций надлежит России оценивать структуру налоговых льгот в рамках обоснования аналога правил GloBE.
Предмет исследования - сокращение объема доходов в результате применения льгот и преференций по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджеты публично-правовых образований, а также взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Цели работы - формирование целостного представления о содержании понятия «налоговые расходы» и границах его использования, установление отличий налоговых расходов от налоговых льгот на основе анализа и систематизации российской и зарубежной практик, а также научных исследований по определению базовой структуры налогообложения и идентификации налоговых расходов.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием в России однозначных критериев признания налоговой льготы налоговым расходом.
Научная новизна работы заключается в разработке авторской классификации подходов к определению базовой структуры налогообложения, основанной на международном опыте, что позволило сформулировать предложения по уточнению критериев идентификации налоговых расходов, в том числе по определению новой целевой категории налоговых расходов. В статье обоснована значимость регламентации критериев идентификации налоговых расходов; проведен комплексный анализ объема и количества налоговых льгот, установленных федеральным законодательством; уточнена роль налоговых расходов в системе государственного финансового регулирования социально-экономического развития страны.
Сделан вывод о необходимости выделения отдельной целевой категории налоговых расходов — «международные налоговые расходы».
ПРАВО
Актуальность статьи обусловлена сложностью выбора малым предприятием варианта ставок НДС в условиях налоговой реформы в силу отсутствия у него должных навыков управления своим налогообложением. Предмет исследования — НДС, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения (УСН) с 2025 г.
Цель работы - обоснование выбора налогоплательщиками, находящимися на УСН, ставки НДС в зависимости от структуры затрат.
Практическая значимость и научная ценность настоящего исследования заключаются в предложении алгоритмов расчетов и модели, позволяющих математически обосновывать предпочтительность для экономических субъектов, применяющих УСН, того или иного варианта ставок НДС.
Сделаны выводы о том, что для налогоплательщика выгоднее применение общеустановленных ставок НДС при превышении доли материальных и приравненных к ним ресурсов в стоимости реализованных товаров, работ и услуг в диапазоне от 75 до 30%. При этом чем больше размер общеустановленных ставок НДС у налогоплательщика, тем выше эта доля. При доле материальных ресурсов ниже указанных значений выгоднее применять пониженные ставки НДС.
Сформулированы предложения по дальнейшим исследованиям обозначенной проблематики.
ISSN 2619-1474 (Online)