Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 15, № 5 (2022)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-16 22
Аннотация

   Россия полностью выполняет взятые на себя обязательства по достижению целей устойчивого развития ООН на фоне глобальной нестабильности в мире, рисков и угроз, затрагивающих интересы общества и государства, что не может не влиять на возможности российского бизнеса и предпринимательства в их внешнеэкономической деятельности. Поэтому взаимоотношения российского государства и предпринимательства должны строиться на умении договариваться и находить компромиссы в решении стоящих перед ними задач.

   Предмет исследования — влияние выполнения обязательств государства, взятых в рамках внешнеполитических договоренностей по достижению целей устойчивого развития, на возможности развития российского предпринимательства, в первую очередь малого бизнеса, и на его экспортно-импортную деятельность.

   Цель работы — анализ возможностей российских предпринимателей по развитию своего бизнеса в рамках выполнения взятых на себя обязательств по переходу к экологически чистому производству и достижению других целей устойчивого развития исходя из государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса.

   Выявлена особая роль в выполнении вышеуказанных задач российских микропредприятий, которые успешнее пережили кризис, связанный с пандемией коронавируса, чем малый бизнес. Обращено внимание читателей журнала на географическую направленность российского бизнеса, в том числе на возможности его переориентации в восточно-азиатском направлении, и сделан вывод о явном отставании и недостаточности развития сотрудничества со многими странами африканского континента. Обоснована необходимость финансово-налоговой реформы для успешного развития в условиях санкций не только локального бизнеса, но и регионов в целом в условиях недостаточного финансирования и сужения возможностей государственной поддержки. Показаны важность передачи управленческих навыков и инновационных знаний, имеющихся у крупных предприятий, местному бизнесу, а также целесообразность значительного расширения прерогатив региональных властей в налоговом регулировании деятельности частного бизнеса.

17-25 30
Аннотация

   Предмет исследования — механизм регулирования конфликтов интересов с использованием доверительного управления для предупреждения коррупции.

   Цели работы — разработка и принятие отдельного нормативного документа (типового положения) для регулирования передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, для выявления и последующего предупреждения коррупции и ее причин.

   Предлагается закрепить конкретные правовые нормы в типовом положении, подразделив доверительное управление на просто «доверительное» и «специальное» для предотвращения конфликта интересов; установить в качестве главного критерия для выбора доверительного управляющего, которым может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, отсутствие связанности с государственным гражданским служащим, через которого государство выполняет свои функции; обязать его согласовывать с представителем нанимателя кандидатуру доверительного управляющего и содержание договора доверительного управления; включить в договор специального доверительного управления условие о полном запрете обмена информацией между государственным гражданским служащим и учредителем управления о деятельности доверительного управляющего по доверительному управлению. В статье рассмотрены подходы к оценке объектов доверительного управления. Сделаны выводы о том, что на законодательном и подзаконном уровнях, а равно в методических рекомендациях в настоящее время отсутствует необходимая и достаточная основа для эффективной реализации положений, предусмотренных ст. 12.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Поэтому необходима разработка типового положения, устанавливающего порядок передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций для предотвращения коррупции.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

26-37 36
Аннотация

   Актуальность статьи заключается в необходимости выявления конкурентных преимуществ российских малых и средних предприятий на внешних рынках высокотехнологичной продукции как проводников отечественных товаров за рубежом в условиях ужесточения западных санкций.

   Предмет исследования — подходы к установлению конкурентоспособности экспорта высокотехнологичной продукции российских малых и средних предприятий.

   Цель работы — установление основных видов хозяйственной деятельности, в которых российские малые и средние предприятия обладают конкурентными преимуществами и способны конкурировать с зарубежными аналогами.

   Представлены результаты исследования, позволяющие выявить структуру необходимой грантовой поддержки российских малых и средних предприятий для выхода на внешний рынок. На основе методов экономико-статистического, сравнительного и графического анализа установлено, что существенной проблемой поддержки и финансирования экспортной деятельности российских малых и средних предприятий является не столько дефицит помощи, предоставляемой государством, сколько неразвитая структура капитала организаций, перекосы в оценке текущей рыночной стоимости и капитализации в случае первичных размещений акций. Исходя из полученных данных по экспортным операциям российских малых и средних предприятий в региональном разрезе, доказано, что в течение рассматриваемого периода государственная помощь концентрировалась в ведущих наиболее развитых населенных пунктах Российской Федерации. Делается вывод о том, что для стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции российских малых и средних предприятий необходимо диверсифицировать региональную систему финансирования, привлекать биржевые ресурсы и внешнее финансирование за счет первичных размещений акций, а также балансировать реальную стоимость материальных и интеллектуальных активов предприятий с их текущей рыночной стоимостью.

38-46 29
Аннотация

   Объектом исследования выступает российская система высшего образования.

   Предметы исследования — инструменты регулирования образовательной деятельности и их направленность на формирование высококвалифицированных специалистов, способных проявлять предпринимательскую инициативу и обладающих соответствующими компетенциями для решения проблем, возникающих в бизнес-среде.

   Цель работы — выявление возможностей образования как социального института для повышения эффективности предпринимательской деятельности и получения высоких конечных результатов.

   Исходными тезисами для написания статьи стало предположение об исключительно высокой роли высшего образования в организации малого, среднего и крупного бизнеса в изменяющихся внешних и внутренних условиях хозяйствования. В качестве теоретико-методологической основы для анализа принята концепция наращивания совокупного предложения как необходимого условия развития межгосударственных экономических связей, удовлетворения совокупного спроса на продукцию и услуги предпринимательского сектора со стороны отечественных и зарубежных потребителей. Установлены причины несоответствия мест трудоустройства завершивших обучение выпускников вузов по выбранным ими при поступлении в высшие учебные заведения специальностям, направлениям и профилям подготовки. Применение в процессе исследования общенаучных и прикладных методов позволило сделать вывод о необходимости обновления концептуальных основ образовательной политики и создания новой российской системы высшего образования взамен Болонской системы с ее бóльшей ориентированностью на подготовку наиболее востребованных кадров для работы в регионах и отраслях национальной экономики.

47-56 54
Аннотация

   Предмет исследования — влияние института социального предпринимательства на решение социальных проблем российского общества посредством использования социальных и рыночных методов хозяйственной деятельности.

   Цель работы — выявление социально-экономического эффекта от социального предпринимательства в современном российском обществе.

   В статье отмечается, что в современной отечественной экономике сформирован и успешно функционирует институт социального предпринимательства. Российские предприниматели научились распознавать «рассеянное» знание, т. е. улавливать информацию, грамотно ее интерпретировать и воспринимать новые конкурентные возможности при решении существующих в российском обществе проблем социального характера. В качестве метода исследования использовался институциональный подход, позволивший установить, что одним из катализаторов роста предпринимательской активности в социальной сфере в нашей стране выступила работа частных специализированных фондов по поддержке социального предпринимательства. Применение метода case study позволило проанализировать успешные социальные проекты в ряде регионов, связанные с решением проблем в области дополнительного образования детей, возрождением народных промыслов и исторического наследия, трудоустройством социально незащищенных слоев населения, формированием туристического кластера. Представленные кейсы наглядно демонстрируют способность бизнеса быть сопричастным к решению социальных проблем общества. Сделаны выводы о том, что в последние 10–15 лет институт социального предпринимательства стал играть важную роль в решение социально-экономических проблем, помогая разрешать вопросы, связанные с развитием территорий.

57-66 26
Аннотация

   Предмет исследования — комплекс финансово-социальных отношений, возникающих в процессе предоставления гражданам мер социальной поддержки посредством применения новых информационно-коммуникационных технологий.

   Цель работы — выявление новых инструментов, способствующих повышению эффективности предоставления мер социальной поддержки в России.

   В статье проанализированы бюджетные расходы на реализацию мер социальной поддержки малоимущих домохозяйств на примере одного из субъектов Российской Федерации. Посредством проведенного анализа установлены причины малой эффективности бюджетных расходов в части поддержки малоимущих домохозяйств. Осуществлено комплексное рассмотрение нового механизма предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам в сфере социальной защиты в виде социального казначейства. Определены предпосылки создания единой социальной платформы, способствующей повышению эффективности и адресности предоставления государственных (муниципальных) услуг с учетом зарубежного опыта в сфере создания единого социального реестра. Определены основные составляющие социального казначейства, обеспечивающие слаженность и оперативность его функционирования. Установлено, что социальное казначейство является инструментом, способствующим ускорению предоставления и получения услуг в проактивном режиме, сокращению трансакционных издержек. Выявлены основные причины, препятствующие развитию цифровизации в сфере получения гражданами государственных (муниципальных) услуг и, следовательно, совершенствованию процесса предоставления мер социальной поддержки населению. Определены основные расходы, необходимость которых обусловлена разработкой и введением новых инструментов реализации социальной защиты населения в России, а также прогнозируемые выгоды от их реализации. Сделаны выводы о том, что социальное казначейство станет надежным инструментом решения социальных задач и повысит эффективность расходования бюджетных расходов на социальную поддержку граждан.

67-77 36
Аннотация

   Предмет исследования — технологическое предпринимательство как основа обеспечения лучшего потенциала развития отечественной и зарубежных экономик, позволяющее служить дополнительным источником инвестиций в знания и инновационные технологии по сравнению с государственным финансированием традиционных проектов и программ.

   Актуальность исследования состоит в том, что технологическое предпринимательство до настоящего времени не классифицировано по типу и в достаточной степени оценено.

   Цели работы — выявление современных инструментов технологического предпринимательства и обоснование подходов к многофакторной оценке его роли для развития российской экономики.

   Для этого проанализирована сущность технологического предпринимательства в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, рассмотрены инструменты, используемые за рубежом и в российской практике; разработаны и предложены способы оценки технологического предпринимательства, учитывающие позитивный опыт его применения. В статье дана характеристика стартапов как начальных форм технологического предпринимательства. Определен уровень конкурентоспособности и инновационной активности на основе индекса глобальной конкурентоспособности и глобального инновационного индекса. Приведено определение технологического предпринимательства. Сделан вывод о том, что данное исследование может быть положено в основу развития теории и практики технологического предпринимательства и вариантов его оценки.

78-89 31
Аннотация

   Предметом исследования являются процессы трансформации банковского бизнеса в условиях турбулентности экономики, способствующие появлению новых продуктов, внедрению цифровых инноваций, улучшению качества обслуживания клиентов.

   Цель работы — установление актуального состояния банковского сектора России в условиях турбулентности экономики.

   В ходе исследования обобщены процессы трансформации банковского бизнеса и обоснован выбор модели его управления, выявлены современные тенденции трансформации банковского бизнеса: интенсификация использования цифровых технологий в банковских операциях, клиентоориентированность кредитных организаций, неравномерное распределение офисов банков на территории страны. Посредством системного и комплексного анализа установлены острые проблемы банковского бизнеса, требующие первоочередного решения: закредитованность клиентов, недостаток длинных ресурсов, недостаточная обеспеченность страны кредитными организациями, преобладание ресурсов населения в банковском капитале, низкая степень вложений денежных сумм в реальный сектор экономики. Сделаны выводы о том, что усиление роли мегарегулятора, применение жестких административных мер для пополнения недостатка дешевых и долгосрочных кредитных ресурсов, а также внедрение персонализированных обязательных нормативов деятельности банков будут способствовать выведению российского банковского сектора на более высокий уровень развития, что позволит в долгосрочной перспективе повысить уровень ВВП и стимулировать экономический рост.

90-100 33
Аннотация

   Предмет исследования — использование инструментов зеленого финансирования в контексте приоритетов устойчивого развития для повышения их ликвидности и развития соответствующих рынков.

   Цель работы — выявление возможностей использования зеленых облигаций (Green bonds) в качестве инвестиционных и резервных активов консервативными инвесторами.

   В статье проанализированы состояние и тренды развития рынков зеленого финансирования и предложено решение проблемы повышения ликвидности Green bonds на основе новых направлений их использования, подкрепленное общенаучными методами исследования в рамках сравнительного, логического и статистического анализа, а также графической визуализации и интерпретации данных. Проведенное исследование показало, что интерес к инструментам зеленого финансирования обусловлен трансформацией целей и приоритетов частных и государственных инвесторов и отражает потребность в устойчивом развитии и сохранении окружающей среды. Green bonds по уровню доходности и надежности соответствуют критериям, установленным для размещения активов консервативными инвесторами, таких как банки и страховые компании. Использование Green bonds обеспечивает необходимую диверсификацию портфеля ценных бумаг, улучшение его структуры, снижение рисков, повышает доверие инвесторов и кредиторов. Сделаны выводы о том, что Green bonds, номинированные в евро, целесообразно использовать для улучшения структуры и качества международных активов центральных банков в условиях падения доверия к доллару США.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

101-111 41
Аннотация

   Ситуационные условия, вызванные необходимостью формирования нового подхода к организации восстановительной и реабилитационной медицины, способствуют развитию двух направлений данного процесса, связанных с предпринимательской деятельностью: ввод в эксплуатацию современных центров, консолидирующих высокотехнологическую диагностическую и лечебно-оздоровительную базу; возрождение традиций санаторно-курортного лечения в России и концепции функционирования санаторно-курортного комплекса как эффективной системы профилактики, реабилитации и восстановления здоровья населения.

   Предмет исследования — стратегия восстановительной медицины как новое направление профилактики заболеваний в условиях восстановительных процессов бизнес-среды после введенных ограничений, обусловленных пандемией коронавируса.

   Цель работы — рассмотрение тенденций развития предпринимательских услуг в лечебно-оздоровительной и медицинской сферах на основе анализа научной литературы по вопросам восстановления пациентов после заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 на всех этапах реабилитации.

   Сделаны выводы о том, что своевременная реабилитация является важной стратегией лечения болезни поражения периферических нервов и заболеваний периферической нервной системы в критической фазе, которая способствует долгосрочному выздоровлению и функциональной независимости пациентов, а также сокращает продолжительность адъювантной терапии, которая проводится в дополнение к первичной или начальной терапии, чтобы максимизировать ее эффективность. Предпринимательская инициатива может проявляться в развитии санаторно-курортного комплекса, а также различных центров, оказывающих комплексные лечебно-оздоровительные услуги.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

112-123 44
Аннотация

   Предмет исследования — трансформация роли государства в современных международных экономических отношениях в контексте их влияния на предпринимательскую деятельность.

   Цель работы — выявление основных сфер и направлений изменения роли государства во внешнеэкономической сфере под воздействием условий и факторов среднесрочного периода на основании рассмотрения геополитических, конкурентных, эпидемических причин, обуславливающих изменение условий ведения бизнеса.

   При обосновании усиления роли государства во внешнеэкономической сфере выделяются повышение степени внешнеполитического лоббирования экономических интересов; активизация поддержки крупных международных и региональных проектов в качестве гарантов; поддержка корпораций с государственным участием в их внешнеэкономической деятельности путем усиления инновационной компоненты; углубление участия в международных и региональных организациях; повышение внимания на формирование инвестиционного климата в стране для привлечения иностранных партнеров; усиление влияния на внешнюю сферу через реформирование промышленной и аграрной политики; обеспечение поддержки экономических агентов через перераспределение экономических ресурсов; влияние на занятость через регулирование международной миграции; перераспределение функций между государством и бизнесом в рамках международных мегапроектов. Отмечается обоюдоострый характер таких радикальных мер государственного регулирования, как санкции и контрсанкции. Делается вывод о формировании новой волны национального прагматизма в регуляторной деятельности государств мира во внешнеэкономической сфере, проявляющегося в усилении протекционистских тенденций при одновременном поиске взаимовыгодных форм международного экономического сотрудничества.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

124-137 27
Аннотация

   Предмет исследования — налоговое регулирование малого предпринимательства посредством использования патентного налогообложения.

   Цель работы — анализ практики применения патентной системы налогообложения как инструмента государственной поддержки малого предпринимательства.

   Выявлена тенденция к снижению роли малого предпринимательства в социально-экономическом развитии Российской Федерации и формировании доходов бюджетной системы за период 2018–2021 гг. Рассмотрено в динамике изменение количества налогоплательщиков патентной системы налогообложения и сумм уплачиваемых ими налогов в разрезе отдельных видов предпринимательской деятельности. Определено на основании данных статистической налоговой отчетности ФНС России, что установление налоговых каникул в виде налоговой ставки 0 % не является востребованным налогоплательщиками патентной системы налогообложения. Выявлено наличие нескольких специальных налоговых режимов со схожими характеристиками, препятствующих развитию малого бизнеса и обуславливающих возникновение рисков сокращения налоговых поступлений. Сделаны выводы о целесообразности устранения таких недостатков механизма патентного налогообложения, как невысокие пороговые значения дохода и необходимость их суммирования по нескольким специальным налоговым режимам; неурегулированность отнесения видов деятельности к подпадающим под режим патентного налогообложения; необходимость приобретения патента в нескольких субъектах Российской Федерации при разъездном характере деятельности; чрезмерно длительные сроки рассмотрения заявлений о переходе на патентную систему налогообложения; невозможность подачи заявления о переходе на патентную систему налогообложения при государственной регистрации предпринимателя.

ПРАВО

138-146 37
Аннотация

   Предмет исследования — нормативные правовые акты, регулирующие искусственный интеллект.

   Цели работы — анализ современного состояния правового регулирования искусственного интеллекта в частно-правовых отраслях права; установление возможных направлений гармонизации законодательства, регламентирующего применение искусственного интеллекта в сферах правоотношений, связанных с предпринимательской деятельностью; выработка мер по устранению административных и правовых барьеров, препятствующих развитию технологий искусственного интеллекта.

   В результате исследования сделаны выводы о том, что становление и дальнейшее развитие информационного общества невозможны без использования искусственного интеллекта и робототехники в социальных отношениях; ликвидация и снижение административных барьеров в экономике и применении искусственного интеллекта должны проводиться на системной основе; управление искусственным интеллектом — задача крайне сложная ввиду того, что чрезмерное регулирование может приводить к уменьшению эффекта, получаемого от инновационной деятельности, в то время как недостаточное регулирование способно нанести серьезный ущерб правам граждан, а также повлечь потерю возможности формирования будущего российского права, призванного отражать все изменения, происходящие в обществе, в том числе обусловленные достижениями научно-технического прогресса.

147-154 28
Аннотация

   Предмет исследования — система нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения условий использования и развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в малом и среднем предпринимательстве.

   Цели работы — анализ направлений и возможностей правового регулирования институциональных условий развития безопасной информационно телекоммуникационной инфраструктуры в сфере малого и среднего предпринимательства и формулирование на этой основе предложений по совершенствованию правовых условий развития безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов малого и среднего бизнеса.

   В результате исследования установлено, что эффективная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях невозможна без использования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и правил цифрового маркетинга. Сегодня государство посредством правового обеспечения реализует различные программы поддержки (на основе цифровых платформ) и обеспечивает льготные условия для малого и среднего бизнеса в условиях цифровой трансформации экономики. Вместе с тем основными проблемами, препятствующими успешному функционированию цифрового маркетинга хозяйствующих субъектов, являются киберугрозы, минимизация которых требует не только принятия соответствующих нормативно-правовых актов, использования отечественного программного обеспечения, но и следования сложившимся рекомендациям по осуществлению предпринимательской деятельности с применением информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Сделаны предложения по обеспечению развития безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Российской Федерации.

СИМПОЗИУМ

155-166 23
Аннотация

   Предметы обсуждения — теоретические и практические аспекты имущественного налогообложения юридических и физических лиц, рассмотренные на ХIV Vеждународном симпозиуме «Теория и практика налоговых реформ», состоявшемся с 4 июля до 9 июля 2022 г. в городе Барнаул на базе Алтайского государственного университета.

   В нем приняли участие 95 ученых, представивших налоговые школы 30 университетов из 19 городов разных стран. Особое внимание уделено региональному аспекту имущественного налогообложения, поскольку отдельные важные элементы имущественного налогообложения находятся в сфере компетенции региональных органов власти, а также налоговому администрированию имущественных налогов с учетом того факта, что имеет место разброс мнений в оценке имущества (кадастровая, рыночная) и терминологии движимого/недвижимого имущества. Внедряемый на практике бездекларационный порядок предоставления налоговых льгот еще требует своей «отладки», что позволит налоговым органам снизить издержки налогового администрирования, отказаться от низкоэффективных налоговых проверок, а главное — максимально приблизить выявление недоимки к сроку уплаты имущественных налогов. Критическому рассмотрению подвергся зарубежный опыт имущественного налогообложения, в котором внимания заслуживают его отдельные аспекты, имплементация которых в российской практике принесет положительный эффект как с позиции увеличения бюджетных доходов, так и улучшения инвестиционного климата в стране, включая вложения в финансовые активы.

   Цели симпозиума — обсуждение актуальных проблем реформирования налоговых систем, выработка новых теоретико-методологических подходов к теории и политике налогообложения, а также к формированию творческих коллективов для проведения совместных исследований налоговой направленности.

   В рамках симпозиума были проведены пленарное заседание, пять тематических секций, производственный и учебный практикумы. На них рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования подоходного налогообложения, что обусловлено ожидаемыми трансформационными изменениями в налогообложении и налоговом администрировании имущественного налогообложения в связи с его возрастающей ролью в условиях нестабильности источников финансирования субфедеральных образований и волатильности экономической конъюнктуры.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)