Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск
Том 16, № 6 (2023)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА ДНЯ

6-17 11
Аннотация

Экономика, характеризующаяся низким уровнем выбросов парниковых газов, представляется сегодня и как инструмент достижения цели структурной трансформации экономики и ее технологической модернизации, и как фактор экономического роста. Но до настоящего времени процесс перехода к низкоуглеродной экономике в России не запущен, поскольку не завершено формирование институциональной среды углеродного рынка и не определен механизм финансирования проектов низкоуглеродного развития.

Предмет исследования — формирование устойчивого сегмента национального финансового рынка, находящее отражение в осуществляемых и планируемых расходах государства в соответствии с бюджетными планами. Цель работы — составление объективного мнения о предпринимаемых на национальном уровне действиях по формированию нового устойчивого сегмента национального финансового рынка, который призван аккумулировать национальные климатические финансы.

В результате исследования выявлена проблемная ситуация: восприятие низкоуглеродного развития как инструмента решения накопленных проблем, способствующего структурной адаптации и технологическому перевооружению, сдерживается политизацией климатической повестки, что замедляет процесс формирования национального углеродного рынка и использования его возможностей на благо национальной экономики. Сделан вывод о том, что у России имеются перспективы достижения национальных приоритетов социально-экономического развития за счет финансирования низкоуглеродного развития, но для этого должно завершиться формирование институциональных рамок для национального углеродного рынка при условии согласования стратегии его развития с национальной инвестиционной политикой.

18-27 6
Аннотация

Предмет исследования — бюджетные кредиты, значение которых существенно возросло в обеспечении сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Цель работы — оценка действующего механизма предоставления бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации для установления перспектив его влияния на бюджетную устойчивость регионов. В статье определено, что активизация процессов бюджетного кредитования регионов — одно из основных направлений государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», от результативности реализации которой зависят перспективы обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и стимулирования инфраструктурного развития регионов.

В рамках исследования выделены основные тенденции бюджетного кредитования субъектов Российской Федерации, среди которых активная реструктуризация задолженности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации в пользу казначейских и иных бюджетных кредитов, а также сокращение масштабов рыночного возвратного финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации; снижение стоимости заимствований и соответственно бюджетных расходов на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации; оптимизация параметров долговой нагрузки регионов; трансформация подходов к сбалансированности региональных бюджетов в пользу межбюджетного перераспределения средств, а также привлечения временно свободных средств государственных учреждений и остатков средств на счетах бюджетов.

28-38 10
Аннотация

Предмет исследования — основные положения новой концепции развития экономики Китая как логическое продолжение строительства социалистической экономики страны с китайской спецификой. Цель работы — выявление основных составляющих новой концепции развития экономики Китая, а также перспектив сотрудничества России и ее регионов с китайскими компаниями с учетом специфики, культуры, ментальности социумов для развития партнерства по всему спектру хозяйственных и гуманитарных связей в условиях соблюдения принципов многополярности на внешнем контуре международных отношений.

Обосновано, что руководство основных базовых секторов хозяйства КНР придерживается стратегии сохранения и усиления воздействия рычагов государственного управления. Двухконтурная модель новой концепции развития экономики КНР сфокусирована на стимулировании внутреннего спроса и потребления, развитии внутреннего рынка как основы поступательной динамики национального хозяйства, где оптимизирована доля внешней торговли в ВВП страны для обеспечения безусловности соблюдения пороговых значений экономической безопасности. Исследованы преимущества китайской экономики от встраивания страны в процесс экономической глобализации. Проанализированы первые результаты развития экономики Китая в первом полугодии 2023 г. Рассмотрены пути наращивания хозяйственного взаимодействия компаний России и Китая, в т.ч. на региональном уровне. Сделан вывод о том, что приоритетное стратегическое партнерство КНР и России нацелено на модернизацию и поступательное развитие их хозяйств и формирование сильных и конкурентоспособных экономик, исключая во взаимоотношениях навязывание идеологических детерминант или блоковой конфронтации.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

39-48 5
Аннотация

Предмет исследования — развитие компетенций проектного управления в Российской Федерации как фактора развития человеческого потенциала и одного из основных драйверов успешной реализации национальных проектов и иных вызовов, стоящих перед Российской Федерацией.

Цель работы — поиск проблемных зон развития компетенций проектного управления и путей решения данных проблем с учетом лучших практик отечественного образовательного кластера.

В статье показана взаимосвязь развития человеческого капитала нашей страны и успехов в решении проблем и вызовов, которые стоят перед национальным хозяйством России.

Определено, что развитие человеческого капитала в существенной мере зависит от развития компетенций проектного управления как у менеджерского состава государственных органов и частных компаний, так и у специалистов, участвующих в реализации проектов.

Дан анализ различных уровней системы подготовки и развития компетенций по проектному управлению. Рассмотрены уровни высшего образования, преимущества и недостатки корпоративных университетов и курсов дополнительного профессионального образования. Предложены подходы к совершенствованию компетенций проектного управления как руководителей, так и специалистов, участвующих в подготовке и реализации проектов.

Сделан вывод о существенное влияния человеческого капитала на успешность реализации национальных проектов.

49-59 7
Аннотация

Социально-экономическое развитие арктических зон России осуществляется в соответствии с входящими в состав национальных проектов федеральными проектами, для реализации которых разрабатываются программы, направленные на обеспечение достижения заданных целей в установленные сроки, которые законодательно закреплены в федеральных проектах, например в федеральном проекте «Развитие Северного морского пути».

Предмет исследования — влияние негативных факторов на сроки выполнения целевых программ, направленных на реализацию национальных проектов.

Цель работы — разработка механизма оценки влияния программных проектов на срок завершения целевых программ посредством использования матрицы рисков.

Научная новизна и практическая значимость исследования состоят в том, что предложен механизм построения матрицы рисков программных проектов, основанный на интеграции экспертных оценок, специальных оценочных шкал, оптимизационной экономико-математической модели и матриц риска проектов на основе пошагового алгоритма оценки программных проектов и их позиционирования в матрице риска. Численный пример позволяет легко освоить и применить предложенный механизм учета рисков в практике планирования и реализации национальных проектов.

60-67 13
Аннотация

Предмет исследования — эволюция научных подходов к изучению пространственного развития России. Цель работы — предметное рассмотрение инструментария стратегического планирования как ведущего института в составе научных основ управления пространственным развитием России.

В статье представлены технология разработки и практика исполнения стратегических документов развития страны и регионов, национальных проектов и целевых программ на различных уровнях. Для определения роли стратегирования в управлении пространственным развитием проанализированы научные труды отечественных ученых в исторической ретроспективе. Обоснована ключевая роль экономико-географических исследований советского периода в становлении региональной науки. Представлена проблематика пространственных исследований в новейшей истории России. Показано развитие программно-целевого подхода и выявлены причины, препятствующие согласованному функционированию системы стратегического планирования. Установлен ряд факторов, затрудняющих реализацию национальных проектов и государственных программ, в число которых входят нехватка оперативных данных, ограниченность информационной системы, несовершенство применяемого инструментария экономического и финансового регулирования, недостаточная согласованность при принятии решений в иерархически выстроенной сфере управления и др. Аргументирована необходимость применения организационных и экономических новаций, активизации на качественно более высоком уровне деятельности, направляемой на подготовку специалистов по регионоведению и региональной экономике в условиях развития международной интеграции. Сделаны выводы о целесообразности актуализации теоретического базиса региональных экономических дисциплин и усиления практической подготовки обучающихся к работе с инструментарием стратегического управления и планирования развития территорий.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

68-78 6
Аннотация

Содержание заданий Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 гг. свидетельствует о неудовлетворенности федеральной власти результатами принимаемых мер по минимизации коррупционных явлений в сферах государственной и муниципальной службы.

Предмет исследования статьи — пресечение злоупотреблений служебным положением со стороны лиц, обладающих властными полномочиями, для получения личной выгоды.

Цель работы — выработка организационно-правовых мер, направленных на совершенствование управления системой государственной гражданской службой и пресечение коррупции.

Приведена динамика коррупционных преступлений за последние несколько лет, свидетельствующая о значительных масштабах коррупции во властных и иных структурах. Обращено внимание на недостатки российской модели управления государственной гражданской службой и кадрами. Обоснована целесообразность включения в правовую базу норм этического поведения в деятельности государственных (муниципальных) служащих и недопущения занятия государственных должностей лицами с ярко выраженными эгоцентрическими свойствами характера и деформированной системой морально-нравственных ценностей. Приведены причины необходимости изменения модели декларирования сведений об имуществе и операций с ним. Предложено усовершенствовать посредством модификации Справки БК процедуру декларирования сведений об имуществе претендентами на занятие государственных должностей и государственными служащими. На основании анализа задач Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 гг. сделаны выводы о том, что они тесно взаимосвязаны и обоснованы благодаря анализу правовых систем и практик зарубежных государств, а также рекомендаций ключевых международных организаций.

79-87 7
Аннотация

Кадровое обновление профессорско-преподавательского состава высшей школы (ППС) считается одним из факторов, способствующим развитию отечественной системы образования, которое предполагает увеличение согласно национальному проекту «Образование» до 20%. доли научно-педагогических работников вузов в возрасте до 35 лет. Предмет исследования — динамика структурных характеристик ППС. Цель работы — выявление основных тенденций возрастной динамики ППС. В ходе исследования установлено, что возрастные характеристики ППС не в полной мере могут служить индикаторами зрелости преподавателей вузов для решения профессиональных задач и воспитания гармонично развитых и социально ответственных личностей на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, хотя процесс «старения» ППС обусловливает возникновение ряда рисков для системы высшего образования из-за возрастного смещения приоритетов преподавателей в профессионально-квалификационном плане. Продемонстрирована неоднозначная оценка образовательным сообществом задач, связанных с «омоложением» профессорско-преподавательского состава, при отсутствии оптимальных механизмов управленческой деятельности по корректировке возрастной структуры преподавателей в вузах. Сделан вывод о необходимости разработки и реализации стратегически обоснованной кадровой политики, в рамках которой должна происходить не формальная замена преподавателей старшего возраста на более молодые кадры, а реализоваться системная работа, основанная на соблюдении следующих принципов: гибкость профессиональных траекторий, дифференцированный характер мер поддержки, прозрачность критериев конкуренции, недопустимость дискриминации.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

88-98 15
Аннотация

Предмет исследования — развитие агропромышленного комплекса (АПК) на основе цифровизации ключевых бизнес-процессов. Цель работы — разработка модели внедрения цифровых технологий в процесс производства и управления сельскохозяйственными предприятиями. Актуальность исследования обусловлена тем, что цифровизация предприятий сельского хозяйства способствует формированию новых продуктов и услуг, трансформации модели управления, изменению технологий производства, что в целом способствует эффективному развитию предприятий АПК и повышению их уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. В работе определен потенциал развития конкурентных преимуществ предприятий агробизнеса, представлены наиболее существенные ограничения, сдерживающие интенсивный рост АПК. Методы исследования — системный, структурно-функциональный и сравнительный анализ, метод ситуационного анализа, метод моделирования. Разработана модель конкурентного развития АПК на основе цифровизации ключевых бизнес-процессов. Сделаны выводы о том, что цифровая трансформация предприятий сельского хозяйства позволит производителям сельскохозяйственной продукции принимать эффективные управленческие решения для лучшего использования инновационных технологий, разрабатывать формы кооперации и сотрудничества, оценивать продуктивность планируемых технологических и организационных процессов.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

99-107 10
Аннотация

Предметы исследования — национальные валюты стран ЕАЭС и СНГ и основные сферы их применения в современных условиях. Цель работы — анализ актуального состояния использования национальных валют, включая взаимную торговлю, распределение и перечисление таможенных пошлин, организацию валютного и товарного рынков. Установлено ускорение дедолларизации экономик отдельных стран и регионов мира, зависящего от заслуживающего доверия плана снижения инфляции и конкретных микроэкономических мер. Выявлено, что процессы, происходящие на пространстве СНГ и ЕАЭС, находятся в русле данной общемировой тенденции. Определены приоритеты и перспективы расширения использования национальных валют государствами — членами ЕАЭС. Отмечено, что на использование национальных валют постепенно переводится такой важный инструмент экономического сотрудничества государств — членов ЕАЭС, как механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, и обсуждается возможность использования в нем российского рубля. Подчеркнута важная роль Системы передачи финансовых сообщений Банка России, гарантированно обеспечивающей передачу финансовой информации между банковскими учреждениями и выступающей в роли отечественного аналога SWIFT. Подробно рассматривается распоряжение Правительства РФ от 26.08.2022 № 20, касающегося расширения использования национальных валют государств — членов ЕАЭС.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

108-119 8
Аннотация

Ограничения роста российской экономики, вызванные внешними геополитическими факторами, обусловливают необходимость поиска новых ресурсов развития, в том числе инструментов косвенной поддержки промышленности. Предмет исследования — система налоговых льгот и преференций, адаптируемых к потребностям инновационного развития экономики и способствующих стимулированию спроса на инновационную продукцию. Цели работы — определение нуждающихся в донастройке элементов налоговой политики, поиск возможностей устранения выявленных недостатков. Установлено, что действующие налоговые льготы носят преимущественно общий характер при наличии некоторых территориальных ограничений и не учитывают отраслевые и инновационные составляющие налоговой политики. Сформулированы предложения по уточнению действующих налоговых льгот, способствующих привлечению высококвалифицированных специалистов в область исследований и разработок; стимулированию потребления инновационной продукции; увеличению объема финансирования национальных проектов; повышению роли регионов в формировании благоприятной инвестиционной среды посредством реализации межрегиональных проектов в приоритетных отраслях на базе согласованной региональной налоговой политики. Сделан вывод о целесообразности трансформации налоговой политики в части применения налоговых преференций, направляемых на поощрение инновационной составляющей деятельности хозяйствующих субъектов.

120-130 5
Аннотация

Предмет исследования — налоговый инструментарий, используемый для содействия выполнению задач национальных проектов. Цель работы — оценка стимулирующих эффектов НДФЛ при реализации национальных проектов. В статье рассмотрены национальные проекты, входящие в состав блока «Человеческий капитал» и носящие социальный характер. Выявлены потенциальные возможности использования стимулирующих эффектов НДФЛ для содействия достижению целевых показателей национальных проектов «Здравоохранение», «Образование» и «Демография». Сделан вывод о большей эффективности прямых бюджетных механизмов по выполнению задач национальных проектов по сравнению с применением косвенных налоговых инструментов. При этом определено, что налоговые инструменты, которые влекут меньшую нагрузку на бюджетную систему, могут способствовать достижению поставленных целей. Однако установлено, что, несмотря на имеющиеся в порядке обложения НДФЛ возможности, обусловленные предоставлением социальных и стандартных налоговых вычетов на детей, они не реализованы полностью в настоящее время и не в полной мере способствуют достижению целей национальных проектов. Требуется совершенствование порядка обложения НДФЛ как в части приведения размера предоставляемых налоговых вычетов в соответствие с реальной стоимостью услуг лечения и обучения, так и в части индексации сумм стандартных вычетов на детей с фокусировкой их предоставления на наименее обеспеченные слои населения, что достигается путем одновременного увеличения размеров предоставляемых вычетов и ограничения суммы годового дохода, позволяющего претендовать на получение таких вычетов.

131-141 5
Аннотация

Предмет исследования — инструменты налогового регулирования деятельности промышленных предприятий в Российской Федерации. Цель работы — определение степени эффективности применения отдельных инструментов налогового регулирования деятельности промышленных предприятий на примере холдинга «Норникель». В статье исследованы основные направления поддержки промышленных предприятий посредством применения стимулирующих налоговых льгот в отношении организаций, разрабатывающих и производящих высокотехнологичные товары. В работе рассмотрено применение института консолидируемой группы налогоплательщиков на примере промышленной компании и делается вывод о том, что доля уменьшения налога на прибыль организаций в результате применения этого института в общем объеме налога возросла в три раза. Установлена также высокая эффективность применения резервов по сомнительным долгам, позволяющих экономить значительные денежные средства.

ПРАВО

142-149 21
Аннотация

Актуальность работы обусловлена необходимостью сглаживания существующего неравенства в доходах в российском обществе, которое можно достичь через пересмотр подходов к налогообложению доходов физических лиц. Предмет исследования — налог на доходы физических лиц (НДФЛ) как инструмент снижения уровня социального расслоения и неравенства в доходах населения. Цель работы — определение вектора реформирования НДФЛ в части уменьшения уровня социального расслоения в современном российском обществе и сглаживания неравенства в доходах как одного из ключевых направлений реализации программы социально-экономического развития государства. В статье дана оценка эффективности функционирования действующей плоской шкалы налогообложения доходов населения. Обосновано предложение о введении прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ как более эффективного инструмента для снижения уровня социального расслоения в обществе. Сформулированы предложения об установлении размеров ставок НДФЛ в зависимости от доходов налогоплательщиков и исключении отдельных видов инвестиционных налоговых вычетов, предоставляемых при налогообложении физических лиц. В исследовании обоснована необходимость перехода к прогрессивной шкале налогообложения, которая рассматривается как один из эффективных инструментов, позволяющих сглаживать неравенство в доходах населения и тем самым достигать целей, заложенных в национальных проектах и программах социально-экономического развития государства.

150-157 9
Аннотация

Предмет исследования — правовое регулирование налогового и таможенного мониторингов. Цель работы — предложение мер по повышению эффективности и качества налогового и таможенного контроля для обеспечения профилактики нарушений законодательства и содействия правомерному поведению невластных субъектов в публичном поле. В статье выделены признаки обоих видов мониторинга, обоснована специфика их правового регулирования с точки зрения повышения эффективности функций государства в области налогового и таможенного регулирования. Дано определение налогового и таможенного мониторингов и установлены отличия в характере их регламентации, которые заключаются в том, что в налоговом законодательстве мониторинг закреплен в качестве формы контроля, в то время как в отношении таможенного мониторинга его место в системе таможенного контроля не определено. Выделены признаки совместного регулирования контрольно-надзорного взаимодействия государства в форме налогового органа и невластного субъекта (налогоплательщика). На основе анализа правового регулирования налогового и таможенного мониторингов сделаны выводы об их общих принципах функционирования и тенденциях регулирования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)