Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск

Проблема технологического суверенитета и новая миссия центрального научного ведомства России

https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-2-28-36

Аннотация

Предмет исследованияновая миссия Минобрнауки России, требуемая для обеспечения технологического суверенитета национальной экономики в период силового противостояния Россия — Запад.

Цели статьиразработка и обоснование методологических принципов формирования более адекватной нынешним обстоятельствам миссии Минобрнауки России, состоящей в обеспечении и воспроизводстве технологического суверенитета России по стратегическим направлениям экономического развития за счет эффективной координации и развития ключевых элементов национальной инновационной системы (науки, производства, образования) через расширение полномочий и функционала ведомства, включая создание новых структурных подразделений. В результате исследования выявлены недостатки прежней регуляторной доктрины Минобрнауки России, выражающиеся в отрыве высшего образования от нужд отечественной экономики. Показана разница в концепциях локальной и глобальной клиентоцентричности. Рассмотрены три укрупненных стратегических направления в деятельности Минобрнауки России: подготовка кадров, генерация инноваций и их внедрение. Представлены цели Минобрнауки России на 2023–2024 гг. в современной трактовке.

В статье сделан вывод о том, что новая миссия Минобрнауки России должна быть основана на соблюдении принципа глобальной клиентоцентричности, согласно расширенной трактовки которого вся политика ведомства направляется на удовлетворение реальных запросов конкретных участников национальной инновационной системы — наукоемких предприятий, университетов, исследовательских организаций и населения.

Об авторах

Е. В. Балацкий
Финансовый университет; Центральный экономико-математический институт РАН
Россия

Евгений Всеволодович Балацкий — доктор экономических наук, профессор, директор Центра макроэкономических исследований, Финансовый университет; главный научный сотрудник Лаборатории математической экономики, Центральный экономико-математический институт РАН

Москва



Н. А. Екимова
Финансовый университет
Россия

Наталья Александровна Екимова — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований

Москва



Список литературы

1. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Модель российской экономики: постиндустриальное общество без индустриального сектора. Мир новой экономики. 2021;15(2):29–46. DOI: 10.26794/2220–6469–2021–15–2–29–46

2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров. Социологические исследования. 2012;(8):103–11.

3. Вержбицкий В.В. Глобальные кадровые дисбалансы и «образовательные пузыри». Экономика образования. 2016;(3):23–43.

4. Тихонова Н.Е., Каравай А.В. Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. Социологические исследования. 2018;(5):84–98. DOI: 10.7868/S0132162518050082

5. Walton J.K. The idea of the university. In: Bailey M., Freedman D. (eds.). The assault on universities: a manifesto for resistance. London: Pluto Press; 2011. Pp. 15–26.

6. Nixon J. Disorderly identities: university rankings and the re-ordering of the academic mind. In: Rider S., Peters M.A., Hyvönen M., Besley T. (eds). World class universities. Evaluating education: normative systems and institutional practices. Singapore: Springer; 2020. Pp. 11–24. DOI: 10.1007/978–981–15–7598–3_2

7. Melianova, E., Parandekar, S., Patrinos, H. A., Volgin, A. Returns to education in the Russian Federation: some new estimates. World Bank Policy Research Working Paper. 2020;9387. DOI: 10.1596/1813–9450–9387

8. Гаранин М.А. Модель взаимодействия Министерства науки и высшего образования и Министерства транспорта в части кадрового обеспечения транспорта. Креативная экономика. 2020;14(6):1055–1078. DOI: 10.18334/ce.14.6.110277

9. Соловей О.В. Интеграция образования, бизнеса и государства в условиях инновационной экономики. Экономика образования. 2021;(2): 4–14.

10. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики. Journal of Economic regulation. 2021;12(3):58–75 DOI: 10.17835/2078–5429.2021.12.3.058–075

11. Gunasekara C. Reframing the role of universities in the development of regional innovation systems. Journal of Technology Transfer. 2006;31(1):101–113. DOI: 10.1007/s10961–005–5016–4

12. Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(5):64–73.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 26. Часть I.М.: Издательство политической литературы; 1962.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 39. М.: Издательство политической литературы; 1966.


Рецензия

Для цитирования:


Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Проблема технологического суверенитета и новая миссия центрального научного ведомства России. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(2):28-36. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-2-28-36

For citation:


Balatsky E.V., Ekimova N.A. The Problem of Technological Sovereignty and the New Mission of the Central Scientific Department of Russia. Economics, taxes & law. 2023;16(2):28-36. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-2-28-36

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)