Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск

Искусственный интеллект: современные подходы к многостороннему регулированию

https://doi.org/10.26794/1999-849X-2025-18-5-165-177

Аннотация

Предмет исследования – причины, предпосылки и состояние регулирования искусственного интеллекта (ИИ) в многосторонних форматах. Цель работы – выявить подходы к регулированию ИИ на многостороннем уровне и проанализировать текущий статус регуляторного процесса. Актуальность обусловлена быстрым развитием технологий ИИ и сопровождающими этот процесс всевозможными рисками. Методология исследования включает использование общенаучных методов, а именно: статистических и экспертных оценок, анализ эмпирических данных, классификацию, структурирование и систематизацию объектов. В результате исследования определен уровень мирового рынка технологий ИИ, выявлены концептуальные подходы к многостороннему регулированию в различных структурах. Рассмотрены основные направления регулирования ИИ в рамках деятельности международных организаций (ООН, ОЭСР, Совет Европы, ВТО), ЕС и объединений неинтеграционного типа, а также неформальных дискуссионных клубов (Хиросимский процесс, Глобальное партнерство по ИИ). Сделан вывод о том, что, несмотря на массу решений и документов, разрабатываемых в многосторонних форматах, «правила игры» для разработчиков и распространителей ИИ отстают от развития технологий в этой сфере. Установлено, что решения, принимаемые на многостороннем уровне, не носят обязательного характера для субъектов мировой экономики за исключением нормативных актов интеграционных группировок. Отмечен рост регуляторной активности международных структур в последние годы в связи с повышением уровня коммерциализации технологий ИИ, а также инновационных товаров, произведенных с использованием ИИ или содержащих его в качестве неотъемлемой части. Обозначена роль многостороннего регулирования ИИ в формировании тенденций развития мировой экономики.

Об авторах

Л. С. Ревенко
МГИМО МИД России
Россия

Лилия Сергеевна Ревенко – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н. Н. Ливенцева

Москва



Н. С. Ревенко
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Николай Сергеевич Ревенко – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений

Москва



Список литературы

1. Информационно-коммуникационные технологии для глобального мира. Мельникова О. А., ред. М.: Издательство «Аспект Пресс»; 2024. 542 с.

2. Taeihagh A. Governance of Generative AI. Policy and Society. 2025;00(00):1–22. DOI: 10.1093/polsoc/puaf001

3. Chesterman S. Good Models Borrow, Great Models Steal: Intellectual Property Rights and Generative AI. Policy and Society. 2025;44(1):23–37. DOI: 10.1093/polsoc/puae006

4. Marr B. The 15 Biggest risks of artificial intelligence. June 2, 2023. URL: https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2023/06/02/the-15-biggest-risks-of-artificial-intelligence/.

5. Haan К., Holznienkemper L. 22 Top AI statistics and trends. October 16, 2024. URL: https://www.forbes.com/advisor/business/ai-statistics/

6. Filippucci F., Gal P., Jona-Lasinio C., Leandro A., Nicoletti G. The impact of artificial intelligence on productivity, distribution and growth: Key mechanisms, initial evidence and policy challenges. OECD Artificial Intelligence Papers. 2024;15:1–63. URL: https://www.oecd.org/en/publications/the-impact-of-artificialintelligence-on-productivity-distribution-and-growth-8d900037-en.html.

7. Neznamov A. V. Impact of the concept of “Technoscience” on the genesis features of the legal regulation of artificial intelligence and robotics technology. State and Law. 2022;3:108–116. DOI: 10.31857/S102694520019169–6

8. Современная система международных экономических отношений: между глобализацией и фрагментацией. Исаченко Т. М., Платонова И. Н., Ревенко Л. С., ред. М.: КНОРУС; 2025. 218 с.

9. Gutierrez C. I., Marchant G. A Global perspective of soft law programs for the governance of artificial intelligence. Phoenix: Sandra Day O’Connor College of Law, Arizona State University, AZ; 2021. 62 p.

10. Buiten M. C. Towards intelligent regulation of artificial intelligence. European Journal of Risk Regulation. 2019;10(1):41–59. DOI: 10.1017/err.2019.8

11. Kaplan A., Haenlein M. Siri, Siri, in my hand: Who’s the fairest in the land? On the interpretations, illustrations, and implications of artificial intelligence. Business Horizons. 2019;62(1):15–25. DOI: 10.1016/j.bushor.2018.08.004

12. Papagiannidis E., Mikalef P., Conboy K. Responsible Artificial intelligence governance: A review and research framework. Journal of Strategic Information Systems. 2025;34:101885. DOI: 10.1016/j.jsis.2024.101885

13. Domin H.AI Governance trends: How regulation, collaboration and skills demand are shaping the industry. September 5, 2024. URL: https://www.weforum.org/stories/2024/09/ai-governance-trends-to-watch/.

14. Linkov I., Trump B. D., Poinsatte-Jones K., Florin M–V. Governance Strategies for a sustainable digital world. Sustainability. 2018;10:440. DOI: 10.3390/su10020440

15. Marchant G. “Soft Law” governance of artificial intelligence. UCLA: The Program on Understanding Law, Science, and Evidence (PULSE). 2019:1–19. URL: https://escholarship.org/uc/item/0jq252ks

16. Carlisle K., Gruby R. K. Polycentric systems of governance: A theoretical model for the commons. Policy Studies Journal. 2019;47(4):927–952. DOI: 10.1111/psj.12212

17. Ulnicane I. Governance fix? Power and politics in controversies about governing generative AI. Policy and Society. 2025;44(1):70–84. DOI: 10.1093/polsoc/puae022

18. Morandín-Ahuerma F. Principios normativos para una ética de la inteligencia artificial. Puebla, México: Consejo de Ciencia y Tecnología de Puebla (CONCYTEP); 2023. 212 p.

19. Yeung K. Introductory note to recommendation of the council on artificial intelligence (OECD). American Journal in International Law. 2020;59(1):27–34. DOI: 10.1017/ilm.2020.5

20. Takemi A. Global AI Governance and Japan’s science diplomacy: The G7 Hiroshima AI Process and its global implications. September 01, 2024. URL: https://ssrn.com/abstract=5121469. DOI: 10.2139/ssrn.5121469

21. Habuka H., Socol de la Osa D. U. Enhancements and next steps for the G7 Hiroshima AI Process: Toward a common framework to advance human rights, democracy and rule of law. Cambridge Forum for AI: Law and Governance. 2025;1(e15):1–26. DOI: 10.1017/cfl.2024.5

22. Chang C–C.K. The first global AI treaty: Analyzing the framework convention on artificial intelligence and the EU AI Act. University of Illinois Law Review. 2024;86:86–99. DOI: 10.2139/ssrn.5069335

23. Sekine T. EU’s AI regulation and international economic law: The Complex impact of the EU AI Act on global economic governance. SSRN Electronic Journal. 2024; October:1–42. DOI: 10.2139/ssrn.4997043

24. López-González J., Sorescu S., Kaynak P. Of Bytes and Trade: Quantifying the Impact of ditalisation on trade. OECD Trade Policy Paper № . TAD/TC/WP(2022)11/FINAL. Paris: OECD; 2023. 57 p. URL: https://one.oecd.org/document/TAD/TC/WP(2022)11/FINAL/en/pdf

25. Krause D. The EU AI Act and the future of AI governance: Implications for U.S. firms and policymakers. SSRN Electronic Journal. 2025; March:1–29. DOI: 10.2139/ssrn.5181797


Рецензия

Для цитирования:


Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Искусственный интеллект: современные подходы к многостороннему регулированию. Экономика. Налоги. Право. 2025;18(5):165-177. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2025-18-5-165-177

For citation:


Revenko L.S., Revenko N.S. Artificial Intelligence: Modern Approaches to Multilateral Regulation. Economics, taxes & law. 2025;18(5):165-177. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2025-18-5-165-177

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)