Конкурентоспособность и характер экономической модели вуза: эмпирические закономерности реализации программы «Приоритет-2030»
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-4-17-30
Аннотация
Актуальность работы обусловлена усложнением сформированной в российском высшем образовании модели квазиконкуренции, остротой и ресурсоемкостью поставленных государством перед вузами задач не только привлекать ресурсы и компетенции ключевых групп стейкхолдеров, но и выбирать стратегию развития конкурентоспособности, релевантную выбранной экономической модели, вырабатывать научно обоснованный подход к формированию параметров экономической модели вуза.
В России последовательно реализуется ряд проектов государственной поддержки образования, включая программу «Приоритет-2030», при разработке которой учтены уроки и трудности ее предшественниц. Однако при наличии достаточного количества исследований, сфокусированных на разных аспектах развития высшей школы, остаются недостаточно проработанными вопросы согласованного выбора вузами стратегии развития и экономической модели. Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и корректировки экономической модели вуза, согласованной с его стратегическими целями и задачами. Цель работы — установление особенностей экономических моделей университетов — участников программы «Приоритет-2030» и претендентов на участие в ней для выявления ее эмпирических закономерностей. В статье приводится типология экономических моделей вузов. Показана высокая устойчивость исследовательских вузов с высокооплачиваемым персоналом, выявлены группы стратегического риска. Сформулированы предложения по выбору экономической модели вуза в соответствии с его направленностью и структурированностью процесса стратегического планирования.
Об авторах
Д. Г. СандлерРоссия
Даниил Геннадьевич Сандлер — доктор экономических наук, доцент, первый проректор по экономике и стратегическому развитию, заведующий кафедрой менеджмента, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития
Екатеринбург
К. А. Данилова
Россия
Ксения Александровна Данилова — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития
Екатеринбург
Ю. А. Мальцева
Россия
Юлия Анатольевна Мальцева — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры менеджмента
Екатеринбург
Список литературы
1. Прокофьев С. Е., ред. Экосистема вузов: трансформация российской системы образования. Монография. М.: Инфра-М; 2023. 341 с. DOI: 10.12737/1901313
2. Платонова Д. П., Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., ред. Университеты на перепутье: высшее образование в России. Монография. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2019. 320 с. DOI: 10.17323/978–5–7598–2138–7
3. Ситаров В. А. История образования в России: постсоветское время. Знание. Понимание. Умение. 4. 2019;(2):201–216. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.19
4. Шибанова Е. Ю., Платонова Д. П., Лисюткин М. А. Проект 5–100: динамика и паттерны развития университетов. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(3):32–48. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.025
5. Молитвин М. Н., Суязов В. В. Программы стратегического академического лидерства в России: прошлое и будущее. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2021;20(3):432–452. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2021.307
6. Гусева А. И., Калашник В. М., Каминский В.И., Киреев С. В. Первые успехи и неудачи университетов-участников трека «Территориальное и отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030». Высшее образование в России. 2023;32(7):48–66. DOI: 10.31992/0869–3617–2023–32–7–48–66
7. Гусева А. И., Калашник В. М., Каминский В. И., Киреев С. В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха. Высшее образование в России. 2022;31(1):42–58. DOI: 10.31992/0869–3617–2022–31–1–42–58
8. Киселева О. Н., Васина А. В., Сысоева О. В. Сетевизация высших учебных заведений как фактор повышения инновационного развития региона. Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2023;14(1):53–60. DOI: 10.18287/2542–0461–2023–14–1–53–60
9. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2030»: проблемы и перспективы. Высшее образование в России. 2022;31(1):59–71. DOI: 10.31992/0869–3617–2022–31–1–59–71
10. Роденкова Т. Н., Гришина О. А., Анохова Е. В. Оценка финансово-экономической результативности государственных инвестиций в программах академического превосходства вузов. Финансы и кредит. 2022;28(10):2201–2224. DOI 10.24891/fc.28.10.2201
Рецензия
Для цитирования:
Сандлер Д.Г., Данилова К.А., Мальцева Ю.А. Конкурентоспособность и характер экономической модели вуза: эмпирические закономерности реализации программы «Приоритет-2030». Экономика. Налоги. Право. 2024;17(4):17-30. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-4-17-30
For citation:
Sandler D.G., Danilova K.A., Maltseva Yu.A. Competitiveness and the Nature of the Economic Model of the University: Empirical Patterns of the implementation of the Priority 2030 Program. Economics, taxes & law. 2024;17(4):17-30. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-4-17-30