Формирование системы оценки результативности государственного финансового контроля в Российской Федерации
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-3-76-88
Аннотация
В Российской Федерации сложилась «горизонтальная» система органов государственного (муниципального) финансового контроля (ГФК), характеризующаяся независимостью органов контроля федерального, регионального и муниципального уровней. Особое место среди органов ГФК занимает Федеральное казначейство, которое помимо контрольных функций осуществляет полномочия оператора системы казначейских платежей, обеспечивает казначейское обслуживание и казначейское сопровождение, а также реализует бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей. Предмет исследования — деятельность органов ГФК. Результаты мероприятий контроля, проводимых контрольными органами, свидетельствуют о значительном количестве нарушений, допускаемых объектами контроля. Однако реально оценивать результативность деятельности конкретного органа ГФК, а тем более давать сравнительную оценку результативности функционирования разных органов контроля, в настоящее время не представляется возможным по причине отсутствия единых подходов к решению данного вопроса. В связи с этим цель настоящего исследования — выработка подходов к оценке результативности деятельности органов ГФК. Для этого проведены анализ и систематизация используемых органами ГФК показателей результативности деятельности. Уточнено понятие «результативность ГФК». Особое внимание в статье уделяется практике контрольной деятельности ключевых органов контроля — Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства. Одним из результатов исследования стало выдвижение предложения по изменению целей ГФК. Кроме того, с учетом уточненных целей контроля в статье предлагается авторская система показателей оценки результативности деятельности ГФК в целом и конкретных органов и должностных лиц в отдельности, что даст возможность оценивать степень результативности органов ГФК в нашей стране. В статье также предложена авторская трактовка термина — «казначейский контроль», под которым понимаются инструментарий казначейского обслуживания и казначейского сопровождения, а также отдельные направления контроля в сфере закупок.
Об авторе
А. И. ЛукашовРоссия
Лукашов Андрей Иванович — кандидат экономических наук, доцент, заведующий базовой кафедры бюджета и казначейства РЭУ им. Г.В. Плеханова, врио руководителя Управления Федерального казначейства по г. Москве.
Москва
Список литературы
1. Ялбулганов А.А. Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы. Актуальные проблемы российского права. 2020;(11):76–94.
2. Шохин С.О. Перспективные направления развития государственного финансового контроля. Финансовое право. 2020;(4):26–28.
3. Забралова О.С. Государственный финансовый контроль в социальной сфере: теория и практика правоприменения. Финансовое право. 2022;(10):11–14.
4. Лукашов А.И. Государственный финансовый контроль: современные вызовы и направления совершенствования. Вопросы государственного и муниципального управления. 2023:(1):20–38. DOI: 10.17323/1999–5431–2023–0–1–20–38
5. Исаев Э.А. Особенности государственного финансового контроля на территориях новых субъектов РФ. Бюджет. 2023;244(4):30–31.
6. Глебова Е.В., Максимова В.В. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере оценки системы менеджмента качества. Научные труды Дальрыбвтуза. 2018;45(2):61–67.
7. Бурик Н.А. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» деятельности предприятия. Бенефициар. 2022;72:29–33.
8. Бурейшо А.А. Понятия результативности и эффективности деятельности организации. Электронный научный журнал. 2021;47(9):71–74.
9. Лукьянова З.А. Современный методический подход к совершенствованию государственного финансового контроля. Гуманитарный научный вестник. 2022;(4):185–190.
10. Гриневич М.В. Оценка результативности органов государственного финансового контроля. Мат. XI Международной научно-практической конференции «Декабрьские чтения памяти С.Б. Барнгольц». М.: Финансовый университет; 2020:14–19.
11. Ванькович И.М. Внедрение механизма контроллинга в контрольном органе как инструмента повышения результативности системы государственного финансового контроля. Управленческий учет. 2021;(9):689–694.
12. Яковенко Д.А. Сбалансированная система показателей результативности работы ведомственной службы контроля. Бизнес. Образование. Право. 2021;57(4):198–205.
13. Косаренко Н.Н. Государственный финансовый контроль: публично-правовое регулирование. Монография. М.: РУСАЙНС, 2018.— 216 с.
14. Лукашов, А.И. Новая парадигма бюджетного мониторинга. Финансы. 2022;(6):17–22.
15. Иванова А. Стандартизация деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) контроля. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2023;(1):12–23.
Рецензия
Для цитирования:
Лукашов А.И. Формирование системы оценки результативности государственного финансового контроля в Российской Федерации. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(3):76-88. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-3-76-88
For citation:
Lukashov A.I. Formation of a System for Assessing the Effectiveness of State Financial Control in the Russian Federation. Economics, taxes & law. 2023;16(3):76-88. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-3-76-88