Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск

Инструменты антикризисного управления малым и средним бизнесом

https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-5-77-86

Аннотация

Предмет исследования — определение тенденций применения инструментов антикризисного управления малым и средним бизнесом (МСБ). Цель работы — установление путей совершенствования инструментов антикризисного управления МСБ. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в текущих макроэкономических условиях необходимо развитие концептуальных основ антикризисного управления предпринимательством, соответствующего особенностям государственного регулирования, задачам стратегического развития экономики страны. Несмотря на значимость предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов, инструменты их поддержки и регулирования находятся в стадии формирования, поскольку существующие институты ограничены финансово-экономическим потенциалом, законодательством, особенностями деятельности малых и средних предприятий (МСП), обусловленные недостаточной прозрачностью и наличием собственных активов. В работе определен потенциал развития инструментов антикризисного управления МСП, основанный на анализе ключевых показателей эффективности использования ресурсов и возможностей внешней институциональной среды. Методы исследования — системный, ситуационный и сравнительный анализы, метод моделирования социально-экономических и управленческих процессов. Разработана система инструментов антикризисного управления МСП, сочетающая преемственность целей и задач государственной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с внутренними ресурсами субъектов предпринимательства. Сделаны выводы о том, что эффективность инструментов антикризисного управления предпринимательством должна обеспечиваться институциональной средой и внутренним ресурсным потенциалом бизнес-единицы, которые должны адаптироваться и подстраиваться к изменениям в зависимости от управленческих, производственных, финансовых и иных возможностей МСП.

Об авторе

М. С. Оборин
Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова
Россия

Матвей Сергеевич Оборин — доктор экономических наук, кандидат географических наук, профессор, профессор кафедры экономического анализа и статистики, профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, профессор кафедры менеджмента

Пермь



Список литературы

1. Адонин Е. А. Инновации как инструмент антикризисного управления в малом и среднем бизнесе. Инженерные кадры — будущее инновационной экономики России. 2020;(8):97–100.

2. Дарвиш Ф. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления инновациями в сфере малого и среднего бизнеса. Экономические и гуманитарные науки. 2022;364(5):10–17.

3. Татаринов П. С. Управление интеллектуальной собственностью как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности МСП. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2022;(10):63–75.

4. Боброва Е. А., Сотникова Е. А. Развитие малого и среднего бизнеса на региональном уровне: управленческие и финансовые инструменты. Среднерусский вестник общественных наук. 2023;(4):178–200.

5. Гарнова В. Ю., Умнова М. Г., Лю Я. Обзор доступных цифровых технологий и инструментов для российского малого и среднего бизнеса. Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2022;(2):46–53.

6. Козлова А. А. Особенности реализации проектного подхода в малом и среднем бизнесе. Экономика и социум. 2019;56(1–2):186–190.

7. Мелешкина А. И., Маркова О. А., Власов К. В. Рыночные стратегии компании как источник антимонопольных рисков. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2018;28(2):7–28.

8. Рублев В. Ю. Обзор инструментов автоматизации для управления предприятиями малого и среднего бизнеса. Наука и практика регионов. 2023;33(4):124–131.

9. Симонов А. П. Разработка модели для анализа эффекта внедрения инструментов управления цепями поставок на оценку стоимости компании из сегмента малого и среднего бизнеса. Russian Economic Bulletin. 2019;(6):144–150.

10. Борисова М. В. Реструктуризация как инструмент управления стоимостью малого и среднего бизнеса в России. Синергия Наук. 2020;44:174–184.

11. Босенко О. Д. Теоретические аспекты общего управления качеством на малых и средних предприятиях. Трибуна ученого. 2020;(12):818–824.

12. Данышев Р. В., Зюкин Д. В., Овчинникова О. А., Ткач А. М. Взаимосвязь функций и технологий управления человеческими ресурсами в малом и среднем бизнесе в условиях цифровой трансформации. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2023;(1):241–246.

13. Жабин А. П., Волкодавова Е. В. Использование инструментов проектно-процессного подхода в управлении затратами на предприятиях малого и среднего бизнеса в условиях усиливающейся рыночной конкуренции. Экономические науки. 2020;184:71–76.

14. Максуд Л. Франчайзинг как инструмент управления бизнесом для малых и средних компаний. Экономика. Бизнес. Банки. 2024;71(1):19–28.

15. Фокина О. В., Никулина Т. С. Проектное управление в сфере корпоративного обучения. Вопросы устойчивого развития общества. 2020;(7):37–41.


Рецензия

Для цитирования:


Оборин М.С. Инструменты антикризисного управления малым и средним бизнесом. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(5):77-86. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-5-77-86

For citation:


Oborin M.S. Anti-Crisis Management Tools for Small and Medium-Sized Businesses. Economics, taxes & law. 2024;17(5):77-86. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-5-77-86

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)