Актуальные проблемы развития регионов России: экология и право
Аннотация
Предмет исследования — взаимоотношения российских регионов и федерального центра по вопросам экологической политики и природоохранной деятельности. Цель работы — установление целесообразности расширения рамок правового поля субъектов Российской Федерации для решения экологических проблем с учетом специфики регионов и возможностей их социально-экономического развития. Рассмотрено влияние существующих и разрабатываемых национальных проектов, направленных на решение экологических проблем, обоснована целесообразность расширения возможностей регионов/субъектов с учетом региональных особенностей экологической политики для достижения целей устойчивого развития 2030 г. и национальных целей развития 2036 г. Показано, что муниципалитеты играют незаменимую роль в осуществлении прав коренных народов и местных общин, проживающих в условиях хрупких водных экосистем и исконной среды обитания. Приоритетной задачей предложено считать ускорение перехода России и других основных эмитентов выбросов СО2 на соблюдение сроков, установленных документами ООН. Отмечено, что хорошая экологическая обстановка является не только глобальным общественным, но и национально-территориальным благом, меры по защите которого необходимо предусматривать при разработке новых национальных проектов «Экологическое благополучие» и «Инфраструктура для жизни». Сделан вывод о том, что в российской статистике целесообразно расширить систему отчетности о выполнении Целей устойчивого развития ООН, касающихся защиты окружающей среды. Сотрудничество в противодействии угрозам экологического равновесия предлагается считать основным направлением приграничного сотрудничества российских регионов и территорий соседних стран.
Об авторе
А. А. ТкаченкоРоссия
Александр Александрович Ткаченко — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений
Список литературы
1. Ткаченко А.А. Актуальные проблемы развития регионов России: экономика и демография. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(3):115–124. DOI: 10.26794/1999–849X‑2024–17–3–115–124
2. Fabris N. Financial stability and climate change. Journal of Central Banking Theory and Practice. 2020;9(3):27–43. DOI: 10.2478/jcbtp‑2020–0034
3. Bandt O. de [et al.] The effects of climate change-related risks on banks: A literature review. Basel Committee on Banking Supervision Working Paper 40. December 2023. 39 р. https://www.bis.org/bcbs/publ/wp40.htm.
4. Le A.-T., Tran T. Ph., Mishra A.V. Climate risk and bank stability: International evidence. Journal of Multinational Financial Management. 2023;70–71:100824. DOI: 10.1016/j.mulfin.2023.100824
5. Carè R., Fatima R., Boitan I.A. Central banks and climate risks: Where we are and where we are going? International Review of Economics and Finance. 2024;92:1200–1229.
6. Турцева К.П. Векторы разработки региональной экологической политики в России: анализ государственных программ. Вестник Пермского университета. Политология. 2022;16(3):27–40.
7. Хмельченко Е.Г., Черкасова М.А., Береговская Т.А., Жиздюк Д.А. Экология как основной фактор повышения уровня и качества жизни населения территории муниципального образования. Муниципальная академия. 2023;(4):340–346. DOI: 10.52176/2304831X_2023_04_340
8. Галас М.Л. Анализ влияния качества жизни населения России на достижение целей устойчивого развития. Вестник Российской нации. 2021;77–78(1–2):94–101.
9. Попова И.М., Колмар О.И. Низкоуглеродное развитие России: вызовы и возможности в новых условиях. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2023;18(4):62–95. DOI: 10.17323/1996–7845–2023–04–03.
10. Ткаченко А.А. Роль МОТ в международных процессах к столетию международной организации. Международные процессы. 2019;58(3):36–50. DOI: 10.17994/IT.2019.17.3.58.3
11. Кряжков В.А., Гарипов Р.Ш. Конвенция МОТ 169 и российское законодательство о коренных малочисленных народах. Государство и право. 2019;9:52–64. DOI: 10.31857/S 013207690006730–5
12. Прохоров А.П. Перспективы реализации национальных проектов Российской Федерации на период 2025–2030 годов с учетом новой модели экономического развития. Мир новой экономики. 2024;18(1):18–26. DOI: 10.26794/2220–6469–2024–18–1–18–26
13. Мурдашова Л.Р. Экологическая политика Республики Башкортостан как составная часть концепции устойчивого развития. Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020;(3):170–179. DOI: 10.37691/2311–5351–2020–0–3–170–179
14. Махмадали Б.Н. Управление процессом разработки и инвестиционной политики развития региона с учетом местной эколого-экономической ситуации. Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2022;77(2):49–61.
15. Welton Shelley. Neutralizing the Atmosphere. Yale Law Journal. 2022;132(171):171–249.
16. Susskind Daniel. Growth a history and a reckoning. Cambridge, MA: Belknap Press; 2024. 304 p.
17. Бухвальд Е. Российский федерализм на критическом рубеже развития. Вопросы экономики. 2008;(9):70–83.
18. Жуков С.В., Копытин И.А. Роль технологий и рынков в энергетическом переходе: мировой опыт для России. Научные труды Вольного экономического общества России. 2023;244(6):123–143. DOI: 10.38197/2072–2060–2023–244–6–123–143
19. Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. Журнал российского права. 2003;81(9):32–39.
20. Рыженков А.Я., Цуглаева Н.В. О роли законодательства субъектов РФ в достижении целей «зеленой» экономики (на примере трех Прикаспийских регионов). Правовой порядок и правовые ценности. 2023;3(1):34–44.
21. Шавалеева Ч. М. К вопросу о дотациях субъектам Российской Федерации. Финансы и кредит. 2015;638(14):31–41.
Рецензия
Для цитирования:
Ткаченко А.А. Актуальные проблемы развития регионов России: экология и право. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(6):118-129.
For citation:
Tkachenko A.A. Actual Problems of Development of Russian Regions: Ecology and Law. Economics, taxes & law. 2024;17(6):118-129. (In Russ.)