Новые модели наставничества в здравоохранении как способ повышения профессиональных компетенций медицинских работников
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-3-69-79
Аннотация
Предмет исследования — новые модели наставничества в медицинских организациях как способ повышения профессиональных компетенций медицинских работников. Цели ь работы — новые модели наставничества в медицинских организациях как способ повышения профессиональных компетенций медицинских работников. Цели ь работы — установление основных аспектов наставничества в сфере здравоохранения и характеристика возможных моделей наставничества. Выявлены основные аспекты наставнической деятельности в медицинских организациях. Определено, что наставнические механизмы и инструменты должны быть институционализированы как в медицинских организациях, так и на уровне профильных министерств. Обоснована необходимость диверсификации наставнических процедур в зависимости от специфики деятельности медицинской организации, ее штатного состава, количества пациентов, наставнических инструментов и механизмов. В результате проведенного исследования установлено, что для повышения эффективности развития института наставничества в государственной системе здравоохранения необходимо учитывать нормативную регламентацию института наставничества, диверсификацию процедур наставничества в зависимости от специфики деятельности и других характеристик медицинской организации. Сделаны выводы о том, что разработанные авторами и приведенные в статье теоретические модели наставничества можно объединить в единую систему ежегодного мониторинга показателей эффективности деятельности медицинской организации, учитывающую как объективные, так и субъективные способы адаптации сотрудников к особенностям деятельности медицинской организации.
Об авторах
Ю. В. БурдастоваРоссия
Юлия Владимировна Бурдастова — кандидат экономических наук, аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы; старший научный сотрудник Лаборатории исследования поведенческой экономики Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН.
Москва
Ю. С. Ненахова
Россия
Юлия Сергеевна Ненахова — аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы; научный сотрудник Лаборатории исследования поведенческой экономики Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН.
Москва
Н. В. Аликперова
Россия
Наталья Валерьевна Аликперова — кандидат экономических наук, аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы; ведущий научный сотрудник Лаборатории исследования поведенческой экономики Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; доцент, Финансовый университет.
Москва
Д. И. Марков
Россия
Дмитрий Игоревич Марков — аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы; заместитель заведующего учебно-научной социологической лабораторией департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет.
Москва
Список литературы
1. Dreyfus S, Dreyfus H. A five-stage model of the mental activities involved in directed skill acquisition. California University Berkeley Operations Research Centre; 1980. URL: http://www.dtic.mil/dtic/index.html.
2. Benner P. From Novice to expert. The American Journal of Nursing. 1982;82(3):402–407.
3. Merkur S., Mladovsky, P., Mossialos, E, and McKee, M. Policy brief: do lifelong learning and revalidation ensure that physicians are fit to practice? Copenhagen: World Health Organization; 2008.
4. Gruppen et al. The promise of competency-based education in the health professions for improving global health. Human resources for health. 2012;43(10).
5. Hoge M. A., M.J.A., Laraia M., Pomerantz A., & Farley T. Core competencies for integrated behavioural health and primary care. Washington, DC: SAMHSA — HRSA; 2014. URL: http://www.integration.samhsa.gov/workforce/Integration_Competencies_Final.pdf.
6. Nancarrow, S. Six principles to enhance health workforce flexibility. Human Resources for Health. 2015;13(9):1–12.
7. Frenk J. Chen, L., Bhutta Z., Cohen J., Crisp N., Evans T., Fineberg H., Garcia P, Ke, Y., Kelley P., Kistnasamy B., Meleis A., Naylor D., Pablos-Mendez A., Reddy S., Scrimsah S., Sepulveda J., Serwadda D, Zurayk H. Health professionals for a new century: transforming education to strengthen health systems in an interdependent world. The Lancet. 2010;376:1923–1958.
8. Марков Д. И. Экспорт медицинских услуг: как повысить конкурентоспособность организаций российского здравоохранения. Здоровье мегаполиса. 2021;2(2):6–14. DOI: 10.47619/2713–2617.zm.2021.v.2i2;6–14
9. Теплов А. О. Методы оценки эффективности наставничества. Государственное управление. Электронный вестник. 2011;28:16.
10. Голубь А. А., Актуальность модели Д. Киркпатрика как инструмента оценки эффективности обучения персонала. Символ науки. 2019;(5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-modeli-dkirkpatrika-kak-instrumenta-otsenki-effektivnosti-obucheniya-personala.
11. Комаров М. В., Банных Н. С., Мальков Н. Р. Вовлеченность персонала в профессиональную деятельность и корпоративную культуру. М.: Когито-Центр; 2018. 340 с.
12. Бурдастова Ю. В. Проблемы формализации института наставничества в здравоохранении и пути их решения. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(5):461–466. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-461-466
13. Ненахова Ю. С. Становление нормативно-правовой базы наставничества в здравоохранении. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021;(1–2):3–11. DOI: 10.26347/1607–2502202101–02003–011
Рецензия
Для цитирования:
Бурдастова Ю.В., Ненахова Ю.С., Аликперова Н.В., Марков Д.И. Новые модели наставничества в здравоохранении как способ повышения профессиональных компетенций медицинских работников. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(3):69-79. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-3-69-79
For citation:
Burdastova Yu.V., Nenakhova Yu.S., Alekperova N.V., Markov D.I. New Models of Mentoring in Healthcare as a Way to Improve the Professional Competencies of Medical Workers. Economics, taxes & law. 2022;15(3):69-79. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-3-69-79