Роль правового регулирования в формировании социально-психологического профиля потребителей в условиях санкций
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-2-166-174
Аннотация
Предмет исследования — формирование социально-психологического профиля потребителей. Цель работы — установление роли правового регулирования в создании социально-психологического профиля потребителей в условиях санкций. В исследовании использованы методы моделирования, сравнения, формальной логики, экстраполяции, позволившие провести обстоятельный анализ научных и правовых источников литературы о предмете исследования, выявить особенности формирования профиля потребителя в условиях санкций. В статье рассмотрена сущность понятия «социально-психологический профиль личности», выделены факторы, которые оказывают наиболее сильное влияние на поведение потребителей. Определено, что в отечественной науке вопросам формирования социально-психологического профиля личности потребителя не уделяется должного внимания. Приводятся основные параметры, необходимые для формирования социально-психологического профиля потребителей. Обоснована разница в понимании терминов «социально-психологический профиль» и «социально-психологический портрет». Детально рассмотрен процесс формирования социально-психологического профиля личности потребителей. Установлено, что наибольшую роль в определении потребительского поведения играют такие факторы, как качество, стоимость, доступность товаров/услуг, финансовые возможности потребителей, их ожидания и предпочтения. Проанализированы меры, предпринимаемые государством в целях поддержки потребителей и бизнеса в условиях санкций, рассмотрен иностранный опыт противостояния санкциям.
По итогам исследования сделан вывод о необходимости соблюдения конфиденциальности персональных данных при формировании социально-психологического профиля российских потребителей.
Об авторе
Е. Г. БагрееваРоссия
Елена Геннадиевна Багреева — доктор юридических наук, профессор, кафедра международного и публичного права юридического факультета
Москва
Список литературы
1. Ахмедова М. Б. Особенности потребительского поведения. Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2020;13;90–93.
2. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года. www.kp.ru: https://www.kp.ru/daily/27573/4897592.
3. Сарычев А. Ч. Изучение поведения потребителей на рынке. Вестник науки. 2023;62(5):98–100.
4. Кассер Т. Быть или иметь? Психология культуры потребления. М.: Манн, Иванов, Фербер; 2015. 208 с.
5. Барден Ф. Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем. М.: Манн, Иванов, Фербер; 2014. 310 с.
6. Rebonato R.A. Critical assessment of libertarian paternalism. Journal of Consumer Policy. 2014;37:357– 396.
7. Кирей В. В. Поведение потребителей в период геополитической нестабильности. Наукосфера. 2023;(1–2):345–349.
8. Kaigo M. Social media usage during disasters and social capital: Twitter and the Great East Japan earthquake. Keio Communication Review. 2012;34:19–35. DOI:.10.1016/j.ssresearch.2016.09.015
9. Захаренко И. К. Инструменты исследования поведения потребителей в санкционной экономике. Креативная экономика. 2023;17(10):3739–3754. DOI: 10.18334/ce.17.10.119297
10. Попова О. В., Сидорин А. А. Состояние и тенденции изменения потребительского и инвестиционного поведения населения России. Экономика и предпринимательство. 2020;121(8):263–266.
11. Репринцева Е.В., Соловьева Т.Н., Пасечко В.В. Проблемы обеспечения устойчивости потребительского рынка. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022;(3–1):114–119.
12. Шлычков В. В., Батайкин П. А., Нестулаева Д. Р. Сегодня и завтра Российской экономики: вызовы 2022 года, новые реалии и неопределенности развития. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022;2(58):101–112. DOI: 10.26456/2219–1453/2022.2.101–112
13. Сахбиева А. И., Мухаметзянов М. И. Анализ потребительского спроса россиян в условиях санкционного давления. Бюллетень транспортной информации. 2022;323(5):64–70.
14. Лысова Е.А. Поведение потребителей: содержание понятия, социально-экономическая сущность. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019;(4): 21–27.
15. Безносова М. И. Российско-иранские отношения на современном этапе: перспективы и потенциальные риски. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2023;7(1):88–96. DOI: 10.35634/2587–9030–2023–7–1–88–96
16. Капогузов Е. А., Чупин Р. И. «Санкции 2022»: возможности и ограничения реакционного регулирования со стороны российского государства. Вопросы регулирования экономики. 2022;13(1):67–74. DOI: 10.17835/2078–5429.2022.13.1.067–074
Рецензия
Для цитирования:
Багреева Е.Г. Роль правового регулирования в формировании социально-психологического профиля потребителей в условиях санкций. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(2):166-174. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-2-166-174
For citation:
Bagreeva E.G. The Role of Legal Regulation in the Formation of the Socio-Psychological Profile of Consumers under Sanctions. Economics, taxes & law. 2024;17(2):166-174. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-2-166-174