Впечатления как новый продукт развития экономики и общества
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-2-6-16
Аннотация
Впечатления играют важную роль в современном мире, превращаясь в продукт, предназначенный для конечного потребления наряду с товарами и услугами. Хотя возможность воздействия с помощью впечатлений на поведение индивидуумов и общественные настроения используется людьми с незапамятных времен, экономическая сущность и характеристика впечатлений пока еще нуждаются в детальной интерпретации, поскольку концепции экономики впечатлений возникли лишь на рубеже XX и XXI вв. Коммерциализация впечатлений как продукта, формирование с их помощью уникального потребительского опыта, применение современных технологий для позитивного эмоционального воздействия на общество, стимулирующего устойчивый экономический рост, становятся новой областью экономических исследований междисциплинарного характера.
Предмет исследования — экономика впечатлений как особая сфера хозяйственной деятельности человека в период постиндустриализма, цифровизации и развития креативной среды, создающая новый стоимостной продукт, дополняющий товары, услуги, виртуальный контент и объекты интеллектуальной собственности. Цель работы — выявление и раскрытие роли впечатлений в современной системе хозяйственной деятельности.
Сделаны выводы о том, что в узком понимании экономика впечатлений близка к трактовке индустрии досуга и развлечений как коммерческого, так и некоммерческого характера, а в широкой интерпретации экономика впечатлений становится новым средством продвижения и сбыта различных продуктов через позитивный эффект воздействия на потребительский опыт людей. В статье представлена отраслевая структура экономики впечатлений, обобщена ее теоретическая основа, определена специфика развития в условиях пандемии COVID‑19 и сделаны прогнозы на посткоронавирусную перспективу. Исследование проводилось на основе таких теоретических методов, как анализ, синтез, классификация, обобщение и аналогия, а также кейс-метод для выявления общих закономерностей в становлении экономики впечатлений как отдельной сферы хозяйственной деятельности.
Об авторе
А. И. ПогорлецкийРоссия
Александр Игоревич Погорлецкий — доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. М.: Питер; 2013. 351 с.
2. Pine J., Gilmore J. Welcome to the experience economy. Harvard Business Review. 1998;(7–8). URL: https://hbr.org/1998/07/welcome-to-the-experience-economy.
3. Pine J., Gilmore J.The Experience economy. Boston: Harvard Business School Press; 1999. 254 p.
4. Pine J., Gilmore J. The experience economy: past, present and future / Handbook on the Experience Economy. Ed. by Sundbo J. and Sørensen F.— Edward Elgar Publishing, 2013:21–44.
5. Шмитт Б., Роджерс Д., Вроцос К. Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений. М.: Вильямс; 2005. 400 с.
6. Toffler A. Future shock. New York: Random House; 1970. 505 p.
7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia; 2004. 788 с.
8. Toffler A.The third wave. New York: William Morrow; 1980. 544 p.
9. Йенсен Р. Общество мечты: как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит бизнес. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге; 2004. 267 с.
10. Иванов Д.В. Глэм-капитализм: мир брендов, трендов и трэша. СПб.: Страта; 2015. 135 с.
11. Веблен Т.Теория праздного класса. М.: АСТ; 2021. 382 с.
12. Jarillo J.C. On strategic networks. Strategic Management Journal. 1988;9(1):31–41. DOI: 10.1002/smj.4250090104
13. Ариели Д. Поведенческая экономика: почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2013. 280 с.
14. Nye J.Bound to lead: the changing nature of american power. New York: Basic Books; 1991. 307 p.
15. Смирнова Т.В., Тельнов А.С. Проведение чемпионата мира по футболу: экономическая дилемма. Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А.Соловьева. 2015;33(2):123–127.
16. Taleb N.N.Antifragile: things that gain from disorder. New York: Random House; 2014. 519 p.
Рецензия
Для цитирования:
Погорлецкий А.И. Впечатления как новый продукт развития экономики и общества. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(2):6-16. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-2-6-16
For citation:
Pogorletskiy A.I. Impressions as a New Product of Economic and Social Development. Economics, taxes & law. 2022;15(2):6-16. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-2-6-16