Сущностные характеристики налогового комплаенса в рамках организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2025-18-2-138-147
Аннотация
Актуальность статьи обусловливается необходимостью исследования сущностных характеристик, становления и развития налогового комплаенса в рамках процесса совершенствования организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков для определения его соподчиненности и ролевой функции. Предмет исследования — налоговый комплаенс как элемент организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Цель работы — совершенствование организационных основ взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. В статье выявлены факторы, которые оказывают негативное влияние на организацию взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков; исследована эволюция моделей организации взаимодействия; определены ключевые инструменты, присущие каждой модели взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков; рассмотрены и критически оценены подходы к понятию и термину «налоговый комплаенс» в российской и зарубежной практике; выявлены сущностные характеристики налогового комплаенса. Сделаны выводы о необходимости избавления от узкого, формального подхода к налоговому комплаенсу как функции управления налоговыми рисками.
Об авторе
М. С. ИшинаРоссия
Марианна Станиславовна Ишина — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики
Список литературы
1. Зуев В.М., Воронова Т.А., Гретченко А. И., Кулапов М.Н., Калинина И.А. Разломы российского образования. Открытое образование. 2019;23(4):4–12.
2. Мандрощенко О.В. Повышение транспарентности во взаимодействии налогового органа с налогоплательщиками. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021;17(3):485–499.
3. Адвокатова А.С. Взаимосвязь моделей поведения налогоплательщиков и налогового контроля. Экономика. Налоги. Право. 2017;10(5):148–157.
4. Ефремова Т.А., Филиппова Н.А. Партнерское взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков как необходимое условие повышения эффективности налогового администрирования. Совершенствование налогового администрирования. Материалы четвертой научно-практической конференции (Уфа, 06 декабря 2019 г.). Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет; 2019:77–82.
5. Анисимов А.Л. Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов в контексте обеспечения баланса власти и доверия. Modern economy success. 2022;(5):191–195.
6. Аристархова М. К., Шеина А. Ю. Трансформация взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов в современных реалиях. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация социальных и экономических систем». М.: Московский университет имени С. Ю. Витте; 2021:91–100.
7. Becker G. Crime and punishment: An economic approach. Journal of Political Economy. 1968;76(2):169–217.
8. Allingham M. G., Sandmo A. Income tax evasion: A theoretical analysis. Journal of Public Economics. 1972;1(3):323–338.
9. Ричард Т. Новая поведенческая экономика. М.: издательство «Э»; 2017: 268.
10. Yitzhaki S. A note on income tax evasion: A theoretical analysis.Journal of Public Economics. 1974;3(2):201–202.
11. Brizi A., Giacomantonio M., Schumpe B.M. & Mannetti L. Intention to pay taxes or to avoid them: The impact of social value orientation. Journal of Economic Psychology. 2015;50:25.
12. Демин А. В. Модель гибкого налогового администрирования и налоговый комплаенс. Правоприменение. 2022;6 (2):80–92.
13. Nerré Birger Tax culture: A basic concept for tax politics economic analysis & policy. Vol. 38 no. 1, March 2008:155–157.
14. Arrow K. J. The limits of organization. New York: Norton & co; 1974:23.
15. Kirchler Erich The economic psychology of tax behaviour. Cambridge University Press; 21.06.2007.
16. Добролюбова Е.И. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности на основе оценки мотивации бизнеса к соблюдению требований регулирования. Управленец. 2021;12(2):63–73.
17. Алехнович А. О., Анучин Л. Л. Оценка и корректировка правоприменительной практики контрольных и надзорных органов: индекс административного давления. Вопросы государственного и муниципального управления. 2021;(1);7–29.
18. Braithwaite John. Globalisation, redistribution and tax avoidance. Public Policy Research. 2005:85–87.
19. Lewis A. The social psychology of taxation. British Journal of Social Psychology. 1982;21(2):151–158.
20. Damith Gangodawilage, Wasanthi Madurapperuma, Chandana Aluthge. Tax compliance behaviour of entrepreneurs in the digital economy: A research synthesis. GSJ. 2022;10(2):1274–1304.
21. McKerchar M.A., Bloomquist K., Pope J. Indicators of tax morale: An exploratory study. eJournal of Tax Research. 2013;11(1):5–22.
22. Rodriguez-Justicia D., Theilen B. Education and tax morale. Journal of Economic Psychology. 2018;64:18–48.
23. Аузан А. Экономика всего: как институты определяют нашу жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2017. 191 с.
24. Абрамов В. Ю. Руководство по применению комплаенс-контроля в различных сферах хозяйственной деятельности: практическое пособие. М.: Юстицинформ; 2020.
25. Бросалина А. А. Комплаенс как инструмент управления правовыми рисками. Актуальные проблемы государства и права. 2022;21(1):7–18.
26. Адвокатова А.С. Налоговый контроль в условиях модификации отношений налоговых органов и налогоплательщиков. Монография. М.: Русайнс; 2020.190 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ишина М.С. Сущностные характеристики налогового комплаенса в рамках организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Экономика. Налоги. Право. 2025;18(2):138-147. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2025-18-2-138-147
For citation:
Ishina M.S. Essential Characteristics of Tax Compliance in the Framework of the Organization of Interaction between Tax Authorities and Taxpayers. Economics, taxes & law. 2025;18(2):138-147. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2025-18-2-138-147