Preview

Экономика. Налоги. Право

Расширенный поиск

Меры государственной поддержки МСП в малых туристских городах

https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-5-28-39

Аннотация

Актуальность выбора малых туристских городов с населением до 50 тыс. жителей как объектов исследования с точки зрения поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) объясняется сложностью достижения финансовой самодостаточности этих территориальных образований. Предмет исследования — система государственной поддержки МСП в малых туристских городах России. Цели работы — оценка текущего развития малого и среднего бизнеса в малых туристских городах, систематизация мер и инструментов государственной поддержки малых и средних предприятий и выработка предложений по их совершенствованию. Гипотезой исследования является предположение о том, что малый и средний бизнес является катализатором экономики малого туристского города. В статье осуществлена взаимоувязка понятий «малый город», «туристская территория», «город-курорт», «малый туристский город». В качестве методов исследования применялись системный подход к исследованию особенностей деятельности МСП в малых туристских городах, анализ нормативной правовой базы, статистический анализ динамики показателей. Практическая значимость исследования заключается в формировании предложений на основе систематизации мер государственной поддержки МСП применительно к малым туристским городам, предусматривающих повышение прозрачности информации; упрощение отчетности по предоставляемым субъектам малого и среднего бизнеса мерам поддержки; стимулирование местных брендов; улучшение инвестиционного климата посредством уменьшения сложности процедур ведения бизнеса за счет создания дорожных карт; развитие туристских кластеров через участие в более глобальных цепочках создания стоимости. Делается вывод о том, что основным налоговым инструментом поддержки деятельности МСП становится вводимый с 2025 г. туристический налог, который неоднозначно оценивается специалистами ввиду того, что он будет взиматься с мест коллективного размещения туристов, увеличивая налоговую нагрузку на них и обусловливая тем самым уход отдельных отельеров в теневой сектор.

Об авторах

Е. С. Цепилова
Сочинский государственный университет
Россия

Елена Сергеевна Цепилова — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления и технологий в туризме и рекреации

Сочи



О. И. Беляева
Институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Россия

Ольга Игоревна Беляева — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры регионального управления, факультет международного регионоведения и регионального управления

Москва



Список литературы

1. Бухвальд Е. М. Стратегия развития МСП в России до 2030 года: амбиции и реалии. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016;43(1):66–80.

2. Клейнер Г. Б. Системная парадигма как теоретическая основа стратегического управления экономикой в современных условиях. Управленческие науки. 2023;13(1):6–19. DOI: 10.26794/2304–022X-2023–13–1–6–19

3. Беляева О. И., Кравцов К. А. Опыт реализации стратегического подхода к управлению развитием малых городов России. Региональная экономика. Юг России. 2023;11(1):43–54. DOI: 10.15688/re.volsu.2023.1.4

4. Цепилова Е. С., Беляева О. И. и др. Драйверы устойчивого развития туристских территорий. Монография. Гварлиани Т. Е., Воробей Е. К., ред. М.: Директ медиа; 2023. 276 с.

5. Кузнецов Н. Г., Цепилова Е. С., Родионова Н. Д. Практика и перспективы налогового эксперимента по взиманию курортного сбора в РФ. Финансовые исследования. 2024;25(1):90–100. DOI: 10.54220/finis.1991–0525.2024.82.1.007

6. Цепилова Е. С. Совершенствование методики оценки эффективности деятельности особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Sochi Journal of Economy. 2020;14(3):323–333.

7. Цепилова Е. С., Беляева О. И. Методика оценки эффективности деятельности особых экономических зон в части мер налогового стимулирования производственной деятельности и поддержки занятости населения. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(6):122–133.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо; 2007. 864 c.

9. Котельников Д. А. Туристские территории в структуре туристско-рекреационного пространства региона: идентификация, определение границ, признаки. Региональные проблемы преобразования экономики. 2020;113(3):136–143.

10. Черныш М. Ф., Маркин В. В., Баймурзина Г. Р. [и др.]. Малые города России: новые вызовы, социальные проблемы и перспективы. М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук; 2021. 598 с.

11. Ял-Яваш С. В. Институциональные инструменты управления развитием сектора МСП. Автореф. дис. … канд. экон. наук. 08.00.05. Ял-Яваш Сергей Вячеславович. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет; 2021.

12. Жура С. Е. Инфраструктурное обеспечение развития малого бизнеса: институциональный подход. Автореф. дис. … докт. экон. наук. М.: 00.08.05. Жура Светлана Егоровна. М.: Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова; 2021. 41 с.

13. Пылаева И. С. Механизмы стимулирования технологического развития малых промышленных предприятий высокотехнологичных отраслей. Автореф. дис. … канд. экон. наук. Челябинск: 08.00.05. Пылаева Ирина Сергеевна. Место защиты: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет); 2021. 24 с.

14. Мирошников С. Н. Государственное управление социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования. Автореф. дис. … докт. экон. наук. 08.00.05. Мирошников Сергей Николаевич. Место защиты: М.: Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. М., 2021. 39 с.

15. Харитонов А. В. Организационно-экономический механизм устойчивого развития сельских территорий на основе сельских агломераций. Автореф. дис. … докт. экон. наук. Новосибирск: 2021. 52 с.

16. Морусов С. А. Маркетинг территорий как фактор ускорения регионального социально-экономического развития на основе привлечения «креативного класса». Автореф. дис. … канд. экон. наук. 08.00.05. Морусов Сергей Александрович. Белгород: 2022; 28 с.

17. Вылкова Е. С., Киселева Е. А. Нивелирование дисбаланса интересов участников управления налогообложением при его осуществлении на уровне коммерческой организации. Монография. СПб.: КультИнформПресс; 2016. 181 с.

18. Цепилова Е. С. Особенности налогового регулирования экономики впечатлений на примере индустрии туризма. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(2):128–137. DOI: 10.26794/1999–849X-2022–15–2–128–137


Рецензия

Для цитирования:


Цепилова Е.С., Беляева О.И. Меры государственной поддержки МСП в малых туристских городах. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(5):28-39. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-5-28-39

For citation:


Tsepilova E.S., Belyaeva O.I. Measures of State Support for SMEs in Small Tourist Towns. Economics, taxes & law. 2024;17(5):28-39. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2024-17-5-28-39

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-849X (Print)
ISSN 2619-1474 (Online)