Образование как социальный институт: предпринимательский вектор
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-5-38-46
Аннотация
Объектом исследования выступает российская система высшего образования.
Предметы исследования — инструменты регулирования образовательной деятельности и их направленность на формирование высококвалифицированных специалистов, способных проявлять предпринимательскую инициативу и обладающих соответствующими компетенциями для решения проблем, возникающих в бизнес-среде.
Цель работы — выявление возможностей образования как социального института для повышения эффективности предпринимательской деятельности и получения высоких конечных результатов.
Исходными тезисами для написания статьи стало предположение об исключительно высокой роли высшего образования в организации малого, среднего и крупного бизнеса в изменяющихся внешних и внутренних условиях хозяйствования. В качестве теоретико-методологической основы для анализа принята концепция наращивания совокупного предложения как необходимого условия развития межгосударственных экономических связей, удовлетворения совокупного спроса на продукцию и услуги предпринимательского сектора со стороны отечественных и зарубежных потребителей. Установлены причины несоответствия мест трудоустройства завершивших обучение выпускников вузов по выбранным ими при поступлении в высшие учебные заведения специальностям, направлениям и профилям подготовки. Применение в процессе исследования общенаучных и прикладных методов позволило сделать вывод о необходимости обновления концептуальных основ образовательной политики и создания новой российской системы высшего образования взамен Болонской системы с ее бóльшей ориентированностью на подготовку наиболее востребованных кадров для работы в регионах и отраслях национальной экономики.
Об авторе
И. Н. МолчановРоссия
Игорь Николаевич Молчанов, доктор экономических наук, профессор, профессор департамента, профессор кафедры
финансовый факультет; департамент общественных финансов; экономический факультет; кафедра политической экономии
Москва
Список литературы
1. Аганбегян А. Г. Человеческий капитал и его главная составляющая — сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста. Экономические стратегии. 2017;3:66–79.
2. Смолин О. Н. Образование — для всех. Философия. Экономика. Политика. Законодательство. М.: ИКЦ-Академкнига; 2014. 1120 с.
3. Olimpia N. Disparities regarding competitiveness, human capital and inclusive development in the EU: A cluster analysis. Annals of Constantin Brancusi University of Targu-Jiu. Economy Series. 2019;1:61–71.
4. Зобнина М., Коротков А., Рожков А. Структура, вызовы и возможности развития предпринимательского образования в российских университетах. Форсайт. 2019;13(4):69–81. DOI: 10.17323/2500–2597.2019.4.69.81
5. Alaref J., Brodmann S., Premand P. The medium-term impact of entrepreneurship education on labor market outcomes: experimental evidence from university graduates in Tunisia. Washington, D.C.: The World Bank. 2019.
6. Mason C., Brown R. Entrepreneurial ecosystems and growth oriented entrepreneurship. Paris: OECD. 2014.
7. Шафранская И. Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(3):79–93. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021
8. Беляева Т. В., Ласковая А. К., Широкова Г. В. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательских намерений студентов: роль национальной культуры. Российский журнал менеджмента. 2016;14(1):59–86.
9. Чепуренко A. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки. Вопросы образования. 2017;3:250–276. DOI: 10.17323/1814–9545–2017–3–250–276
10. Valerio A., Parton B., Robb A. Entrepreneurial education and training programs around the world: dimensions for success. International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. 2014. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/18031/9781464802027.pdf?sequence=1
11. Духон А. Б., Зиньковский К. В., Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте. Вопросы образования. 2018;2:139–172. DOI: 10.17323/1814–9545–2018–2–139–172
Рецензия
Для цитирования:
Молчанов И.Н. Образование как социальный институт: предпринимательский вектор. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):38-46. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-5-38-46
For citation:
Molchanov I.N. Education as a Social Institution: an Entrepreneurial Vector. Economics, taxes & law. 2022;15(5):38-46. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-5-38-46