Введение глобального минимального корпоративного налога
https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-3-110-117
Аннотация
Предмет исследования — выраженная в Заявлении ОЭСР о двухкомпонентном решении возникающих в связи с цифровизацией экономики налоговых проблем инициатива введения механизма применения транснациональными компаниями минимальной ставки корпоративного налога независимо от того, в какой юрисдикции они зарегистрированы. Цель работы — исследование соотношения механизмов, посредством которых планируется обеспечивать взимание глобального минимального корпоративного налога, и анализ мероприятий, реализуемых Российской Федерацией, по противодействию уклонению от налогообложения с использованием офшорных юрисдикций.
Проведен сравнительный анализ правил, предусмотренных вторым компонентом Заявления о двухкомпонентном решении налоговых проблем, возникающих в связи с цифровизацией экономики, и изменений, внесенных Российской Федерацией в налоговые соглашения с Кипром, Мальтой и Люксембургом; выявлены причины, которые могут препятствовать применению глобального минимального корпоративного налога; рассмотрены его потенциальные последствия для Российской Федерации и иных государств.
Сделан вывод о том, что концепция договорного правила (Subject to Tax Rule, STTR) концептуально равнозначна корректировкам, внесенным в течение 2020–2021 гг. Российской Федерацией в заключенные соглашения об избежании двойного налогообложения. Существующие между ними отдельные различия не противоречат целям применения глобального минимального корпоративного налога и не препятствуют международному противодействию «эрозии» налоговой базы.
Об авторе
А. С. КондукторовРоссия
Антон Сергеевич Кондукторов — кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного, административного и финансового права.
Саратов
Список литературы
1. Каррьер-Сваллоу Я., Хаксар В. На пути к улучшению информационной экономики. Финансы и развитие. 2021;(1):10–13. URL: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2021/03/pdf/fd0321r.pdf.
2. Булыгин Д. И., Мусабиров И. Л. «Цифровые следы» как измерения ценности особенных благ. Информационное общество. 2019;(6):59–65.
3. Мотала М. Налоговый суверенитет и защита инвесторов: почему предлагаемый глобальный минимальный налог не положит конец корпоративному налоговому арбитражу. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2021;(2):99–131. DOI: 10.17323/1996–7845–2021–02–06
4. Шэксон Н. Борьба с налоговыми убежищами. Финансы и развитие. 2019;(3):6–10. URL: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2019/09/pdf/fd0919r.pdf.
5. Пономарева К. А. Налог на цифровые услуги во Франции: передовой опыт или дискриминация. Налоговед. 2021;(4):51–66.
6. Билотта Н. Что стоит за цифровым налогом: вызовы борьбы Европейского союза за технологический суверенитет. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020;(4):30–47. DOI: 10.17323/1996–7845–2020–04–02
7. Мачехин В. А. Налоговая деофшоризация в России и проект БЭПС: попытка сравнения. Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2016;(6):107–117.
Рецензия
Для цитирования:
Кондукторов А.С. Введение глобального минимального корпоративного налога. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(3):110-117. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-3-110-117
For citation:
Konduktorov A.S. Introduction of a Global Minimum Corporate Tax. Economics, taxes & law. 2022;15(3):110-117. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-3-110-117